Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было». Работа Михаила Карасика, фото со страницы facebook
Итак, две экспозиции. Первая разместилась в средневековом Аптекарском приказе музея и называется «Атлантида СССР». Ее автор – почтенный петербургский художник Михаил Карасик. Он известен своими оригинальными проектами в области авторской книги. Вот и на новой выставке он сделал большую композицию из разнообразных «некнижных книг». Вместо привычных переплетенных под обложкой формата А4 страниц по залу кружатся странные деревянные футляры с аккуратно сложенными в них графическими листами. На стенах висят принты на ткани. В витринах лежат гигантские альбомы, дизайн которых соотносится с книжной культурой «большого стиля» 1930 – 1950-х.
Чему же посвящены все эти необычные книги? Их тема обусловлена вторым направлением творческой деятельности Михаила Карасика. Он блестящий исследователь советской фотографии, книжного дизайна авангардной эпохи 1920 – 1930-х годов, автор изданий «Парадная книга Страны Советов», «Ударная книга советской детворы». Выставленные в зале книги-объекты посвящены советской архитектуре.
Художник уподобляет себя некому археологу, который вот копал-копал и наконец выкопал свитки, манускрипты, фолианты, ящики с какими-то оттисками будто магических картинок. На картинках - неведомые храмы неведомой религии.
На деле, все эти храмы неведомой религии, - осуществленные, но большей частью оставшиеся в замыслах строения Страны Советов. Самый ранний период из показанных на выставке – конструктивизм, точнее ленинградский конструктивизм. Особенно понравились работы, посвященные проектам Лазаря Хидекеля, его клубам рабочей молодежи. Хидекель учился у Малевича, потому чутко воспринял идеи главного авангардиста о сверхискусстве, супрематизме. Оно, как известно, есть динамическое сцепление в космическом пространстве плавающих геометрических форм. По такому вот супрематическому принципу Лазарь Хидекель проектировал свои здания. На огромных листах с заливкой фона разными яркими цветами они выглядят как павильоны заправки энергией для инопланетных кораблей. Карасик специально тиражирует один и тот же проект, печатая его на разных листах с разным фоном. Сразу вспоминаешь действующие как удар в глаз плакаты художников-конструктивистов. Одновременно – портреты работы отца мирового поп-арта Энди Уорхола, который делал трафаретные отпечатки лиц звезд массовой культуры (Мэрилин Монро), потом тиражировал изображение, используя разные цвета. Сам эффект тиражности, заливка одного и того же лица разноцветными агрессивными пятнами создавали эффект развоплощения реального человека, замены его истинного присутствия в мире наличием лишь рекламного подобия, бренда. Конструктивистские дома на листах и тканях Карасика вот так же воспринимаются какими-то ирреальными формулами, знаками, никогда не существующими в подлинно земном измерении.
Для «Атлантиды СССР» 1930-х годов главным капищем был, конечно, спроектированный на месте взорванного Храма Христа Спасителя Дворец Советов. В печатной, как будто немного стертой и обобщенной версии Михаила Карасика он очень смахивает на страшный зиккурат древней Ассирии. Невольно думаешь, что было бы с Москвой, да и с Россией, миром в целом, - случись все это в реальности. Ведь для жителей столицы, например, он реально застил бы небо и был бы скрытой угрозой существования всегда, постоянно. Из любой точки города он воспринимался бы как тот столб надзирателя за заключенными. Такой столб был осью усовершенствованной круглой тюрьмы Паноптикон, которую придумали в XVIII веке. Сегодня модно любить архитектуру Страны Советов, как и сильную руку, вертикали, стабильность, чего там еще… В проектах времени диктатуры Сталина видят мощь, нерушимость, пафос здоровья и величия. Действительно, построенные по образу Дворца Советов семь высоток Москвы впечатляют неведомой нынче культурой строительства, интересной композицией, обращением к классическому наследию. Многие, глядя на эти высотки, начинают ностальгировать по не случившемуся Дворцу. И совершенно забывают о том, что нынешние высотные дома лишь макетики в сравнении с полукилометровым почти в высоту (включая статую Ленина на крыше пирамиды) монстром. Если бы он был – он бы был неотвратим, неизбежен. Сейчас о нем приятно думать, предаваясь химерам интеллектуальной раскованности. Будь он не плодом искусствоведческой археологии, а былью, мысль об него бы билась, тщетно ища выхода и свободы. Спасибо Карасику, что благодаря своей «Атлантиде СССР», он об этом напомнил и внутренне заставил содрогнуться.
Экспозиция в эффектных развалинах флигеля музея - «Руине» - называется Infinitive. Ее автор хорошо заявивший о себе молодой художник из хорошей семьи – Иван Лунгин. Его метод в чем-то схож с методом Михаила Карасика: он представляет зрителю тоже нечто вроде «фантомной боли» нашей архитектурной истории. На больших холстах (метр на два) живописует «портреты» брошенных в позднее советское время строек. Бетонные сараи, торчащие балки, недостроенные многоэтажки выкладывают на его картинах какие-то фантастические структуры, то ли ставшие почти монохромными композиции абстракционистов, то ли место действия фильма «Сталкер», то ли оптические штудии на определение пространственных координат, линии горизонта. Картина Ивана Лунгина, фото сайта muar.ru
Во флигеле «Руина» картины Лунгина смотрятся просто великолепно. Они врастают в саму ткань красиво одряхлевшей постройки прошлых веков. Они ведут с ней неспешный разговор. По-стариковски. Однако о своем. Сам Иван Лунгин настаивает, что они написал не руины, а эмбрионы, зародыши того, чему так и не суждено было осуществиться. Действительно, их композиции, ритм, форма ассоциируются с абстракцией скорее послевоенного времени, нежели эпохи Великой Утопии Малевича и Со. Довоенная абстракция, будь то Малевич, Родченко, Лисицкий все же апеллировала к привычной мыслительной логике, основанной на идеях универсального, всеобщего знания (ну то есть, вот существует реалистическое искусство, оно подражательно, потому плохо, мы взамен вам дадим такое, которое ничему не подражает, вот в этом и заключается высшая логика). Новая абстракция смирилась с тем, что никакого универсального, системного знания нет, имеются очень индивидуальные, полные надежд, опасностей, лишений и отчаяния попытки обрести свой путь в недружественной тебе реальности. Свой путь и к Вере. Потому дома-эмбрионы Ивана Лунгина не столько памятник советской утопии, сколько слепки его личного экзистенциального переживания по поводу своей жизни, своей биографии в этой вроде бы родной ему, но ставшей абстракцией советской стране. Впрочем, их можно воспринимать и с чисто формальных позиций, как испытание посредством обращения к модернистской архитектуре гравитационных качеств самой живописи. Тогда Иван Лунгин органично вписывается в востребованную сегодня тему «Возвращение живописи» и шлет привет молодым художникам Лейпцигской школы, Маттиасу Вайшеру, например.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Выставка "1000 лет золота инков": металл красивый, но жестокий До 26 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «1000 лет золота инков». Она показывает более 80 предметов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме.
Выставка "чемоданов для последнего путешествия": что русскому хорошо, а немцу смерть? Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Искусство есть мечтать и видеть сны В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке до конца сентября открыта экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует». Это именно экспозиция, а не выставка в привычном смысле. Ее жанр многосоставен и сложен, соответствует теме «современное искусство для неофитов».
Отчеканенный праздник В Эрмитаже развернуты три интересные экспозиции: «Гроза двенадцатого года», «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях) и «Оловянные солдатики в Эрмитаже»
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Русская Палестина в центре Москвы: в «Манеже» открылась выставка Палестинского общества 5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
«Преодоление»: Выставка о гонениях на Церковь, которую обязательно надо увидеть 7 ноября в Музее современной истории России открылась выставка о подвиге, жизни и судьбе Церкви в СССР. Экспонаты уникальны: облачение патриарха Тихона и хирургические инструменты архиепископа Луки, протоколы допросов новомучеников и книжки свяшенников-ренегатов, потиры для лагерной Литургии, сделанные из стаканов и многое-многое другое. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.