Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
На выставке представлены 100 чемоданов, 50 из которых собирали жители Германии, 50 - России
На московской выставке «Мой самый важный чемодан» 50 предсмертных чемоданов заполнены немцами, а 50 — русскими. Каждому, кто собирал чемодан предлагалось заполнить анкету с графами «о себе» и «о своем чемодане». Среди российских участников официантка, нефтяник, психотерапевт, журналист, историк религии и директор цветочного магазина, есть и известные люди — актер Александр Ширвиндт (собрал даже 2 чемодана!), фотограф Юрий Рост, журналист Дмитрий Соколов-Митрич, православный священник и руководитель организации помощи бездомным «Люди вокзалов», иерей Феодор Котрелев.
Проект начался в 2006 году и с тех пор проходит в разных странах. До России чемоданы показывались в Германии и Швейцарии, а в Москву выставка приехала в рамках года Германии в России. Размышляя над фактом конечности земного существования, участникам предлагалось сделать попытку проиллюстрировать свое понимание смерти и проанализировать ценность жизни. Некоторые чемоданы так и остались пустыми или полупустыми, во многих можно увидеть похожие вещи: книги, игрушки, семейные фотографии, а где-то оказались совсем неожиданные предметы: кроссворды судоку, бутылка водки и плавленный сырок, елочные гирлянды, пинцет и помада. К слову, именно такой набор: кроссворд, водка, плавленный сырок предлагался в прошлом году находчивыми дельцами как набор для спасения при конце света по календарю индейцев Майя.
Священник Феодор Котрелев шьет себе облачения сам, а для выставки сделал специальный крест:
— Эта выставка оказалась для меня очень интересной, Главным образом потому, что я не сразу проникся этой странной идеей. Если серьезно подумать на эту тему, то становится непонятно, а что можно положить в последний чемодан? И нужно ли это вообще? Я долго-долго ходил, думал об этом. И в процессе втянулся! Мне в голову пришла идея, что ничего с собой взять нельзя, кроме символа. Потому что единственное явление в мире, которое соединяет материальный мир и нематериальный — это символ. Одной ногой он стоит на земле, другой — на небе. И невозможно сказать чего в нем больше — мира материи или мира идей.
Какой символ самый главный в моей жизни? Это крест. Но какой положить крест? Не софринский же?! Наоборот, какой-то наименее индустриальный. Чем больше в символе сделанности, тем меньше он символ и тем больше он вещь. А чем более он странный и несовершенный, тем более он символ. Тогда я решил сделать крест самому. У меня было два варианта — либо сделать его из веточек, как св.Нина, просветительница Грузии, либо сшить. Поскольку я люблю шить и сам шью себе облачения, то решил сшить.
Эта выставка — попытка каждым из участников определить свою самоиндефикацию и сохранить ее после смерти. Каждый берет часть себя, поэтому большинство положили в свой чемодан детские фотографии, игрушки — что-то самое дорогое, самое трогательное и ярко напоминающее о себе и близких. Это было сделано в попытке унести с собой самое интимное, самое ценное. Работа, которая мне понравилась больше всего — это чемоданчик со звуками. Девушка взяла с собой звуки. Это хорошая идея. Понятно, что чемодан с лампочками и пленками взять нельзя, но концептуально решение правильное. Поскольку звук из материальных вещей, наименее материальный. И на удивление мало оказалось приколов. Приколов, как способа уйти от страшного и непостижимого. Отвечать на вопрос, но отвечать шутливо, потому что отвечать серьезно на этот вопрос страшно.
Публицист Дмитрий Соколов-Митрич вначале хотел ничего в чемодан не класть, но передумал:
— Первое желание было ничего в чемодан не класть, потому что взять с собой ничего нельзя. Но я решил все-таки не выпендриваться и отнестись к этому, как к коллективной игре. Я стал ходить по дому и смотреть по сторонам.
Первым что зацепило глаз была хоккейная шайба. Еще я взял камеру для велосипеда и пульт управления от детского кораблика. Посмотрев внимательно на свой набор, я стал думать что общего есть между этими вещами и понял, что они связаны с передвижением в пространстве. Тогда я все остальное по тому же принципу. Взял просроченный загранпаспорт, посадочные талоны на самолет. В результате размышления над этим проектом, я понял, что все хорошее, что происходило в моей жизни было связано с перемещением в пространстве, со скоростью. Я люблю скорость, хотя не люблю высоту, не люблю воду. Так и получился мой чемодан.
Надо сказать, что жена обиделась, когда его увидела. Она сказала: «Неужели в твоей жизни ничего не значим мы — твой ребенок и я?» Пришлось долго извиняться. Я объяснил, что боялся ее расстроить, положив в чемоданчик со смертью фотографию ребенка — это будет плохая примета или что-нибудь такое. Наоборот, я не хотел вмешивать ребенка и семью в сложные отношения со смертью.
Больше всего мне понравился чемодан, в котором были следы ног на песке. Изящно и просто выражено присутствие человека в этом мире. Видна адекватная оценка своего присутствия. Без всякого пафоса.
Иерей Федор Котрелев, 43 года
О себе:
Священник Русской Православной Церкви. Отец 8 детей. Руководитель организации "Люди вокзалов" - помощь бездомным. Образование - филологическое (МГУ), богословское (ПСТГУ). О чемодане:
Крест, как вызов (смерти). Там, в последнем пути, нам не потребуются вещи - не до них будет. Другое дело - символы, явления высшей реальности, соединяющие материю и мир идей. Крест - как символ моего спасения. Если будет страшно, он поможет мне в пути.
Этот крест я сшил сам из шинельного сукна, которое мой дед привез с последней германской войны. Крест - символ победы над смертью. Что еще положишь в этот чемодан?
Дмитрий Соколов-Митрич, 38 лет
О себе:
Репортер, публицист, заместитель главного редактора журнала "Русский репортер". Родился в городе Гатчина, объездил 36 стран и 69 регионов России, написал много слов. Принял участие в рождении и воспитании дочери и сына. Любил и был любим. О чемодане:
Все что я делал в этой жизни, называется "движение". Я просто куда-то шел и чего-то достигал. Поэтому я прошелся по квартире и нашел предметы, которые так или иначе связаны со скоростью и преодолением расстояний. Почему-то почти все эти предметы оказались черного цвета. Прожитая жизнь в таком ракурсе смотрится достаточно глупо, поэтому я решил добавить в портфель то единственное, что придает ей реальный смысл.
Мэй Буали (8 лет) и Айман Буали (9 лет) О себе:
Мы живем в одном городе, в одном доме и в одной комнате, а теперь собрали не совсем понятно куда один чемодан на двоих. Мы разные, как и все в нашей семье. У нас все как в государстве - есть президент, папа, Есть любимый вице-президент - мама, она обо всех заботится. Есть министр культуры - старшая сестры, она занимается искусством. А мы школьники, свободные горожане и будущее государства. О чемодане:
Мы не знаем, что будет там, куда мы собрались. На случа, если совсем ничего - берем самое необходимое. Еще есть вещи, с которыми связано что-то особенное. Но на вопрос о том что самое важное, мы не совещаясь, решили, что это люди, которые с нами на фотографиях. Пусть будут они на крышке чемодана.
Яна Норина, 26 лет О себе:
Психотерапевт, перформер, хореограф. По профессии занимаюсь танце-двигательной терапией с детьми с особыми возможностями здоровья. Также ставлю перформансы, танцую. В последнее время много занимаюсь танцами в воздухе. О чемодане:
Книга "V значит вендетта" - фильм в свое время очень поддержал меня, книгу я прочла за один день, но с тех пор не перечитывала. Воздушные полотна, снаряжение - всегда найдется дерево или балка, чтобы повесить полотно и полазить. Шоколад. Записаная книжка - танцоры, перформеры, все кто важен и дорог мне. Часы в стиле Сальвадора Дали - подарок сестры. Ручка.
О чемодане:
Собирая чемодан, я погрузилась в размышление о бытии. И в ходе размышлений, выделила не физические и материальные ценности, а духовные и интеллектуальные. Итогом стало множество афоризмов великих людей, а именно их бесценная мудрость, которая помогает в жизненных решениях. Вот было бы так же как в игре и можно было бы переносить накопленный опыт в другую жизнь…!
Анатолий Голубовский, 56 лет О чемодане:
Я ничего не знаю про мир иной. Это стыдно, наверное. Но я благодарен "чемоданному" проекту за то, что он помог мне понять что-то важное. Вы обратили внимание на то, что многие не стирают номера ушедших в адресных книгах мобильных телефонов?И не "расфренживают" умерших друзей в фейсбуке. Это я к тому, что унести с собой в чемодане я хотел бы инструмент коммуникации. Уверен, что там, откуда никто не возвращается, коммуникация устроена иначе. Или все там сплошная не материализованная коммуникация. Поэтому я положил бы в "самый важный чемодан" ее символ - свой фейсбучный профиль. Думаю, по профилю - по друзьям, словам, картинкам - меня можно будет как-то реконструировать в ином мире, если вдруг появится такая возможность. Чувствую, что во всем вышесказанном есть что-то попсово-поверхностное. Зато от души.
Мария Маханько, 33 года
Родилась в Москве 18 марта 1980 года. Жила в Бельгии, Португалии, в 16 лет вернулась в Россию. Окончила ВГИК (мастерская Вадима Абрамова). Специальность: кинорежиссер. Снимаю кинокомедии. Говорю на французском и португальском языках и очень люблю футбол (болею за Локомотив). О чемодане:
В чемодане вещи, олицетворяющие то, без чего не было бы смысла жить: 1. Фотография моей семьи, включая собак Лизи и Плюшку. 2. Платье, которое было на мне, когда состоялся 1-ый поцелуй с самым главным мужчиной в моей жизни. 3. Гран-при кинофестиваля, самая главная на данный момент моя награда за мою комедию "Мужская женская игра". Были и другие награды, но 1-ая всегда любимейшая. 4. Болельщицкий шарф моей команды "Локо", как символ моей любви к футболу.
Артем Варкентин, 29 лет О себе и о чемодане:
Кроме спорта, есть работа. Хожу каждый день в офис и думаю, что делаю что-то полезное. Но на самом деле убери меня из цепочки сотрудников, ничего не изменится. По сути, я никто. Но у меня столько идея, столько стремлений и я знаю, что могу многого достичь, но нужно работать. Потому что я приезжий, потому что я один. Если бы не спорт, смысла вообще бы в моей жизни не было. Я не пессимист, но такова реальность. Выход всегда есть и я где-то рядом с ним. Каждый мой переезд на новую квартиру, как путь в неизвестность. Каждый раз, я думаю, что переезжаю насовсем, но вскоре я ищу новое жилье. Мой чемодан. В нем все, что у меня есть. В нем весь я. Его я с собой и возьму.
Анна Сонькина, 29 лет О себе:
Я часто думаю о смерти - работа такая. За свою недолгую жизнь я пережила самое большое счастье и самое большое несчастье, которые могу себе представить. У меня двое детей и я верю в Бога. О чемодане:
Мой чемодан пуст. Хочется прожить так, чтобы ничего не осталось "грузом" и можно было идти в мир иной налегке. Это не потому, что ничто в этой жизни не ценно - отнюдь! а а потому, что… написано на послании в моем пустом чемодане. Поэтому.
Клаудия Брой, 37 лет О себе:
Все видят, каким ты кажешься. Но лишь немногие чувствуют, каков ты на самом деле.
В 2001 году жизнь изменилась. В январе умер мой дедушка. В марте я выжила после несчастного случая, получив тяжелые травмы. а мой любимый погиб. В октябре в возрасте 100 лет умер мой второй дедушка. Помните: С собственной смертью мы умираем. Со смертью других мы должны жить (Маша Калеко). О чемодане:
Куда приведет меня мой последний путь, не знает никто. Я не смогу взять с собой ничего материального. Но мне не хочется терять связь с людьми, которые были в моей жизни. Поэтому я положила в чемодан этот телефон.
Дагмар О себе:
Мне 49 лет, замужем уже 29 лет, мать троих взрослых мужчин. Моя профессия - уход за престарелыми, я работаю координатором в хосписе и потому каждый день имею дело с умирающими и их близкими. В свободное время я люблю работать в своем саду, гулять на природе с собакой или играть с кошкой. О чемодане:
Это наша ручная кладь. Мне нужно, чтобы ты был рядом, когда я отправлюсь в последний путь. Я хочу держать твою руку, чувствовать твою близость. Если тебе будет холодно, если ситуация станет для тебя невыносимой, закутайся в одеяло. Зажги нам ароматическую свечу. Если ты не найдешь слов и не сможешь выдержать тишины, почитай мне вслух. Мне особенно нравится "Чудесно храним добрыми силами". Смочи мои губы водой из бутылочки с разбрызгивателем или влажным платком. Намажь мою руку кремом… - отпусти меня, чтобы последний шаг я сделала сама. Я благодарю тебя.
Дмитрий Стахов, 58 лет О себе:
Родился в Москве. Учился в школе, медучилище, служил в танковых войсках. Работал в «психушке», учился на факультете психологии, работал в акадеимическом институте, занимался частной психотерапевтической практикой. Писать начал давно, печататься в конце 80-х. Вдруг стал журналистом. Написал и опубликовал 8 романов, много рассказов и повестей. Женат. С женой выпустил книгу «Истории простых вещей». О чемодане:
1. Шахматы. 2. Водка, 3. Плавленный сырок, 4. Валидол, 5. Туалетная бумага. 6. US$(на кофе). 7.Спички, 8. Табак, 9. Трубка деда (расстреляли в 1938 году). 10. Зубная паста, 11. Зубная щетка.
Хельга Брайтенбах О себе:
Я работала секретарем правления, сейчас мне 63 года, и я наслаждаюсь тем, что у меня так много свободного времени. Я беру уроки рисования, с нетерпением жду еженедельных занятий йогой и медитацией. Люблю танцевать, смеяться и путешествовать (например, могу отправиться одна на велосипеде из Хильдена в Штарнберг). На общественных началах работаю в Союзе помощи тяжелобольным и умирающим города Хильдена. Моя семья и друзья считают меня очень позитивной и жизнерадостной бабушкой, матерью сестрой и подругой. О чемодане:
Мысли об умирании, смерти и собственной бренности заставляют меня жить более осознанно и честно. В качестве багажа в мой последний путь я возьму только веру в Бога.
Перевод надписи в чемодане. На крышке: Вера в Бога. На дне: Я не знаю, куда ведет меня Бог. Но я знаю, что Он меня ведет.
О чемодане:
10 книг.
"Авторы, которых мы здесь разбирали, - все старые знакомые и "вечные спутники"… Это вечный багаж культурного человечества, и от времени до времени каждому из нас не мешает распаковать чемодан…" Владимир Жаботинский. "Десять книг". 1904 год
"У меня здесь два чемодана книг и ни одной тряпки. Трямки мне не нужны…" Л.Н.Гумилев. Письмо из Омского лагеря 18 января 1955 год
"Книга, отправившаяся в лучший мир… Седьмая книга на киселе… Книга от автора недалеко палает". Вагрич Бахчанян. Сочинение №155. 1980 год
Александр Ширвиндт, 78 лет О себе:
Народный артист России, профессор, художественный руководитель Московского академического театра Сатиры. О чемодане:
Если Ад: 1. противоипритная куртка с капюшоном, 2. полено сырое (если в огонь), 3. коллегия Минкультуры (для общения), 4. портрет жены
Если Рай: 1. Опарыш искусственный (на случай райского клева), 2. грим (для театра теней - все любимые партнеры уже там), 3. шпроты (на первое время), 4. наколенники (гулять по райским кущам), 5. Саша Черный (чтобы не забыть), 6. Мобильнк оплаченный (для связи с внуками), 7. Портрет жены
Нина Дубровина, 50 лет О себе:
Родилась в Москве, в семье художников. Закончила обычную московскую школу. Потом закончила МГУ им.Ломоносова, факультет журналистики. Вышла замуж, родила сына. 10 лет занимаюсь изобразительным искусством (живописью); Выставлялась в Москве, в Германии, во Франции. Посление 15 лет работала в журналах об архитектуре и дизайне интерьеров. Сейчас являюсь редакционным директором журнала "Домой. Интерьеры и идеи". О чемодане:
Какие чувства у вас вызывает пустая бутылка из-под вина? А любая тара, из которой извлекли содержимое? Правильно, все это поскорей хочется утилизировать. Так и с человеческим телом, из которого ушла душа. Остается только оболочка, которую нужно похоронить, кремировать или утилизировать каким-то иным способом. Поскольку я не могу уместить в чемодан крематорий, то положила немного дров и спички, чтобы как-то облегчить моим близким задачу утилизации моей бренной оболочки после смерти.
Петер Кнооб О себе:
55 лет, женат, двое детей, родился и живу в городе Бергиш-Гладбах, верующий католик, сотрудник полиции. О чемодане:
Вера в жизнь после смерти дает уверенность в том, что все кто был разлучен, снова встретятся. Я живу в радостном предвкушении этой встречи и твердо убежден, что смерть станет началом новой, вечной жизни, где я увижу всех дорогих моему сердцу людей. Библия, фотографии, моей семьи и розарий (католические четки - авт.) послужат мне опорой и поддержкой, если они мне понадобятся.
Перевод надписи в чемодане: "Существует жизнь, жизнь после смерти!" Группа "Блек фес", "И все разобщенное соединяется вновь", Фридрих Гельдерлин
Патрик Тибо О себе:
С теоретической точки зрения сейчас я на середине своего жизненного пути. Я хотел бы остановить время сейчас. Но умереть не сразу. Позвольте мне еще пожить… Пожалуйста… О чемодане:
Те, кто останется на Земле после того, как я уйду, забудут меня, жизнь будет идти свои чередом. Лишь Бог знает, что ждет меня на другой стороне. Поэтому лучше всего взять с собой воспоминания о моей земной жизни. То, что полно любовью. И раз уж я канадец - кленовый сироп и толстые носки.
Таня Шефер
"Путешествие - это жизнь, а жизнь - это путешествие". О себе:
Мне очень нравится жить и проводить все свое время во Франкфурте, который стал моим домом три года назад. Мне 31 год, в работе мне каждый день приходится сталкиваться с жизнью и смертью; Это нелегкое дело, как и мой чемодан. О чемодане:
Я хочу посвятить его своей маме. Много лет назад она отправился в свой последний путь, и я хочу встретить ее с этим чемоданом. Тогда я смогу рассказать ей о моей жизни, желания, мечтах и показать важные для меня вещи…
О себе: журналист О чемодане:
В моем чемодане собрано то, что помогло бы зафиксировать неизвестное. Простые средства связи, познания, исследования: фотоаппарат, телефон, электронная книжка, куда вмещается сразу много томов. Бумага и ручка для заметок. Зеркало, чтобы видеть себя по ту сторону интересно, насколько изменится собственный облик. А еще - платье для особенно торжественных случаев. Для Суда, к примеру.
Анни и Ханс Бёмер О нас:
Мы женаты уже 38 лет. У нас два сына, очень хорошие невестки и четыре внука в возрасте от 4 месяцев до 4 лет. Мы верующие христиане и участвуем в работе католической церкви. За последние пять лет мы проводили в последний путь пять членов нашей семьи. Один из нас, Ханс, уже несколько лет болен остеопорозом и раком. Мы чувствуем, что мы в руках Божьих и вступаем в каждый новый день с надеждой. О нашем чемодане:
Мы верим, что после смерти окажемся у цели, у Бога. Как известно, в доме Господа нашего обителей много. Все приготовлено. Как мы пришли в этот мир - единственными в своем роде и нагими, так мы и предстанем перед Господом. Там у нас будет все, ничего с собой брать не нужно. Тем не менее, мы кладем в чемодан то, что нам было очень важно при жизни: фотографию нашей семьи и внука №4, наш молитвенник, где лежат памятки с последней церковной службы по нашим усопшим, розарий (католические четки - авт.), в котором все молитвы и вся жизнь Иисуса.
О себе:
Я бы ничего не стал собирать в "последний путь". Не хочу что-то придумывать, ради того чтобы придумать. Я человек не религиозный, никакого практического смысла в собирании вещей в последний путь не вижу, это скорее важно уже не тебе, а тем кто остался. Все эти обряды и традиции как раз и формируют общность народа, принадлежность к той или иной группе. Человеку в принципе, если он не какой-нибудь фанатик (ему это предписывает религия или личный какой-нибудь заскок) должно быть все равно, что ему там положит. Вот и мне тоже все равно. Смерть - это смерть. О чемодане:
Но это не говорит о том, что мне все равно, как я живу и какую память о себе оставлю. Вот за это как раз и отвечает мировоззрение человека, как он себя видит и как относится к жизни. Что в него заложили родители и общество, какое место в жизни он нашел, что он пережил, и как это повлияло на него. Вера в Бога или не вера не делает человека априори "хорошим" или "плохим", все равно все закладывается окружением и информацией, какую человек получает и в каком контексте. И обязательно у человека должны быть какие-то этические нормы, какие- то тормоза.
Я военный, и я это профессию выбрал осознанно. Не буду говорить про патриотизм, Родину и т.п. просто скажу, что кроме всего прочего я как офицер должен быть готов встать на защиту этой самой Родины и быть морально готовым к смерть и я к этому готов. Поэтому к этой теме у меня такой рациональный подход.
Юрген Бекер, 54 года О себе:
Кабаретист, родился 27 августа 1959 года в Кельне. О чемодане:
Трубка, табак, спички. Когда умираешь, можно и покурить.
О себе: повар О чемодане:
Помидоры во всех своих видах и проявлениях, iPhone и ноут, а так же моя первая книга, которую я помню от корки до корки. В мои 7 лет, переживания за Алешку и подземных жителей уложили меня в постель с температурой 40.
Анна Алявдина, 59 лет О себе:
Родилась и училась в Москве. Работала в научно-технической библиотеке МГТУ им.Баумана. Люблю читать исторические и военные мемуары, слушать классическую музыку и французский шансон, запах кофе. Но главным для меня является моя семья. О чемодане:
В чемодан положу то, с чем не хочу расставаться никогда. Фото любимых мужчин - мужа и двух сыновей, диск всех концертов Моцарта (любимый №23), книгу воспоминаний «Записки уцелевшего» Сергея Голицына, флакончик духов «Caleсhe» и пачку кофе.
Буракова Екатерина, 34 года О себе:
По образованию я графический дизайнер, фотограф О чемодане:
Мое главное отношение к смерти, ее нет фактически, мы переходим в другой мир. Тело умирает, остается душа, эмоции и память.
Йоанита Херрекенкнехт О себе:
То, что я стала такой, какая я есть, - это заслуга моих близких. Моих родителей, брата и сестры, друзей и моего молодого человека. Они - моя жизнь. Если ты знаешь их - ты знаешь меня. Информация для любителей дат: родилась в 1980 году в городе Саскатун в Канаде, выросла в Шванау, в Баден-Вюртемберг, была старшей из трех разбойников. Отец - строитель тоннелей, мать художница из Колумбии, работает с керамикой. Я изучаю промышленный дизайн. О чемодане:
Что взять с собой? Трудный вопрос. Друзья не поместятся - они или последуют за тобой, или уже ушли. Но фотографии! Воспоминания! О чудесном времени и о мире - о моей жизни! Еще мой дневник с последними записанными мыслями и чистыми страницами для мыслей после смерти. И истории из старой жизни. И еще мое покрывальце, ему столько же лет, сколько и мне - 25. Это мое счастливое детство, защищенность, забота, любовь.Мне нечего бояться. - Все было хорошо.
Риа Анита Майер О себе:
48 лет, разведена, 2 сына (25 и 22 года), живу одна. Последние шесть лет сотрудник похоронного бюро «Пютц-Рот». Любовь моих сыновей, природа, хорошая еда, классическая музыка, танцы, натуризм, сауна и плавание. Любимое высказывание: Каждый день - хороший день, чтобы жить или чтобы умереть! О чемодане:
Я снова распаковала свой чемодан, потому что положила в него только вещи для тех, кто останется. В момент смерти я ничего не смогу взять с собой, кроме того, что уже есть у меня в моем сердце, в моей душе, ничего материального, даже одежду. Я пришла в этот мир нагой и отправлюсь дальше тоже нагой. Одежда мне понадобится только тогда, когда мои мальчики захотят попрощаться. -Там, где я буду, обо мне позаботятся!
Кэтлин Хабельт О себе:
Я родилась в 1982 году в Герлице, с 2001 года изучаю живопись и графику в Институте изобразительных искусств в Дрездене. Я позитивный человек и оптимист, тем не менее, последние шесть лет меня занимают проблемы умирания и смерти: оформление оконных стекол траурного зала одного из похоронных бюро в Герлице помогло мне пережить потерю близких людей. И в моем творчестве я тоже затрагиваю эту столь тяжелую для многих тему. О чемодане:
В моем чемодане нет материальных вещей, но есть отпечатки моих ног на песке. Это - символы моей неповторимости. А, кроме того, они символизируют мою бренность: они смываются на песке - так и я не вечна. Не в последнюю очередь эти следы олицетворяют мою прошлую жизнь и предстоящее мне после смерти путешествие: я была и буду однажды бывшей. Я беру с собой только мои воспоминания, то, что мне довелось пережить и что мне важно. Следы моих ног значат для меня то, что я смогу простится с дорогими мне людьми и с моей собственной жизнью.
Виталий Пацюков. 74 года О себе:
Родился в Москве, но значительную часть детства и юности провел в Крыму, в Евпатории, в окружении влюбленных друг в друга самых близких для меня людей - бабушки и дедушки. Именно от них я получил в подарок этого плюшевого медведя, который моложе меня ровно на один год. Солнце, окрестры на евпаторийской набережной, чувственность джаза и образы женщин в легких летних одеждах, запах моря и непрерывность морской волны - вот та память, которая дает мне жизнь. Она позволяет мне любить радикальную культуру, классическую музыку и моих друзей. О чемодане:
В этом чемодане хранится мое детство, его звуки и образы - склеенная моим дедушкой коробочка из выброшенных морем ракушек; мои любимые детские книжки, прочитанные в Крыму; поэзия Бориса Пастернака как второе рождение; пластинка Телониуса Монка, в которой живут паузы Джона Кейджа и замирание мира между приливом и отливом волны; страничка партитуры Владимира Мартынова, просветленного человека, танцующего на берегу, в пространстве, соединяющем земную и все остальные стихии.
На выходе с выставки всем посетителям предлагалось подумать, а что бы они взяли с собой? А что бы взяли вы?
Выставка «Мой самый важный чемодан» проходит в Манеже (Москва, Манежная площадь, 1) до 26 июня 2013 года. Режим работы: вторник - воскресенье 12:00 - 22:00, понедельник - выходной. Телефон:+ 7 495 645 92 77
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Выставка "1000 лет золота инков": металл красивый, но жестокий До 26 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «1000 лет золота инков». Она показывает более 80 предметов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме.
Выставки в МУАРе: Неведомые храмы исчезнувшей страны Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было».
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Искусство есть мечтать и видеть сны В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке до конца сентября открыта экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует». Это именно экспозиция, а не выставка в привычном смысле. Ее жанр многосоставен и сложен, соответствует теме «современное искусство для неофитов».
Отчеканенный праздник В Эрмитаже развернуты три интересные экспозиции: «Гроза двенадцатого года», «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях) и «Оловянные солдатики в Эрмитаже»
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
Страшный суд: композиция иконы 10 марта будет отмечаться третья подготовительная к Великому посту неделя – о Страшном Суде. Обычно Страшный суд изображается на западной стене храма, но знаем ли мы, что есть что на этой сложной фреске? Престол уготованный, огненная река, лоно Авраамово, милостивый блудник, море и земля отдают мертвецов... Что значат все эти образы?
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Русская Палестина в центре Москвы: в «Манеже» открылась выставка Палестинского общества 5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.