Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Выставка «Неизвестная страна художников» откроется в Красноярске 17 июля. Частично на ней будут представлены экспонаты выставки «Родина» Марата Гельмана, которая прославилась благодаря резко негативной реакции общественности, и, в первую очередь, православных христиан в Краснодаре и Новосибирске. Как сообщил сегодня глава Отдела по взаимодействию церкви и общества Красноярской епархии священник Петр Боев, организаторы выставки в Красноярске приняли решение снять часть экспонатов с экспозиции. Напомним, что накануне стало известно, что и в Красноярской епархии также выразили недоумение по поводу отдельных экспонатов выставки, например куполов из клизм, которые «ранят сердце неподготовленного зрителя». «Человек без искусствоведческого или культурологического образования вряд ли сможет прочитать мысль, заложенную в экспонатах, — считает отец Петр. — Первая мысль у всех, кто видел эту выставку, в том числе и у людей светских, что это одно сплошное глумление, пафосный и непонятный юмор». Кроме того, как считает священник, выставка проводится на средства налогоплательщиков, большинство из которых называют себя православными. Епархия, в данном случае, выражает и их мнение. Интересно отметить, что первоначально в Красноярской епархии вообще не планировали комментировать выставку. Критическая оценка, как рассказал в своем блоге о. Петр, прозвучала в ответ на вопрос журналиста, который сам позвонил в епархию и поинтересовался ее отношением. «Очевидно, что на скандал настроены многие и скандала ждут, — пишет о.Петр. — Официально скажу, что никакого скандала не планировалось и не будет. Если бы корреспонденты не позвонили, может быть, мы бы даже ничего и не сказали. Вопрос звучал определенно: каково отношение. Отношение, понятное дело, — не позитивное. И вот уже по интернету начали разносить одни и те же фразочки, а кто-то просто придумывал и додумывал: требуют запретить, возмущены, бунтуют!»
Несмотря на то, что информационный шум вокруг выставки и Церкви оказался результатом провокации со стороны журналистов, свое действие она возымела – часть экспонатов, в том числе купола из клизм, с экспозиции сняли. Может ли Церковь вмешиваться дела искусства? Создатель и руководитель красноярского проекта «Музей современного Христианского искусства», член Союза архитекторов России и одновременно православный сященник прот. Андрей Юревич считает, что Церковь не должна превращаться в полицию нравов, но вмешиваться все-таки может и должна.
«В течение 10 лет каждые 2 года мы проводили в Красноярске Всероссийские выставки современного христианского искусства. Их состоялось 5, последняя была летом 2010года. Именно этим летом должна была состояться очередная выставка, но в силу очень многих обстоятельств этого не произошло. А «свято место», как известно, «пусто не бывает». И теперь в Красноярск приезжает скандально известная выставка художников актуального искусства, организованная Маратом Гельманом, так называемая, «Родина».
Само словосочетание «актуальное искусство», на мой взгляд, довольно абсурдно. Актуальное -это значит злободневное, сиюминутное, то, что важно сейчас. Но есть вещи, которые нелепо называть актуальными, потому что они важны всегда. Как можно сказать актуальное солнце? Или актуальная любовь? Это абсурдные словосочетания, потому что это вечные вещи, и к ним не применяется слово «актуальное». Вернее, они актуальны всегда. Искусство – это тоже понятие из области вечного, и настоящее искусство актуально всегда. Такое словосочетание можно с натяжкой принять только как условный искусствоведческий термин.
Отец Андрей оценивает выставку, с которой знаком через интернет, довольно критически.
Вот, например, экспонат с клизмами на банках под названием « Голубые города». Синие клизмы на банках. Много. Стоят рядом друг с другом. О чем художник хотел сказать? О том, что церкви, по его мнению, заполонили пространство городов? Или что наши храмы как клизмы или как банки — внутри ничего духовного не имеют? Я где-то читал такую трактовку этого произведения самим Гельманом. По сути – ложь, по подаче - плоско. Я понимаю, художник может иметь свое особое мнение, но, например, Николай Ге, который был во многом духовным диссидентом, гораздо глубже высказывался.
Наше актуальное искусство в основном плоско, цинично, пошло и смешно. И если это называется современным искусством, то мне жалко такое искусство. И жалко людей, которые на это смотрят и через это опошляются. К несчастью, это общая тенденция сегодняшней масс-культуры. Думать – не надо. Смотрите на эти клизмы, унитазы, надутые подушки, чучела орлов, кривые физиономии и считайте, что это и есть современное искусство. Высшая оценка, которой оно может удостоиться – это тупое слово «прикольно».
Беда в том, что раскруткой такого искусства занимаются люди умные и ловкие пиарщики. Они понимают, что нужно делать, чтобы быть, как сейчас говорят, «в трэнде». А это уже известность, уровень общения, деньги, наконец! Огромные многомиллионные, бюджетные кстати, ассигнования!
Так что же с этим делать?
Во-первых, я убежден, что Церковь как общественный институт, работающий с категорией нравственности, вполне имеет право высказать свое отношение и назвать одно добром, а другое злом. В искусстве есть зло и добро. Совсем не обязательно, что талант художника априори является индульгенцией всему его творчеству. Талантливых, гениальных злодеев в мире было сколько угодно. Те же Гитлер, Ленин, Сталин — были весьма талантливыми злодеями. И антихрист будет гением, но абсолютным злодеем. У нас свобода слова и, кажется, любой может высказаться. На Болотной площади могут выступать, геи могут говорить, феминистки могут говорить, сторонники абортов имеют право высказаться. Почему Церковь не имеет такого права? Почему ей все время хотят заткнуть рот – молчите. Она имеет право сказать: «Вот это — зло.» Но встает другой вопрос: сказали, и что дальше? Я целиком разделяю недоумение представителей красноярской общественности, тем более, что среди них много знакомых и дорогих мне людей. И мне очень горько, что именно Красноярск, город большой художественной традиции стал полигоном отходов от искусства, но, говоря о запретах, думаю, что это работает не всегда и не эффективно. К тому же многие спрашивают: «Почему вы от нас, от нашего имени за нас боретесь? Мы вам такого права не делегировали». И Церковь тут же начинают обвинять в том, что она становится эдаким жандармом, полицией нравов.
Вот если бы устроили альтернативную выставку в то же самое время, и она была бы настолько интересной, современной, новаторской но позитивной, что все махнули бы рукой на Гельмана и его инсталляции, и пошли бы на эту выставку — вот это была бы победа, — говорит о. Андрей. — А если стоять пикетом или громить экспозицию – это ничего, кроме рекламы выставке не даст. Не надо пытаться победить зло собственной агрессией, надо его вытеснять позитивной деятельностью. Не оставлять территорию, занимать ее самим, т.е. самим заниматься современным искусством. А ведь мы, люди верующие, этого не делаем. И их не пускаем. Но вакуума все равно не бывает, и все равно они просочатся и займут эту территорию. Пустоты здесь не может быть, и сегодня она заполняется мутным потоком вот такой продукции, какую «Пермский музей» гоняет по всей России. Наряду с этим существует интереснейший уникальный всероссийский проект –« Музей Современного Христианского Искусства». Это философская живопись, графика, скульптура – серьезное настоящее искусство. Вот какие проекты надо поддерживать и во что вкладывать силы и финансы губернаторам и меценатам».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Выставка "1000 лет золота инков": металл красивый, но жестокий До 26 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «1000 лет золота инков». Она показывает более 80 предметов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме.
Выставка "чемоданов для последнего путешествия": что русскому хорошо, а немцу смерть? Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Выставки в МУАРе: Неведомые храмы исчезнувшей страны Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было».
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Искусство есть мечтать и видеть сны В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке до конца сентября открыта экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует». Это именно экспозиция, а не выставка в привычном смысле. Ее жанр многосоставен и сложен, соответствует теме «современное искусство для неофитов».
Отчеканенный праздник В Эрмитаже развернуты три интересные экспозиции: «Гроза двенадцатого года», «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях) и «Оловянные солдатики в Эрмитаже»
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
«Преодоление»: Выставка о гонениях на Церковь, которую обязательно надо увидеть 7 ноября в Музее современной истории России открылась выставка о подвиге, жизни и судьбе Церкви в СССР. Экспонаты уникальны: облачение патриарха Тихона и хирургические инструменты архиепископа Луки, протоколы допросов новомучеников и книжки свяшенников-ренегатов, потиры для лагерной Литургии, сделанные из стаканов и многое-многое другое. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Дизайнер выставки о гонениях на Церковь: главное – идея света и узкого пути в Царствие Божие В Римини прошла выставка «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений», подготовленная ПСТГУ. У экспозиции был интересный дизайн: современный и лаконичный. Черное и белое, геометрия, сложный свет и игра шрифтами. Рассказывает автор – арт-директор студии PanicDesign Алексий Чекаль. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Русская Палестина в центре Москвы: в «Манеже» открылась выставка Палестинского общества 5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Молебен, панихида, кирпичики… На ВВЦ (бывшей ВДНХ) завершилась очередная православная ярмарка. Такие события стали для нас в последние годы чем-то обыденным и привычным. Рекламу о них можно услышать не только на улицах, но даже глубоко под землей, поднимаясь на эскалаторе в метрополитене. Наш корреспондент диакон Андрей Радкевич по приглашению диктора в метро решил посетить очередную православную выставку на ВДНХ.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.