На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Откровение Дюрера: концентрация и драматизация


Версия для печати
26.11.12, 14:16

До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на земле спокойный пейзаж, а Небесный Иерусалим выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли и выбран формат – не фреска, а гравюра?


Выставка-капелла

В Музее архитектуры имени Щусева проходит выставка, на первый взгляд с архитектурой не связанная. Гравюры из частных коллекций — иллюстрации к Библии, выполненные около пятисот лет назад. Центральное место занимают 16 работ Альбрехта Дюрера — сцены из Откровения Иоанна Богослова. Рядом с каждой из них представлены интерпретации тех же сюжетов в исполнении современников и последователей мастера. Таким образом работы учителя Дюрера Михаэля Вольгемута встретились с творениями ученика. Рядом с ними гравюры Лукаса Кранаха Старшего, Иоганна Тейфеля и других мастеров. Также можно увидеть иллюстрации из издания Библии Мортье (1700 г.) и Пискатора (1639 г.), ставшие образцом «фряжского стиля» для русских иконописцев XVII века. Напомним, Апокалипсис является одной из наиболее интересных и динамичных тем в стенописи русских храмов времени Раскола.

Каждая из 16-ти гравюр серии Apocalypsis cum figuris («Апокалипсис в образах») — в отдельной секции на черной складчатой ширме, специально построенной в выставочном зале Аптекарского приказа. Конструкция плавно загибается, образуя не то капеллу, не то шалаш — оба сравнения принадлежат директору музея Ирине Коробьиной. В зале довольно темно, черная ширма, неяркий свет, потемневшие от времени гравюры. Наши современники воспринимают Апокалипсис довольно мрачно, несмотря на его ликующие обещания, что «побеждающий облечется в белые одежды», а Агнец станет Светом для нового Небесного града Иерусалима, так что солнце окажется ненужным.

Титульный лист для выставки взят из издания 1511 года (тогда здесь впервые появилась фигура апостола Иоанна, поднимающего голову от книги и указывающего рукой на Богородицу с Младенцем на полумесяце — по мотивам «Жены, облеченной в солнце» из Откровения). Остальные листы относятся к 1498 году, когда первые отпечатки «Апокалипсиса» Дюрера в торговых караванах отправились из Нюрнберга в Альпы. Крестный художника, издатель Антон Кобергер, настаивал на продаже отдельных оттисков, а сам Дюрер — на переплетении полных серий в книги. Точный тираж неизвестен; полагают, что было отпечатано примерно 500–800 экземпляров каждой работы.

Историю жизни и страданий апостола Иоанна Богослова представили с иллюстрациями во вводном разделе выставки, рядом с портретами Дюрера и работами его учителя Михаэля Вольгемута.

Апокалипсис и конец света

Дюрер резал на дереве свой «Апокалипсис» в пору напряженного ожидания конца света. Это сейчас люди в основном иронически рассуждают о календаре майя (как раз к концу этого календаря приурочена выставка). Мол, «после календаря майя начнется календарь ийюня». А в конце XV века в Европе казалось, что все пророчества апостола Иоанна Богослова сбываются. На В 1490-е свирепствовала чума (от нее, кстати, умерли несколько детей в семье Альбрехта Дюрера-старшего; да и вообще смерть ходила рядом: из 18 детей в семье отца художника выжили 8). Один за другим выпадали неурожайные годы, увеличивались поборы, начинались крестьянские волнения.

На территории нынешней Германии было несколько сотен государственных образований, практически независимых от центральной власти Священной Римской Империи. С 1484 года папа римский Иннокентий VIII благословил массовое преследование колдуний и колдунов. Охота шла под руководством инквизиторов — авторов «Молота ведьм». Были и вести о нашествии иноверцев: турки еще в 1453 году взяли Константинополь, а к началу 1480-х захватили весь Балканский полуостров и были у границ Венгрии. Эпидемии, язвы и войны — все это на фоне памятных с 1420-х проповедей гуситов о скором конце света. Над родным городом художника — Нюрнбергом — в небе видели хвостатую звезду, о скором конце света говорили в каждом доме, и Дюрер писал о комете в своей «Памятной книжке». А на 1500-й год Сандро Ботичелли назначил воцарение Антихриста — через три с половиной года после этого сценарий Апокалипсиса должен был бы завершиться.

Идея работать над Апокалипсисом могла бы казаться лежащей на поверхности, если бы не было настолько трудно иллюстрировать то, чего не понимаешь. Немецкого перевода Библии тогда еще не существовало, и сложный текст Откровения на чужом языке — латыни — был художнику практически не знаком. Он беседовал с приором монастыря августинцев Эвхарием Кара — тот подробно разъяснял символы, но углублялся в богословие, а построчным переводом не занимался, хотя и соглашался, что немцам нужен текст на понятном языке.

Потом текст согласился толковать Иоганн Пиркгеймер — отец друга Дюрера, патриций, удалившийся в монастырь. Вместе с ним художник разбирался в том, что на самом деле предвещает Апокалипсис — катастрофу или надежду, смерть или начало новой жизни без греха, с Богом, в Небесном граде Иерусалиме.

Раньше издания Библии сопровождались только небольшими иллюстрациями. Дюрер делает свои гравюры полосными, текст оказывается на обороте (на выставке в музее Щусева можно увидеть только сторону с изображением) и не всегда точно соответствует рисунку. Отрывки из Апокалипсиса переводили и записывали вместе с Пиркгеймером, так что потомки называли Дюрера предшественником Лютера в деле перевода Библии и одним из основоположников немецкого литературного языка.

Образы Апокалипсиса

На гравюрах Дюрера интересно рассматривать детали. Каждый лист максимально насыщен образами и символами, так что иногда в одном изображении соединяются сюжеты нескольких глав.

Первая после титула гравюра показывает Сидящего на престоле в окружении семи золотых светильников — символов семи церквей. Сидящий на престоле называется «подобным Сыну Человеческому» — это Христос, о чем подсказывает и крестообразное сияние над Его головой, и исходящий из Его уст обоюдоострый меч, упомянутый в Откровении, — символ Слова Божьего. Из Его глаз исходят язычки пламени («очи Его – как пламень огненный»), а в правой руке Он держит венец из семи звезд («семь звезд суть ангелы семи церквей, а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей»). Светильники изображены в виде роскошных средневековых канделябров, какие Дюрер мог видеть в церкви по праздникам.

На следующей гравюре как распахнулись небесные двери, и стало видно Сидящего на престоле в окружении двадцати четырех старцев. У их ног художник поместил тихий, спокойный пейзаж.

На одной из следующих иллюстраций уже несутся знаменитые четыре всадника, облеченные властью уничтожить четверть человечества. Предшественники Дюрера изображали их статичными и чаще всего совсем не страшными, а здесь один размахивает весами, как плеткой, другой заносит меч, третий натягивает лук... Мор, война, суд и смерть вихрем проносятся над Землей. Все грешники равны перед ними, будь то епископ, горожанин, император или крестьянин. Глаза всадников устремлены вдаль, а лежащие под копытами коней их уже не интересуют.

Зато Небесный Иерусалим Дюрер ставит на землю — получается средневековый город со стенами и башенками, и поиск в этом изображении исторических соответствий утешает сотрудников музея архитектуры: все-таки это про зодчество тоже.

Исследователи говорят о двух принципах работы Дюрера — концентрации и драматизации. Он максимально сжимает повествование, например, объединяет три эпизода поклонения Агнцу в один. С другой стороны, он старается изобразить действие всюду, где только возможно: не просто дать толпу из 144 тысяч запечатленных Именем Божьим людей, а показать, как ангел совершает над ними крестообразное помазание. Когда с неба падает звезда-полынь или огненная гора низвергается в море, Дюрер конкретизирует новозаветный образ, изображая не только возмездие, но и руки, вершащие божественный суд. Съедение апостолом взятой у Ангела книжки, которая «будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед», воспроизводится буквально.

Библия для неграмотных

Далеко не все современники Дюрера были сильны в латыни. Сейчас, когда Новый Завет полностью переведен на 1168 языков, иллюстрации все равно остаются «Писанием без букв». Многие наши соотечественники, наверное, подробнее представляют себе «смену бактуна» (цикла в 5125 лет в календаре майя), когда планируются не то бедствия, не то полная гибель, не то обновление мироздания, чем Апокалипсис. Его часто упоминают, но редко открывают даже на родном языке. На открытии выставки в музее архитектуры хозяин дюреровской серии Михаил Зинченко говорил, что если конец света и будет, то, наверное, по другому «сценарию», чем описанный у Иоанна Богослова. Директор музея Ирина Коробьина вспоминала еще один сценарий, уже в прямом смысле слова — из фильма Ларса фон Триера «Меланхолия». Атташе посольства Нидерландов по культуре Тиммен Каувенаар упомянул, что папа Римский свою паству уже успокоил: 21 декабря конца света не будет (что позволит провести в 2013 году Год Голландии в России). Одно не прозвучало нигде, кроме тихого, но ясного в гравюрах немецкого мастера: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Иллюстрация из Библии Пискатора - видение семи светильников. Гравюра резцом

Иллюстрация из Большой Библии Мортье - 1700 - видение зверя с семью головами и десятью рогами и зверя с двумя рогами, подобными агнчим, и поклонение зверям

Петр и Иоанн перед первосвященником и книжниками - гравюра 1558 года

Эрхард Шён. Портрет Дюрера в возрасте 56 лет

Александра СОПОВА

Версия для печати

Тэги: Культура  Выставки  Музеи 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация

До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.