До 26 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «1000 лет золота инков». Она показывает более 80 предметов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме.
С точки зрения эстетики, выставка производит странное впечатление. В стильно оформленных витринах, на фоне больших фотографий перуанских Анд выставлены предметы, которые создавались явно не для услады глаз просвещенных европейцев.
Что это за предметы? - Часто мятые пластины, цилиндры, слепки человеческих рук, простым способом – чеканкой - сделанные птички и маски. Однако над многочисленными посетителями экспозиции они имеют поистине магическую власть. Потому как большинство из них из золота и серебра.
Эта выставка не про искусство, а про тайны исчезнувшей цивилизации.
Конечно, витальная экспрессия зооморфных и антропоморфных форм пластики древних народов Южной Америки и сегодня воспринимается очень современно. С восторгом эти формы принимали модернисты начала XX века, сознательно отвергавшие академические путы и обращающиеся к первозданной мощи формотворчества традиционных и архаических культур.
И все же не художественные проблемы занимают мысль на выставке "1000 лет золота инков" в первую очередь. Ведь то, что мы видим в витринах, относится не к сфере культуры, а к сфере непонятого нами, неразгаданного культа.
Авторы каталога выставки Клаудия Шмиц и Клаус Даймель рассказали об этапах развития истории Перу. Согласной ей, инки - герои лишь самого позднего и не очень продолжительного периода: так называемого «Позднего горизонта», XII – первой половины XVI века. До инков были культуры Раннего и Среднего горизонта.
Самые древние из показанных на выставке предметов относятся к III – II векам до н.э., времени начала истории периода Моче (название происходит от речной долины). От этого периода сохранились ступенчатые пирамиды Солнца и Луны.
Именно эти светила определяли иерархию пантеона божеств цивилизаций Южной Америки. Сами инки называли себя сыновьями Солнца и Луны, и считали их символами драгоценные металлы: золото (Солнце) и серебро (Луна).
Со времен Моче (200 г. до н.э. – 700 г. н.э.) можно говорить о неразрывной связи между политической и религиозной жизнью древних народов Перу. Большинство памятников этого периода имеют ритуальное назначение и часто связаны с погребальными обрядами и жертвоприношениями.
От времени Моче сохранились чудесные амулеты, излюбленные украшения жрецов и светской элиты. Они выполнены в форме пластин с чеканными деталями и инкрустацией хризоколлой.
Крупные пластины (больше 10 см.) носили в носу или в ушах, чтобы защитить естественные отверстия телаот злых духов драгоценными амулетами. Состоящие из нескольких частей пластины звенели, и своим звуком отпугивали демонов.
Помимо пластин внимание непременно привлекут золотая сумка в форме хищника с поднятой лапой и фаллосом, ритуальная маска жреца с закатившимися зрачками глаз (следствие приведения себя в состояние транса из-за галлюциногенных веществ), керамические музыкальные инструменты в виде зверей.
В эту же эпоху, что и Моче, на территории современного Перу существовала культура Наска.
От нее остались совсем уж "инопланетные" знаки: гигантские геоглифы – линии, геометрические и зооморфные фигуры, нанесенные на поверхность земли путем выемки грунта.
В керамике Наска такие фигуры ассоциировались с созвездиями. Время Наска представлено витриной, в которой авангардные по силуэту треугольные керамические флейты соседствуют с сосудами в виде богини Земли Пачамамы. Она изображена в момент рождения зверей, растений и людей.
Множество предметов на выставке относится к цивилизации Ламбайеке эпохи Среднего горизонта (900 – 1100 г. н.э.). Она была могучей, развитой и богатой и по времени предшествовала инкам.
В это время в Перу создавались монументальные погребения. Возводились большие города. Правители приравнивались к полубогам. Золото считалось проводником в мир иной - в мир богов.
Сохранились погребальные маски, вычеканенные из цельного листа золота. Их надевали на умерших, которых не клали, а сажали в могилах на корточки, укутывая драгоценными тканями.
Также этот период богат ритуальными золотыми сосудами в виде человеческих фигур. Распространены в Ламбайеке были и церемониальные ножи «туми» с полукруглым лезвием и фигурами на рукояти.
Цивилизация инков относится уже ко времени Позднего горизонта. Инки просуществовали до 1532 года, когда их завоевали испанцы.
От времени инков на выставке лишь несколько вещей. Однако каково было богатство этой цивилизации, можно себе представить по историческим повестям и рассказам тех же испанцев.
Как началась история инков? В первой половине XII века первый легендарный инка Манко Капак пришел со своим племенем в долину между двух хребтов Анд. Следуя приказу не людскому, а свыше, своего отца – Бога Солнца, Манко Капак швырнул золотой жезл себе под ноги. Тот был поглощен землей (что было символом плодородия). Так на этом месте возникла древняя столица, город Куско.
Исследователи пишут, что верховное солярное божество инков — «единый вездесущий, всемогущий и незримый бог», триединый (господин-солнце, отец-солнце и брат-солнце) Инти-Кон-Тикси-Пачакамак-Виракоча представал в золотом сиянии. Инки называли его «светлый господин рождающегося света», а золото — «слезами Солнца».
Потому культ золота был всеобщим. Когда испанцы пришли в древнюю столицу инков, Куско, от золотого блеска у них болели глаза: каменная кладка домов часто была сымитирована с помощью золотых пластин, а соломенные крыши имели золотые вкрапления и блестели волшебным сиянием.
Во входящей в каталог статье Виктории Мухики, директора Музея золота Перу, приводится описание Золотого сада, что располагался рядом с главной святыней Куско – Храмом Солнца. Оно было сделано испанским хронистом Педро Сьеса де Леоном.
В этом саду «земля состояла из слитков чистого золота, а кукуруза с золотыми стеблями, листьями и початками была посажена так крепко, что ее корни не вырывались, как бы сильно ни дул ветер. Рядом паслось двадцать золотых лам с ягнятами, за которыми присматривал пастух с посохом и пращами, изготовленный, как и все остальное, из чистого золота. Статные индейские девочки срывали здесь золотые фрукты с золотых деревьев. На ветвях золотых деревьев и кустарников качались сделанные из золота птицы. По земле ползали золотые змеи со сверкающими глазами, изготовленными из драгоценных камней. На лугах блестели цветы из драгоценных камней, на них сидели золотые бабочки и ползали золотые жуки. Кроме того, там были ящерицы, мыши и даже пауки из золота».
Специфику восприятия золота инками объясняет отец Виктории Мухики экономист и политик Мигель Мухика Гайо, в 1940-е гг. основавший Музей золота Перу. В своих трудах о цивилизации инков он подчеркивает, что практического интереса к золоту не было. Его не рассматривали как имущество или сокровище, ибо никакая вещь не продавалась и не покупалась за серебро или золото. Им не расплачивались, и именно эта бесцельность позволяла относиться к золоту совершенно бескорыстно – как к символическому языку общения с небесным пантеоном.
В XV веке европейцы в числе прочих вирусов на землю Перу занесли вирус гибельной алчности в отношениях с сияющим металлом.
Во многом кощунственным был способ формирования многих музейных коллекций цивилизации инков. Ведь большинство предметов происходят из варварски разграбленных погребений. Европейская культура присвоила себе мир древних культов, но мало чего в них поняла. Потому жалкой пародией на экспонат Музея золота Перу - древний череп со вставными аметистовыми зубами – оказывается симулятивный символ современной мудрости, облепленный стразами череп от суперзвезды новейшего искусства Дамиэна Херста.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Выставка "чемоданов для последнего путешествия": что русскому хорошо, а немцу смерть? Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Выставки в МУАРе: Неведомые храмы исчезнувшей страны Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было».
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Искусство есть мечтать и видеть сны В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке до конца сентября открыта экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует». Это именно экспозиция, а не выставка в привычном смысле. Ее жанр многосоставен и сложен, соответствует теме «современное искусство для неофитов».
Отчеканенный праздник В Эрмитаже развернуты три интересные экспозиции: «Гроза двенадцатого года», «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях) и «Оловянные солдатики в Эрмитаже»
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Русская Палестина в центре Москвы: в «Манеже» открылась выставка Палестинского общества 5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Елизаветинский крестный ход: впервые со времен революции 16 сентября состоялся Елизаветинский крестный ход от храма Пророка Илии в подмосковном Ильинском до храма Спаса Нерукотворного в селе Усово. Ежегодный крестный ход посвящен именинам св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и проводится в ближайший к дню памяти св. праведной Елисаветы воскресный день.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.