В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Пока столичный Музей современного христианского искусства – проект в большей степени виртуальный. Его коллекция хранится в далеком Лесосибирске, небольшом городке Красноярского края, где собственно этот музей, созданный местным священником отцом Андреем Юревичем, и появился несколько лет назад, в результате пяти локальных «биеннале». Архитектор по образованию, отец Андрей признается, что он не галерист и не куратор, а в большей степени «отец» музея. Идея собрать художников, затрагивающих в своем творчестве религиозную и в первую очередь христианскую проблематику, пришла ему в голову еще в начале двухтысячных.
Первая лесосибирская выставка современных христианских художников имела такой успех, что при поддержке местного отделения Академии искусств она была повторена в краевом центре – Красноярске. Последующие четыре биеннале, прошедшие в Красноярске, собрали работы уже не только сибирских, но и уральских, дальневосточных, московских художников. Коллекция, собранная за эти годы, стала фундаментом музейного фонда. «Существуют галерейные площадки, изредка приглашающие современных художников, работающих на религиозную тематику, но христианских музеев современного искусства в мире я знаю всего два: в Ватикане и, как ни странно, Лесосибирске», — подчеркивает московский художник и друг музея Сергей Некрасов, родившийся в Красноярске. Впрочем, большинство картин в лесосибирском музее достаточно консервативны, «это ближе к классическому аванграду» признаются отцы-основатели, чем к «актуальному» искусству. Последнему они не видят причин отказывать во внимании, наравне с современной реалистической живописью.
Как положительный опыт обращения «актуальных» художников к христианским образам они называют «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и многочисленные проекты Гора Чахала, который только по нелепой случайности не попал на «лесосибирскую» презентацию. «Как это свойственно художникам, он перепутал даты, — объясняют организаторы. — Пришел вчера, никого не нашел, а сегодня уже не смог, но мы обещали рассказать ему как прошла наша встреча».
Скандал вокруг краснодарской выставки Марата Гельмана они считает случайностью. Критики не видели экспонатов, среагировав исключительно на фамилию столичного куратора. К слову, в Краснодаре помимо прочих были представлены работы и Врубеля с Чахалом: «Я глубоко удивлен тем фактом, что инцидент, когда священник, участвовавший в акции протеста, плюнул Гельману в лицо, не получил в церковной среде никакой оценки, — признается известный православный журналист и выпускающий редактор сразу двух официальных церковных изданий: «Журнала московской патриархии» и «Церковного вестника» Сергей Чапнин. – Реакция православной общественности оказалась по сути постмодернисткой, никого не смутило, что он унизил человеческое достоинство, а священник не должен никого унижать, это ненормально». «Этот плевок не является перфомансом, как утверждает сам священник, в лучшем случае эти слова можно воспринимать как шутку, иначе священнику нужно поработать над тем, чтобы освоить язык порфоманса, так как это был плохой перфоманс, в любом случае, — согласен с Сергеем Чапниным отец Андрей. – Бывают кощунственные выходки, но именно поэтому Церковь не должна самоустраняться из современного искусства, чтобы не оставлять его на откуп кощунникам».
«Сегодня уже бессмысленно спорить: возможно христианское современное искусство, или нет, оно существует как факт, дискутировать стоит о том, каким это искусство должно быть» — замечает Сергей Чапнин. Он не склонен драматизировать конфликт актуального искусства и Церкви: «Конечно, Церковь всегда будет против кощунства, против пошлости, но она не может быть против современного искусства в целом. Христианская культура всегда современна, и раскрывается она помимо литургического искусства, в том числе и в форме современного искусства. В четвертом веке не существовало христианской музыки, все мелодии были светскими, через некоторое время появилось осмогласие, сегодня прихожане следят за текстом службы с экрана iPhone’ов или карманных компьютеоров, и это никого не возмущает».
Перенести музей из далекого Лесосибирска в Москву – идея отца Андрея Юревича: «Афины должны оставаться Афинами» — убежден он. Впрочем, на данный момент у музея нет своего помещения, и в ближайшее время демонстрировать фонды придется в «выставочном» формате. Уже этой осенью в «Покровских воротах» должны состояться три подобные выставки. На майскую презентацию привезти удалось только несколько работ, которые и были продемонстрированы в актовом зале центра. Прочие экспонаты отец Андрей принес на «флешке», слайды с коллекцией музея стали своеобразной «интерактивной экскурсией» и позволили составить общее представление о работах, собранных лесосибирским священником.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Дом, который построил Сергей Дурылин Эта старая деревянная дача в Болшево, как будто пригнувшаяся под натиском кирпичных коттеджей, напоминает соловья среди павлинов. Чудом уцелевший осколок ушедшей эпохи, дом, где писатель, искусствовед Сергей Николаевич Дурылин провел последние, самые счастливые 18 лет жизни.
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Грузинский ансамбль на фестивале православной музыки в Санкт-Петербурге 2 июля в Санкт-Петербурге открылся фестиваль православной музыки. Один из его участников : «Дидгори» - вокальный ансамбль из Грузии, знакомящий публику не только с церковным пением этой страны, но и с музыкальными стилями её различных регионов.
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Ради какого света мы добываем огонь Роман Минин живет в Харькове и пишет картины, где герои — шахтеры. Первую выставку художника в родном Донбассе донецкие чиновники закрыли за «очернительство» образа шахтера. В отличие от одномерных героев труда на плакатах, шахтеры Минина не только работают, но и страдают, молятся Богу, и Он им приходит на помощь. </strong>
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.