Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.
Джотто. Поцелуй Иуды. Капелла Скровеньи
«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Великий Четверг - день Тайной Вечери Господней. Этот день последней трапезы Господа нашего Иисуса Христа с учениками. Сегодня наступает ночь, и Господь наш Иисус Христос нисходит в сердце земли.
Еще будучи с учениками, Господь наш неоднократно говорил о том, что Он воскреснет в третий день. Святые отцы много размышляли над смыслом этих слов Господа, которые буквально не исполнились. Ведь Господь умер в пятницу, а воскрес на рассвете дня, следующего за субботой. В молитвенном размышлении о смысле этого святые отцы приходят к выводу, что Господь наш говорил о таинстве Своих Тела и Крови. Ибо не дожидаясь прихода предателя и всех тех, что возьмут Его и приведут на Крест, Господь наш дает Себя Сам, миру и человеку, в Своих Теле и Крови.
Господь снисходит в сердце земли, и земля каменная начинает биться живым сердцем. У нашей земли есть сердце, в котором течет животворящая Кровь Господня. Это сердце дано каждому из нас в первом причащении Телу и Крови Христовых. Это сердце дается нам в каждой Евхаристии, в каждой встрече с Господом, в каждом приобщении животворящим Телу и Крови. Евхаристия есть сердце земли, подлинное сердце человека и сердце Церкви. Без Евхаристии немыслимо ни одно из церковных таинств. Не случайно древние последования таинств всегда содержат в себе Евхаристию. Некоторые из таинств сохранили эту связь с Евхаристией, связь с Кровью и Телом Христовым. Таинство священства, рукоположение во диакона, священника или епископа, всегда происходит за Литургией. Потому что именно телом и Кровью Христовой силен человек, силен служитель Церкви и сильна сама Церковь. В таинстве брака брачующиеся приобщаются общей чаше вина. Изначально таинство брака имело своим центром, своим сердцем – источником подлинной любви Тело и Кровь Христовы, которые впоследствии были заменены чашей вина.
Тело и Кровь Христовы являются центром, смысловым пунктом, обоснованием и основанием нашей жизни и нашего существования. Тело и Кровь Христовы – критерий нашего бытия и нашего христианства. Человек, как об этом говорит Апостол Павел, должен рассуждать, достойно ли или недостойно принимает он Тело Христово. При этом должно всегда приступать к Евхаристии и постоянно приобщаться, ибо в этом – жизнь человека во Христе и подлинность его христианского опыта. Если человек причащается редко, то он удаляет от себя жизнь и приближается к смерти. Не случайно в канонах Древней Церкви, которые действительны и по сей день, и которые никто не отменял, содержится указание на то, что если верный христианин пришел на Литургию и не причастился, то он отлучается от Церкви.
Мы часто рассуждаем о том, что делает нас недостойными приобщения. И очень часто мы заблуждаемся, думая, что недостойными причащения нас делает непрочтение молитв, непощение, рассеянность, веселье, радости жизни, общение супружества и окружающий мир. Нет. Недостойными нас делает совсем не это. Все посты, все подготовительные этапы на пути к Евхаристии являются делом добровольным, являются плодом личного усилия, добровольного желания каждого человека. Они, выражаясь современным языком, факультативны.
Что же отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Об этом нам говорит образ Иуды, которого Церковь столь часто вспоминает сегодня. Иуда – пример религиозного человека. Иуда – пример того, кто всегда был с Господом. Иуда – пример человека, который постоянно думает над смыслом и соблюдением правил и предписаний. Иуда – человек, который всегда рассуждает, и который в нужный момент принимает кажущееся ему правильным решение. Он хочет мыслить за Господа. Строго выполняя волю Божию, он, на самом деле, стремится к достижению своей цели. Не случайно современный мир столь любит Иуду. Пройдитесь по улицам и вы увидите: почти всегда в каждом киоске есть очередной журнал, в котором в очередной раз говорится о том, что Иуда не был так плох, как об этом учила Церковь. Почему? Потому что Иуда образ современной религиозности. Иуда - это образ человека, который верит в Бога, который исполняет заповеди и следует правилам, но не хочет отдать всего себя Богу без остатка. Иуда – это человек, который не хочет чтобы вместо его сердца его сердцем стало сердце Христово, чтобы в его жилах текла Кровь Христова, чтобы его тело стало Телом Христовым. И поэтому над Иудой исполняются слова предопределения Господня об отступнике.
Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии - это критерий различия между Христом и Иудой. Христос Господь наш отдает себя миру, Церкви, человечеству всецело. Он отдает себя добровольно, Он отдает Себя в Своих Теле и Крови. Иуда же – человек, который действует, как ему кажется, свободно. Который всегда имеет запасное решение. Но такое запасное решение невозможно.
Таинство Тела и Крови Христовых – это не только таинство, которому мы приобщаемся сегодня за богослужением. Великий Четверг повторяется ежедневно в жизни каждого христианина. Неслучайно, за каждой литургией произносятся слова о том, что мы причащаемся Тайной Вечери. Реализм таинства Евхаристии есть реализм подлинный. Это – вопрошание человека, адресованное к самому себе и к другим: «Быть или не быть?». Если человек уклоняется от Евхаристии и придумывает себе самые благочестивые оправдания, то склоняется к небытию. Он начинает стыдиться Крови и Тела Христовых и повторяет путь предателя. Священномученик Киприан Карфагенский обращается к христианам со словами о необходимости приобщаться, говоря: «Рано утром, возвращаясь с Литургии, не стыдись, что из уст твоих исходит благоухание Его Крови. Ведь в этом – твоя жизнь». Аминь.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Как причащаться в пасхальные дни? Как причащаться в дни Пасхи? Каждый раз придется этот вопрос решать индивидуально. Единого мнения в Церкви нет. Некоторые священники не причащают на Пасху, а некоторые наоборот считают, что по слову святого Иоанна Златоуста и достойные и недостойные должны приступить к Чаше. Так что же правильно?
Великая Пятница: Свет истины В Великую пятницу мы предлагаем читателям познакомиться со следующей заметкой диакона Августина Соколовски, доктора богословия, преподавателя Фрибургского университета в Швейцарии и Киевской духовной академии.
Познание Божественной тайны: Новый Завет и христианская мистика Приближается Страстная Седмица. Каждый ее день приоткрывает величайшую тайну – Таинства причащения Тела и Крови Христа, Его страданий, Креста, Смерти и Воскресения. Насколько мы можем познать их своим умом, что такое христианский мистицизм и чем он отличается от эзотерики, рассуждает протодиакон Константин МАРКОВИЧ
Чин умовения ног: первый стал слугой Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершил чин умовения ног, омыв ноги 12 священникам по образу Христа, омывшего ноги своим апостолам в знак глубокого смирения. Роль Иуды не досталась никому, а роль апостола Петра выпала прот. Владимиру Дивакову
Почему не допускают к Причастию? «Вам сегодня лучше не причащаться…» Такая епитимья, налагаемая священником, часто воспринимается как незаслуженное наказание. По каким причинам можно не допустить человека к причастию? Отвечает настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ.
Деньги и счастье Почему человек так зависим от денег? И бедным, и богатым их всегда не хватает. Как научиться довольствоваться тем количеством, которое есть? Размышляет клирик храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий ПОТОКИН
Книга за семью печатями: в Петербурге состоялось соборное чтение Апокалипсиса 15 февраля 2012-го года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось соборное чтение Откровения Св. Апостола Иоанна Богослова, Апокалипсиса. Это единственная книга Нового Завета, которая обычно не читается в храмах. На уникальном культурном эксперименте побывал наш корреспондент
Библия как бестселлер и лонгселлер По итогам 2011 года главным книжным бестселлером в Норвегии стала… Библия. В первый же день продаж этой книги в новом переводе на современный норвежский язык был раскуплен весь 25-тысячный тираж. За три месяца продалось 117 тысяч экземпляров. У нового перевода много противников, но факт остается фактом – продажи Библии побили все рекорды. Возможна ли такая ситуация в России и как вообще продается в нашей стране Книга книг?
Кем были фарисеи времен Христа? Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?
Выложен PDF июльского номера журнала Для тех кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, каждый месяц в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию . Итак, перед вами июльский номер "Нескучного сада", его тема "Испытание деньгами"
Мед естества и деготь страстей Как понять, люблю ли я деньги, если жизнь проходит в режиме жесткой необходимости? Например, приходится выбирать: купить пальто или в отпуск съездить? Я не могу не радоваться новой книжке, одежде, духам (вдруг), билетам в театр. И для детей хочется и спортсекцию оплатить, и английский. Разве это не естественные потребности? Имеет ли место сребролюбие в жизни очень среднего россиянина, который живет на зарплату? С другой стороны, как и всякой страсти — как ей не быть? А может, сребролюбие бедных — это зависть?
Как договориться с деньгами Любовь к деньгам редко бывает взаимной. Сколько их ни береги, сколько за ними ни гоняйся, все равно не хватает: кто-то не может отдать кредит, кто-то купить новую яхту. Может быть, мы просто неправильно к ним относимся? О предрассудках, мешающих нам выстраивать гармоничные отношения с деньгами, рассказывает помощник ректора Института христианской психологии, руководитель психологического центра «Собеседник» Ольга Красникова.
Протоиерей Максим Первозванский: Работа для подростка – прививка от инфантильности Как развить в подростке самостоятельность? Как научить его зарабатывать и распоряжаться деньгами с умом, но сохранить его от потребительского отношения к жизни? Тему «дети и деньги», поднятую ранее на нашем сайте в статьях Ирины Косалс, продолжает протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, отец девятерых детей
Деловой христианин Как деловому человеку быть христианином? Как поступать по заповедям в мире, который по заповедям не живет? Правильно ли не бояться увольнять плохих работников, не стыдиться зарабатывать большие деньги? Мы спросили об этом практикующих бизнесменов, менеджеров, руководителей предприятий, комментировали тему священники. Оказалось, что на эти вопросы однозначных ответов нет
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Будем в день Пасхи радостью друг для друга Мы часто думаем о себе слишком плохо и слишком хорошо одновременно. Это помогает меньше от себя требовать, но и показывает отсутствие подлинного смирения. Как увидеть себя настоящего, рассказывает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. ВИДЕО
Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?
Несправедливая зарплата: надо ли смириться? Я давно работаю в компании, и мой начальник обещал, что при первой возможности поднимет мне зарплату. Недавно я узнал, что на такую же позицию, как у меня, взяли человека с окладом намного выше моего. Я почувствовал сильную обиду и даже хотел уволиться, но потом решил, что, может, сначала стоит поговорить с шефом еще раз? К сожалению, я совсем не умею просить у начальства денег. Посоветуйте, что мне делать?
Богатые и бедные: православный бизнесмен о мракобесии, вере и игольном ушке «Может, не стоит об этом говорить?», – этот вопрос бизнесмен, возглавляющую крупную сувенирную фирму, Святослав МОЖЕЙ, задает во время беседы постоянно. С трудом удается уговорить, что надо. Что, читая о сомнениях, сложностях и открытиях человека, который пришел к вере через полное неверие, читатель, возможно, узнает и свои переживания. Только после этого Святослав начинает рассказывать…
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.