Кафедральные соборы многих российских городов посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются главные храмы во Владимире, Ростове, Ярославле, Смоленске, Рязани, Муроме, Астрахани, не говоря уже о главном соборе Московского Кремля. Значит ли это, что сам праздник Успения как-то особенно почитался на Руси?
Успенский собор, Москва, Кремль. 1475–1479 гг.
Прежде всего разберемся, каким образом в древности выбиралось посвящение нового храма. Существовали ли какие-то закономерности или все происходило стихийно? Закономерности, разумеется, были. Все посвящения храмов можно разделить на несколько групп. Событийные – те, которые, были освящены в память о каком-либо значимом событии в истории государства, города, села или конкретного прихода. Вторая группа престолов – ктиторская. Она связана с именем заказчика (ктитора) того или иного храма. Например, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском освящен в честь небесного покровителя основателя собора и города суздальского князя Юрия Долгорукого. Третья группа престолов освящена в честь местночтимых святынь. Например, Никольский собор в Можайске назван по месночтимому резному образу свт. Николая Чудотворца – Николе Можайскому. Следующая группа храмов связана с прямым заимствованием посвящений престола. Яркий пример, Софийские соборы, построенные в XI веке в Киеве, Новгороде и Полоцке. Предмет заимствования в данном случае очевиден – это Софийский собор в столице Византии Константинополе, кафедре Константинопольских патриархов. Также выделяют особую группу престолов, названную по времени основания. Например, известна такая традиция в Древней Руси: если какой-либо из двунадесятых праздников в год закладки храма приходился на воскресный день, то престол освящается в честь этого праздника.
Большинство престолов кафедральных соборов, освященных в честь Успения, можно отнести к заимствованиям. Главный кафедральный храм Московского государства – Успенский собор, поэтому многие соборные храмы русских городов были освящены в честь этого двунадесятого праздника. Однако в Москве Успенский собор строится только в первой половине XIV столетия и продолжает уже сложившуюся традицию. Его основание связано с переносом места постоянного пребывания митрополитов Киевских и всея Руси из Владимира на Клязьме в Москву, а в соборный храм во Владимире посвящен Успению. Следовательно, уже в те времена освящение собора в честь праздника Успения было продолжением сложившейся традиции.
Успенский собор, Владимир. 1186–1189 гг.
Успенский собор Киево-Печерской лавры, Киев. 1729 г., 2000 г.
Распространение Успенских престолов в домонгольской Руси связано с огромным влиянием в церковной среде Успенского Киево-Печерского монастыря. В знаменитом Киево-Печерском патерике особо выделен рассказ о том, как был основан Успенский собор монастыря. Создание этого храма имело огромное значение для распространения Успенских престолов, более того, этот храм стал на долгое время определенным архитектурным каноном на Руси. Князь Владимир Мономах основывает в начале XI века Успенские соборы в Смоленске, Владимире и предположительно в Суздале и Ростове. Резиденция князя в селе Берестово под Киевом находилась напротив Киево-Печерского монастыря, Владимир Мономах неоднократно выступает ктитором обители.
Основание Успенских соборов в Рязани и Муроме можно связать с тем, что черниговский князь Святослав Ярославич являлся покровителем прп. Антония Печерского. Успенские престолы также возникают на юго-западе Руси — во Владимире-Волынском и Галиче.
Успенский собор в Кремле Ростова Великого. 1508-1512 гг.
Успенский собор — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. 1609-1611 гг.
Вид на Успенский собор в Рязанском Кремле. 1693-1699 гг.
Однако собор в Киево-Печерском монастыре был не первым на Руси храмом с посвящением празднику Успения. Можно даже отметить, что посвящение собора Печерского монастыря Успению Пресвятой Богородицы придало новый импульс уже существующей древней традиции. Первый каменный храм в Киеве – Десятинная церковь называется в Повести временных лет «церковью Пресвятой Богородицы» без указания на какой-либо конкретный Богородичный праздник. Есть все основания думать, что Десятинная церковь была Успенской, и тогда получается, что главный храм Киева и всей Руси был посвящен празднику Успения. Почему именно этому празднику? В Повести временных лет под 996 годом поставлено следующее: «…Пришли печенеги к Василеву, и вышел против них Владимир с небольшою дружиною. И сошлись, и не смог устоять Владимир, побежал и стал под мостом, едва укрывшись от врагов. И дал тогда Владимир обещание поставить церковь в Василеве во имя святого Преображения, ибо был праздник Преображения Господня в тот день, когда произошла та сеча. Избегнув опасности, Владимир построил церковь и устроил великое празднование, наварив триста мер меду. И созвал бояр своих, посадников и старейшин из всех городов и всяких людей много, и роздал бедным триста гривен. Праздновал здесь князь Владимир восемь дней, и возвратился в Киев в день Успенья святой Богородицы, и здесь вновь устроил светлый праздник, сзывая бесчисленное множество народа». Вполне возможно, что посвящение Успению Десятинной церкви в Киеве как-то соотносится с описанным событием и, следовательно, является событийным.
Историк, краевед Александр Ракитин
Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. 1559–1585 гг.
Успенский собор, вид со стороны колокольни и придела Сергия Радонежского. Вологда. 1590 г.
Успенский собор, Кемь. 1711–1717 гг.
Успенский собор Дмитровского кремля (Дмитров, Московская обл.). 1509–1512 гг.
Успенский собор Иверского монастыря. Валдай. 1653–1655 гг.
Успенский Собор в Кирилло-Белозерском монастыре. 1497 г.
Успенский Кафедральный собор. Коломна. 1672–1682 гг.
Успе́нский собо́р, Астрахань. 1699–1710 гг.
Соборное дворище (Успенский собор слева) из Дымковской слободы. Великий Устюг. 1639–1658 гг.
Успенская ( Дивная ) церковь Алексеевского монастыря, Муром. 1628 год.