Открытая в огромном зале Третьяковской галереи на Крымском валу до 18 августа выставка «В поисках своей России» (к 150-летию со дня рождения художника) по сути впервые показывает творчество этого живописца сложно и цельно.
«Молчание»
Участвуют в экспозиции более 200 работ из 24 музеев России, Украины, Белоруссии и частных собраний. Премьерными для широкого зрителя являются 14 произведений, поступивших в ГТГ в конце 2012 года по завещанию внучки М.В. Нестерова Ирины Шретер. Такая фундаментальная подготовка позволяет причислить выставку к тем имеющим историческое значение проектам-монографиям, которые Третьяковка исправно делает главными в своей политике (вспомним во многом новое открытие искусства Левитана, Ге, Саврасова, Коровина на масштабнейших экспозициях музея в прошлые годы).
Выставка Нестерова очень важна именно сегодня, когда поколеблены устои изобразительного творчества как такового, а о сложнейших проблемах утраты и обретения веры на языке пластических искусств серьезный разговор почти ни у кого не получается (особенно у «назначенных» ответствовать за русскую духовность Ильи Глазунова и его учеников).
Экспозиция на Крымском валу подобна большому эпическому сказу в девяти частях. Сквозными стали две темы: русская святость (от первых, конца 1880-х годов, картин на тему странничества и иночества, к большому разделу «В пространстве собора» (церковные росписи), далее - к послереволюционным опытам удержания веры в эпоху наступившего атеизма) и портретопись (от ранних, в духе передвижничества семейных портретов к великолепной галерее женских образов эпохи модерн и созданной в красках плеяды великих ученых и людей искусства страны советов 1920 - 1940-х годов).
«Святая Русь»
Религиозную живопись Нестерова современные интеллектуалы легко обвиняют в иллюстративности, плакатности и показном благочестии, - как раз в том, что справедливо адресуется опусам Ильи Глазунова. Этот вывод поспешен и по сути лжив. И выставка в ГТГ, и предшествовавшая ей персональная выставка Нестерова в Русском музее доказывают, что у Нестерова и Глазунова совершенна разная живописная культура и потому совершенно различные результаты диалога с миром искусства. Глазунов это небрежные вариации на тему модной в 1960-е годы живописи неоэкспрессионизма и мексиканской традиции, связанной с именем Диего Риверы, например. Это такой вариант либеральной советской «оформиловки» общественных пространств, где об искренности, сложности и подлинности переживания родной истории и сакрального в жизни говорить не приходится. Правит бал симуляция и установка на эффектную комиксовую почти сенсационность.
Не так у Нестерова. Да, подчас сюжеты его картин (особенно тех, которых он сам выделял как некие этапные религиозно-философские послания начала XX века: «Святая Русь», «Душа народа») наивны и слишком назидательны. Однако это не лживая простота хуже воровства. Это та простота, что живет в народном искусстве, в народном благочестии. И к которой Нестеров истово стремился.
«Пустынник»
Для того, чтобы удостовериться в искренности и честности живописца Нестерова имеет смысл непредвзято посмотреть на лучшие его работы, например, на холст «Пустынник» 1888 года из Государственного Русского музея. Главное впечатление от этой картины: феноменальная отзывчивость благодаря созданию тончайшей мембраны, которая формирует потоки волн, соединяющих наш душевный и духовный мир с тем образом кроткой святости и гармонии, что сотворен кистью мастера. Как именно эта мембрана создана? Благодаря точно найденной пропорции между миметической и условной природой образа. Мимезис – подражание – дает узнаваемый и оттого радостный вариант нахождения внутри гармоничного, тихого, совершенного пространства, напоенного тишиной, воздухом и молитвенным созерцанием. Однако чтобы в этом пространстве мы чувствовали себя свободно, художник отказывается от дурной иллюзорности и «реалистичности» изображения. Он уважает способности нашего, зрительского, воображения и создает пространство во многом подобное грезе, явленному сну – символическое, метафорическое. Это можно проверить, подойдя к картине вплотную и посмотрев, как Нестеров выстраивает движение мощных или нежных музыкальных мазков, которые не имитируют поверхность предмета, а сами становятся его субстанцией, сами конструируют мир картины, который автономен от вялой имитации натуры, но причастен высокой Правде Искусства.
Удивительно, но при близком вглядывании в поверхность лучших полотен Нестерова с их синкопами колорита, глыбистой кладкой цвета, будто царапающими холст длинными красочными лентами трудно избежать сопоставления с лучшими образцами искусства XX века, в частности, с абстрактным экспрессионизмом, стилем, в котором способности созидательного воображения художника и зрителя ценились превыше всего. Тема Высокой Правды Искусства и его относительной автономности от жизни, конечно, включает Нестерова в мир и философию эпохи рубежа веков, эпохи символизма. И эта тема предусматривает необыкновенную чуткость ко всей практике мирового искусства, чуткость, дарующую возможность синтеза универсального Образа, который хранил бы память о самом совершенном в человеческой культуре и был бы причастен сфере метафизического, трансцендентного. В принципе, это и есть формула нового народного благочестия: на территории «понятной» светской живописи, опираясь на лучшие ее свершения, в союзе с духовным искусством Средних Веков, утвердить и защитить ценности христианской культуры, которые со всей интенсивностью пробуждали бы в людях отзывчивость и сострадательность.
«Путь ко Христу»
«Формулировать новое искусство можно так: искание живой души, живых форм, живой красоты в природе, в мыслях, сердце – словом, повсюду. Натурализм должен, по-моему, в недалеком будущем подать руку и идти вместе со всем тем, что лишь по внешности своей, по оболочке не есть натурализм. Искание живой души, духа природы так же почтенно, как и живой красивой формы ее», - так писал Нестеров своему другу художнику и архивариусу Русского музея Александру Турыгину в 1898 году (курсив М.В. Нестерова). А вот потрясающие его строки о том, как трудно создать в современном искусстве чистый и совершенный облик Христа, как помогает в этом, одновременно таит опасности стилизаторского подражания традиция: «Мне кажется, что русский Христос для современного религиозного живописца, отягощенного психологизмами, утонченностями мышления и в значительной степени лишенного непосредственного творчества, живых традиций, - составляет задачу неизмеримо труднейшую, чем для живописца веков минувших. Духовная, религиозная немощь современного живописца понуждает его ограничиваться имитациями разного рода, в лучших случаях прикрываясь совершенством достижений XVI – XVII веков. Перед нами, живописцами, стоит огромная задача, и лишь один из современников или, верней, художников послепетровской эпохи сумел сказать свое мощное слово – это был Иванов… Ивановский Христос, прошедший великий путь дум, подвига, страдания от воплощения своего, через крещение Руси до Пушкина, Достоевского, Толстого и до наших мучительных дней. Весь этот великий, скорбный путь отпечатался на его сложном, трагически-сложном лике… Скажу больше – Христос ивановский угадан и на времена пребудущие: он будет отвечать собой еще долго и многим, особенно русским… Художники будущего еще не раз поставят себе задачей обрести путь к пониманию русского Христа. Опыт минувшего и вИдение настоящего им подскажет, что надо делать, куда идти и т.д.» (из письма к биографу С.Н. Дурылину. Москва. Декабрь. 1923).
Несомненно, что именно этот универсальный всеотзывчивый, совестливый путь Иванова избрал себе и Нестеров в лучших своих произведениях на религиозный сюжет (эскизы росписей церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Владимирского собора в Киеве, Троицкого собора в украинских Сумах, церкви Александра Невского в грузинском Абастумане, эскизы мозаик церкви Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге). Обращаясь к синтезу разных традиций (от византийской и любимой им проторенессансной к Высокому Возрождению и «неклассическим стилям» Нового времени – маньеризму и барокко) он создает свой авторский мир прочтения святых текстов, не иллюстративный, не подражательный, но чистый и честный.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Выставка "1000 лет золота инков": металл красивый, но жестокий До 26 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «1000 лет золота инков». Она показывает более 80 предметов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме.
Выставка лучших художников-иллюстраторов в «Покровских воротах» С 11 по 23 апреля в культурном центре «Покровские ворота» пройдет выставка детской иллюстрации «Книжка с картинками». Издательство «Никея» представляет работы выдающихся современных художников-иллюстраторов. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Выставки в МУАРе: Неведомые храмы исчезнувшей страны Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было».
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Искусство есть мечтать и видеть сны В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке до конца сентября открыта экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует». Это именно экспозиция, а не выставка в привычном смысле. Ее жанр многосоставен и сложен, соответствует теме «современное искусство для неофитов».
Отчеканенный праздник В Эрмитаже развернуты три интересные экспозиции: «Гроза двенадцатого года», «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях) и «Оловянные солдатики в Эрмитаже»
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Выставка "чемоданов для последнего путешествия": что русскому хорошо, а немцу смерть? Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Русская Палестина в центре Москвы: в «Манеже» открылась выставка Палестинского общества 5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.