Профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО рассказал, в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым.
К Великому Посту мы готовим и себя и наших усопших
Родительская суббота установлена Церковью для вселенского поминовения усопших. Таких суббот в церковном году две. Одна из них связана с воспоминанием о Страшном Суде, который ждет всех и после которого участь наша будет уже решена и покаяние не возможно. Но, до этого, после того, как над душой произведут так называемый Частный суд, оказывается еще можно что-то изменить.
«Мы все сейчас в условиях подготовки к Великому посту. И эта суббота поминовения усопших установлена накануне воскресного дня, который называется неделя о Страшном Суде. Поэтому мы готовим к Великому посту для себя и наших усопших родных. Эта родительская суббота посвящена тому, что мы сами вспоминаем Страшный суд и призываем тех, кого мы можем призывать вспомнить о том, что этот суд непременно будет. И не зря она называется Вселенской родительской субботой. -- говорит отец Борис. -- Эта суббота особенное, более серьезное поминовение, чем когда либо в Церковном году, потому еще, что оно связано с огромной эмоциональной нагрузкой и для нас и для усопших. Ведь они, как и живые, хотели бы быть подальше от Страшного суда».
Нам кажется что тот, кто умер, уже больше ничего не хочет и ему уже ничего не надо. Поэтому утверждение о том, что мертвые боятся Страшного Суда так же как и живые очень странное. Но отец Борис говорит о личности человека, которая и после смерти остается такая же какая была и при жизни: «Я хотя и не знаю, как себя ведут усопшие, но обратите внимание на психологию живых. А психология наша забыть про то, что вообще есть смертный час. Мы живем тем, что сейчас дается нам в руки. Эту психологию можно распространить и «туда»». И вот в эту субботу нам предстоит вспомнить о том, что есть смертный час, а самое страшное, что есть неотвратимый Страшный Суд. И не только мы об этом вспоминаем, но и те, кто должен помнить о нем уже в своей вечной жизни. И тут живые призваны помогать мертвым. «Мы своими молитвами должны как бы канючить усопшей душе «обратись к Богу, тебе больно, тебе страшно, обратись к Единственному Целителю Богу».
Душа и за гробом может пожелать быть с Богом
Изменения души возможны и обращение к Богу после смерти возможно, так как личность все еще имеет свою инициативу. «Допустим душа в неопределенном состоянии. А мы верим, что душа сохраняет волю, чувства, разум. Хочет ли она быть с любящими Господа или ненавидящими Его? Что-то она должна выбрать. -- Рассказывает отец Борис. -- Другое дело, что она этим не может воспользоваться для своей деятельности. Все таки любая деятельность возможна только с помощью тела. Мы своими молитвами ей помогаем. Я это говорю не потому, что я знаю, а потому что так мне хотелось бы знать».
В действительности, смерть это есть в некотором роде преображение человека. Тогда он узнает всю свою жизнь и еще узнает соответствует ли она Божиему замыслу или не соответствует. именно это соответствие рассматривается на Частном Суде. Наши молитвы могут помочь «вытащить» душу, желающую этого, из адских мук. «В житийной литературе очень много таких освобождений. Например мученик Уар освободил родителей того, кто очень почитал его и берег его мощи. И таких примеров очень много.
Если говорить вообще, мы с вами не можем все время молиться. Но хотя бы в эту субботу надо собраться, чтобы помолиться о наших усопших, чтобы вспомнить всех, кого только мы можем вспомнить. Даже тех, кого и не положено в Церкви поминать, самоубийц и еретиков».
Мытарства блаженной Феодоры – образ частного суда
Знаменитые «Мытарства блаженной Феодоры» яркий пересказ удивительного явления. «Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили», -- повествует рассказ блаженной о том, как она проходила испытания прежде чем ее участь до Страшного Суда была решена. Феодора рассказала это, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию. Далее рассказ блаженной Феодоры изобилует мельчайшими, и казалось бы совершенно фантастическими подробностями адских мук и испытаний различных страстей души.
Отец Борис не сомневается, что для блаженной Феодоры все так и было: «Есть много вещей, которые мы чувствуем, они даются Богом для нас, но мы не можем это передать нашим современникам, потому что это было только для нас. Апостол Павел, например, говорит о том, что у него нет таких слов, которые могут передать то, что «там» происходит. Конечно блаженной Феодоре было явление и она этим явлением смогла поделиться с окружающими. Потому что это надо было передать всем людям. Во-первых, то что частный Божий Суд производится ангелами добрыми и злыми. Во-вторых, то, за что будут судить человека, в чем суд заключается. Это педагогическая задача. «Всем» не потому что она так почувствовала, а потому что это дошло до нашего времени. То, что записано и сохранено Церковью, не случайно и не только принадлежит тому человеку, к которому это относится. Грехи, о которых она говорила каждый в то время мог узнать в себе. Вот мы просим бога «дай нам увидеть мои прегрешения». А как мы их увидим? Особенно, если мы считаем их своими достоинствами.
Мне кажется, что блаженная Феодора всегда рассматривалась, как образ частного Суда Божьего над человеком. Мы знаем очень много описаний мытарств. Не только Феодоры. Например Кирилл Александрийский описывает их. Но он это делает своим способом, а у блаженной Феодоры другой способ».
Адские муки существуют на самом деле
Есть такое мнение у свитых отцов, что адские мучения будут заключаться в муках совести. Они конечно будут страшными, но не будут иметь физического воздействия. Отец Борис с этим не согласен: «Это мнение особенно не было принято. Более было принято другое, что адские муки вызываются некими реальными вещественными началами, которые воздействуют на душу. Поэтому, называя их, говорят «червь неумирающий», «огонь неугасимый», «геена огненная». Все эти названия должны обратить наше внимание на то, что эти муки некая материальная субстанция. Материальная ли она в нашем понимании, этого я не знаю. Например, тот огонь, который мы знаем, не может действовать на душу. А огонь адских мук, которого мы не знаем, на душу действует. У святых отцов очень распространено было мнение, что «озеро огненное», то которое описывается в Апокалипсисе, вполне материально, хотя, его материя может быть для нас незнакомой. Как скажем огонь извергающегося вулкана не похож на тот огонь, который горит у нас в камине».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Неделя о расслабленном: кто хочет быть здоров? В купальне Вифезда множество больных ждали чудесных исцелений. Но Христос, подойдя к одному из них, почему-то все равно спросил: «Хочешь ли быть здоров?». Что Он имел в виду?
Неделя о мытаре и фарисее: Приближение начинается На всенощном бдении сразу же за радостным пением «Воскресение Христово видевшее», ликование внезапно оборвется, погаснут светильники, храм погрузится в темноту и начинает звучать совсем иная песнь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Подготовка к Великому Посту начинается
На реках Вавилонских: ненавистные младенцы В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Преполовение: точка напряжения между Пасхой и Пятидесятницей В день Преполовения читается Евангелие о проповеди Христа в середине праздника Кущей (Суккот), а не Пятидесятницы. Праздник Кущей отмечается осенью, а не весной. Почему возникло такое расхождение между историей и богослужением и почему песнопения праздника посвящены воде живой – благодати Святого Духа, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Великий Акафист Божией Матери: Неседальная песнь субботы Впереди суббота пятой недели Великого Поста. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году. Это праздник Похвала Божией Матери или, как еще называют этот день день, Суббота Акафиста
Литургия Преждеосвященных Даров: особенности богослужения Рассказываем, почему Литургия Преждеосвященных Даров бывает только Постом, почему Дары освящаются заранее, Почему в древности она служилась вечером и почему не принято причащать на ней младенцев
Троицкая родительская суббота: о всех и за вся… 22 июня наступает Вселенская родительская суббота. Теперь после многократных радостных пасхальных восклицаний, когда мы забывали о своей земной судьбе, Церковь обращается к нам со словами: «конечный день вспомним, верные»! Нас призывают не быть беспечными, но помнить, что «страшен конец смертный и грозен суд Владыки!»
Великий Акафист Божией Матери: галерея В России существует несколько икон, иллюстрирующих Великий Акафист Божией Матери.
Эти иконы, в центральной части, имея изображение Богородицы на престоле, в клеймах
отражают содержание Акафиста "по-икосно" и "по-кондачно", целиком охватывая буквальный смысл и значение праздника Похвалы. Одна из таких икон 16 века, хранящаяся в Русском Музее, представлена вниманию наших читателей.
Можно ли поминать католиков и протестантов? В 2013 году на Межсоборное присутствие вынесена тема поминовения инославных. Она имеет множество нюансов: можно ли поминать на проскомидии, на молебнах, келейно, только живых, которые еще могут присоединиться к Церкви, или усопших тоже, как поминать инославных священнослужителей. Разбираемся в истории вопроса
Иконы рая Потерянный Эдем и Новый Иерусалим, преступление Адама и царство, в которое первым вошел разбойник,– как изображался рай на иконах и фресках. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Детям об аде и рае Великий Пост – хорошее время рассказывать детям о вере. Как говорить с ними о райском блаженстве и вечных муках, чтобы не свести разговор к деревьям с булками и раскаленным сковородкам? Рассказывают протоиерей Илия ЗУБРИЙ, отец восьмерых детей, и протоиерей Феодор БОРОДИН, отец семерых детей
Неделя о Страшном Суде: вечны ли адские муки Как может Бог, который зовет к себе всех труждающихся и обремененных, допустить для кого–то возможность вечных мук. Эта мысль занимала многих богословов. Так родилось учение об «апокатастасисе», постепенном избавлении от мук и соединении с Богом всех людей и даже падших ангелов. Почему оно осуждено?
Десять лет теракту на Дубровке: скорбь и молитва 26 октября исполнилось десять лет штурма театрального центра на Дубровке и освобождения захваченных террористами актеров и зрителей мюзикла «Норд-Ост». В этот день была совершена первая Божественная Литургия в строящемся мемориальном храме св. Кирилла и Мефодия. «Для меня любой человек, который ушел в мир иной, не мертвый, а живой», – говорит возглавлявший богослужение епископ Воскресенский САВВА.
«Норд-Ост» в каждой душе «Зло, которое есть в мире, нельзя просто стереть ластиком, как стираешь помарку с листа...». О событиях во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году вспоминает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Димитриевская родительская суббота: день поминовения усопших В 2013 году Димитриевская родительская суббота приходится на 2 ноября. Практика поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Что говорят о ней святые отцы? Какие существуют традиции поминовения?
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Рай в Библии: сад или город? О рае рассуждали богословы и мечтали поэты, его изображали живописцы и иконописцы … так много, казалось бы, знаем мы о нем – и всё, конечно, из Библии. Только если раскрыть Библию и посмотреть внимательней, окажется, что о рае она почти ничего не говорит. Что мы знаем о рае, рассказывает библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Что такое ад? Был ли ад сотворен Богом? Можно ли в аду молиться и каяться? Есть ли возможность спастись из ада, если уже туда попал? Рассуждает протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДА.
Ходить ли на кладбище на Пасху? Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.