Торжество Успения Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию двух последовавших друг за другом событий. Первое – это кончина Ее земной жизни. Второе событие – Ее воскресение и телесное восшествие в Небесное Царство. Отсюда происходят двойственность в наименованиях праздника – «Успение Пресвятой Богородицы», принятое в обиходе Православной Церкви, и «Вознесение Богоматери», распространенное на латинском Западе.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец XIII века.

Традиция памятования дней земной кончины апостолов, мучеников и исповедников сложилась в Церкви в первые три века, отмеченные жестокими гонениями. Христиане убеждены, что смерть человека, соединенного с Христом Крещением и причащением Его Тела и Крови, посвятившего свою жизнь служению Христу и Его Церкви, тем более, засвидетельствовавшего мученическим или исповедническим подвигом величие христианской веры, является началом новой, вечной жизни в царстве Божием, «вхождением в небесную славу». Смерть для христианина – это торжество, победа над миром, враждебным Христу – «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1. 21.). Многие верующие не только не боялись смерти, часто предваряемой жестокими пытками и мучениями. Они горячо желали мученичества, веруя, что за порогом вечности они встретят Христа и удостоятся вечной блаженной жизни с Ним. Отсюда появилась традиция ежегодного церковного воспоминания подвига святых – «подражателей страданий Бога» – совершавших в день их кончины.

В это же время зародилось и традиция литургического почитания Девы Марии, посвятившей всю жизнь служению Божественному Сыну и претерпевшей всю горечь материнской скорби, предстоя перед Его крестом на Голгофе. С наступлением эры правления христианских императоров, даровавших Церкви свободу, стали строиться многочисленные храмы, в том числе и посвященные Богоматери. Так, например, в 352 г. в Риме был заложен один из первых храмов в честь Пресвятой Девы – Базилика Санта Мария Мажоре. В 431 г. 3 Вселенский собор провозгласил догматическое учение о нераздельности Божественной и человеческой природ во Христе и о почитании Пресвятой Девы Марии истинной Богородицей, от которой принял человеческую плоть и родился не просто человек – Иисус, а Предвечный Бог. Развитие догматического вероучения всегда имело формирующее влияние на церковное богослужение. Поэтому определения 3 Вселенского собора в литургической сфере определили возникновение праздников в честь событий земной жизни Пресвятой Богородицы.

Праздник Успения, вероятно, первоначально зародился в Палестине и оттуда распространился по всему миру. В Византии церковное празднование Успения Божией Матери 15 августа было установлено императором Маврикием (+602 г.). Этот праздник предваряет Успенский пост, начинающийся 1 августа (14 августа по н. с.). Пост, по преданию, был установлен в память о последних днях земной жизни, Божией Матери, которые она провела в посте и молитве, готовясь к кончине. В течение первого тысячелетия этот пост был распространенным благочестивым обычаем. Констанинопольской Церкви в 1166 г. соблюдение Успенского поста стало обязательным правилом. Празднование Успения продолжается до 23 августа (5 сентября по н. с.).

Богослужебные тексты праздника Успения были написаны св Иоанном Дамаскиным, св. Космой Майумским, св. Феофаном Начертанным, св. Германом, патр. Константинопольским. В Иерусалимской Церкви с XV в. празднование Успения имеет характерную особенность – в Гефсимании, на месте предполагаемого погребения Пресвятой Богородицы, проводится особое богослужение, называемое Чин погребения Божией Матери. Это богослужение имеет структуру, аналогичную утрени Великой субботы. Содержание песнопений посвящены Божией Матери, но с точки зрения стилистики являются подражанием текстам чина погребения Спасителя. В храме метохии (подворья) Гефсиманского монастыря, расположенного прямо напротив входа в Храм Воскресения (Гроба Господня) хранится вышитое изображение почившей Богородицы – плащаница. 12 августа плащаница с торжественной процессией переносится в Гефсиманию в храм на месте погребения Божией Матери. 14 августа, в день накануне праздника Успения совершается Чин погребения, а в сам день праздника – служба Успению.

В XIX в. этот чин был переведен на славянский язык и совершался в России в избранных храмах и монастырях – в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Святитель Филарет (Дроздов) митр. Московский благословил совершать в Гефсиманском скиту особый праздник 17 августа – Вознесение Божией Матери. В этот день совершался иерусалимский чин погребения Богородицы. В наше время чин погребения Божией Матери весьма распространен и совершается во многих приходских храмах – обычно на второй или третий день праздника (или, реже, вечером в первый день праздника). В Русской Церкви также принято употребление плащаницы, которая выносится на середину храма для поклонения на Всенощном бдении и полагается посередине вместо праздничной иконы на украшенной цветами гробнице.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом. Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после продолжительного поста, который по уставу почти такой же строгий, как и Великий. Есть в нем и сухоядение в понедельник среду и пятницу (вкушение невареной пищи) и ограничения в потреблении масла (растительное масло употребляют в пищу только в субботу и воскресенье) и рыба вкушается один раз, на праздник Преображения Господня 19 августа. Впрочем, выбор меры поста – это дело индивидуальных возможностей и сил.

Плащаница праздника рассказывает о погребении Пресвятой Богородицы. Говорят: «Богородичная Плащаница». Храм насыщен цветом не красным (как на Пасху), но голубым (это цвет богородичных праздников). Мы предстоим перед плащаницей, словно апостолы перед ложем Богородицы. Во время совершения чина погребения священники выходят к плащанице под пение тропарей, напоминающих тропари Великой Субботы. После чего следует продолжительное богослужение, в котором исполняются «Непорочны» (это пространные песнопения, в состав которых входит 118 псалом, исполняющийся, как правило, при погребении усопших). Ближе к концу богослужения трижды кадят вокруг плащаницы, совершают земной поклон и обносят плащаницу вокруг храма. С пением «Святый Боже…» плащаница возвращается на свое место в храме при пении тропаря праздника. В остальном же мы узнаем основные части богослужения.

Успение завершает праздничный богослужебный круг Церкви. Земная история словно бы заканчивается в конце лета. Осенью, после церковного новолетия, все начнется сызнова Рождеством Пресвятой Богородицы. И так Церковь живет памятью молящихся о ней святых.

Протодиакон Константин Маркович, Дмитрий Дайбов

ТРОПАРЬ УСПЕНИЯ
В рождестве девство сохранила еси,
Во успении мира не оставила еси, Богородице,
Преставилася еси к животу,
Мати сущи Живота
И молитвами Твоими избавляеши
от смерти души наша.

Перевод о. Амвросия (Тимрота)
При рождении Христа Ты девство сохранила
и по смерти мира не оставила, Богородица:
к жизни Ты перешла,
как Матерь Жизни,
и молитвами Твоими избавляешь
от смерти души наши.

Комментарии:
1. В рождестве, во успении – здесь имеются в виду не праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы, а сами события рождения и смерти. По церковному преданию, грядущего воскресения из мертвых, которого ожидает весь род человеческий (в том числе, святые), Ей уже не требуется.
2. Преставилася к животу, мати сущи Живота. Одно и то же слово, живот (жизнь) имеет здесь несколько разные значения. В первом употреблении живот означает жизнь, вечную жизнь. Во втором – Христа, Который есть жизнь («Аз есмь путь и истина и жизнь», (Ин. 14, 6)); Который принес в мир «жизнь, и жизнь с избытком», (Ин. 10, 10)). В этом смысле можно сказать о Богородице, что она родила Жизнь людям.
3. мати сущи – буквально: пребывающая, ставшая навеки.
4. молитвами Твоими – слав. Молитва означает здесь «просьбу», «прошение» и конкретно – прошение о помиловании.
Ольга Седакова
Запомните мотив тропаря “В рождестве девство сохранила eси”, и вы сможете петь песнопения 1 гласа, выучите кондак “В молитвах неусыпающую Богородицу” – и вы сможете петь на 2 глас. Как петь, показывают священник Александр ЛАВРУХИН и Никита ТАУ НАЛЕДИ