Откуда взялась традиция предварять праздник Успения постом? Откуда вообще появились посты и как выглядел пост во времена Ветхого Завета? На эти вопросы отвечают доктор церковной истории, проректор ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОB и известный библеист, филолог Андрей ДЕСНИЦКИЙ

uspenie_03
Успение Пресвятой Богородицы; Греция; XVI в.;

Священник Георгий ОРЕХАНОВ, доктор церковной истории, проректор ПСТГУ:

– Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет одно отличие среди других богородичных праздников, которое ставит его в один ряд с Пасхой и Рождеством Христовым, – продолжительный пост, предваряющий само празднование. Этот пост подобен Великому в смысле строгости: по уставу в этот период предписывается воздержание не только от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы.

История происхождения Успенского поста пока еще плохо изучена. Самый известный исследователь истории происхождения постов – профессор М. Скабалланович считает что в Западной Церкви еще в V веке были известны «посты четырех времен года», в том числе и осенний. Вероятно, Православная Церковь ввела этот пост в свою практику под влиянием западной традиции, приурочив его к празднику Успения Божией Матери. Это произошло в конце первого тысячелетия от Рождества Христова, когда отношения Запада и Востока еще были вполне теплыми и многие традиции перенимались западными христианами у Византии и наоборот.

Сам праздник Успения Пресвятой Богородицы тоже пришел к нам с Запада. Достоверные свидетельства о его существовании в Восточной Церкви относятся к концу VI века.

Упоминания в типиконах об Успенском посте как об общепринятом для всех восточных христиан относятся к IХ веку. Для сравнения могу сказать, что первые упоминания о предпасхальном (который сейчас называется Великим) посте относятся еще к доконстантиновской эпохе (конец II века). Так что, столь почитаемый в народе в эпоху Российской империи, да и в наши дни, праздник Успения Богородицы и связанный с ним пост – одни из самых молодых установлений Православной Церкви.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, библеист:

– Пост – временное воздержание от пищи, а порой даже питья – одна из самых древних практик, распространенных в самых разных религиях. Но формы поста, а порой и его значение могли быть разными. Закон Моисеев предписывал «смирять свои души» ежегодно в День Умилостивления («йом киппур»), когда народ приносил Богу покаяние в своих грехах (см. Лев. 16: 29-31). Нет никаких сомнений, что это включало в себя и строгий пост, и сегодня иудеи ничего не едят и даже не пьют в этот день. Но Библия не излагает здесь никаких деталей, она говорит лишь о самом главном – о смирении человека перед Богом, которое может выражаться в разных формах, и пост – только одна из них.

По сути дела, это был единственный предписанный в Библии пост, который длился к тому же всего один день (на него и дается ссылка в Деяниях 27: 9). Но это совсем не значит, что в остальные дни израильтяне никогда не ограничивали себя в пище. Люди могли отказываться от всякой еды, а иногда даже от воды (как особо подчеркивается в кн. Ионы 3: 5-8) на период от одного до семи дней – правда, при семидневных постах они наверняка пили воду. Понятие «постной пищи» в библейские времена было неизвестно: если человек постился, он вообще ничего не ел.

Кроме того, в день поста человек обычно снимал свою одежду и оборачивался грубой тканью (вретищем), он мог посыпать свою голову пеплом или землей, оставить жилище и сесть на голую землю. Так поступали в знак скорби по умершему (см. 1 Цар. 31: 13) или в знак своего покаяния в грехах (см. 1 Цар. 7: 6), но иногда пост предварял особую молитву к Богу, когда человек полностью вверял свою судьбу в Его руки (как в Есфирь 4: 3). Пророки напоминали израильтянам о том, что смысл поста все же не во внешних действиях (см. Ис. 58: 1-3), а в том, чтобы всецело предаться Богу. Это означало прежде всего отказ от греха и исполнение Его воли, а значит, и дела милосердия по отношению к ближнему.

Когда иудеи оказались в Вавилонском плену, они добавили к обязательному посту в День Умилостивления и другие постные дни, например в память о начале осады Иерусалима и о разрушении Храма. Вместе с тем пророки предсказывали, что эти посты не будут соблюдаться постоянно, эти дни в свое время перестанут быть скорбными (см. Зах. 8: 19). Однако после возвращения из плена некоторые иудеи взяли на себя еще более строгие обязательства, чтобы угодить Богу. Они стали поститься два дня в неделю: в четверг, когда Моисей взошел на Синайскую гору, и в понедельник, когда он с нее спустился. При этом они нередко подчеркивали свою набожность, выставляя свой пост напоказ – именно такое отношение и обличал Христос (см. Мф. 6: 16-18). Он напоминал людям, что пост, вне зависимости от конкретного повода, должен представить человека смиренным перед Богом, а не перед другими людьми.