По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова.
Прот. Борис Михайлов, искусствовед, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:
Современное искусство вообще нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова. Здесь не идет речи о действии художественного произведения, потому что нет такого произведения. Contemporary art, его формообразующее начало – провокационная акция, направленная на сознание зрителя, с тем чтобы привести это сознание в определенное состояние в зависимости от контекста. Свежий пример – панк-«молебен» в Храме Христа Спасителя.
Гельман и подобные ему активисты contemporary art (современного искусства) представляют из себя арьергард культуры, разразившейся в начале XX века. Почин принадлежит Пабло Пикассо. В 1907 году он показал приятелям «Авиньонских девиц». Впервые в истории мирового искусства жрицы любви были представлены в виде воющих бестий с иссеченными телами и звероподобными ликами. Один из приглашенных признался, что зрелище подобно тому, как если бы кто-то наглотавшись бензина отрыгивал огнем.
Здесь следует сразу отметить, что первыми распознавшими природу этого огня оказались наши соотечественники философы Сергей Николаевич Булгаков и Николай Александрович Бердяев. «Женственность, - писал в 1914 г. С.Н. Булгаков, - Душа мира, есть материнское лоно искусства, а вместе с тем и его любовь. Она предстает в творчестве Пикассо в несказанном поругании все эти лики живут, представляя собой нечто вроде чудотворных икон демонического характера. Творчество Пикассо есть плод демонической одержимости. С большой напряженностью выражается в нем мироощущение злого духа, не любящего и хулящего творение Божие». Здесь сказано все самое главное о нарождавшемся антиискусстве, как и следует понимать так называемое «современное искусство» или «актуальное искусство».
Вскоре этот огонь перекинулся в другие страны. Дадаисты 1910-х годов в Цюрихе любили поигрывать в «буриме», когда участники вкруговую писали каждый слово, не видя прикрытых предыдущих и не показывая своего. При открытии целое поражало своей взрывной нелепостью. Эффект они называли «заварушкой». Возмущение сознания, действенное возмущение его было их главной целью. Искры революционной заварушки разлетались по всему свету. Известный дадаист Марсель Дюшан в 1913 году выставил в Нью-Йорке, в респектабельном зале велосипедное колесо на табурете и позднее мужской писсуар с автографом: «Марсель Дюшан 1917 год». Это и есть так называемое «актуальное искусство». Актуальное, потому что его задача встряхнуть публику, посеять возмущение, поразить застойную мораль буржуа, род людской разить восстанием на традиционные ценности, скинуть богов и поглумиться над ними. Вспомним Маяковского и опять-таки «кошачий концерт». Все «актуальные художники» той поры так или иначе были причастны к революционному движению. Случайно, но провиденциально квартира Ленина в Цюрихе в 1916 году оказалось рядом с пристанищем дадаистов - кабаре Вольтер. Один их них вспоминает его монголовидное лицо в табачном мареве в окружении лиц, вызывавших духов революции.
Россия не отставала: в 1913г. футурист Крученых, супрематист Малевич, меценат и «композитор» Матюшин разыграли футуристическую заварушку-оперу «Победа над солнцем» в посрамление старой культуры и эстетики, в результате чего зрители сорвались с мест с требованием автора, а администратор кричал, что его увезли в сумасшедший дом.
В 1923 году молодой тогда С.М. Эйзештейн, ученик маститого В.Э. Мейерхольда, шел по Цветному бульвару в свою комнатку на Чистых Прудах, размышляя: если мы знаем, что сила тока измеряется в амперах, а напряжение в вольтах, то почему бы нам, художникам Революции, с нашим новым революционным театром и новым кино, не попытаться каким то образом определить эффективность и силу нашей работы, измерить ее полезный коэфициент. И вот, Эзейштейн вводит понятие «один аттракцион». Аттракцион – это, говорит он, всякое агрессивное действие театра и кино, направленное на сознание зрителя с целью овладения и формирования его в процессе зрелища с необходимым революции результатом. Фильм «Броненосец Потемкин» сделан ровно по этому принципу. Известно, что Эзейштейн действительно стал создателем принципиально новой теории культуры и искусства, не ограниченного лишь кинематографом. Но созданное уже не было искусством. Это была активная социальная деятельность, использовавшая средства, иногда похожие на искусство, а иногда прямо эпатирующее и уничтожающие его.
Сейчас произошла коммерциализация этой «новой культуры», особенно в американском кинематографе. Блокбастеры это детище Эзейштейна – его продукт. И хотя великие перемены уже свершились, в наше время, у новых акционистов, те же задачи по уничтожению традиционных христианских ценностей, как и в XX веке. Они так же выступают с публичным осквернением, осмеянием, уничижением великой культуры, против которой выступали большевики и вся гадаринская рать.
Теперь нам понятно, что М.А. Гельман является представителем зародившегося сто лет назад антиискусства, хорошо известного теперь в своей богоборческой природе и антигуманистических проявлениях. Деятельность захватила весь мир и сейчас мультимедийными волнами накатывает на новые поколения землян, погружая их в демонические бездны. Бороться с этим очень трудно, но необходимо. Нашим оружием должно стать слово.
Диалог с Маратом Гельманом и его сторонниками невозможен, протест общественности это то, что им надо. Остается только вести просветительскую работу среди народа, особенно в школе, рассказывать откуда что пошло. К сожалению, сознание людей, которые каждый вечер по обывательски смотрят телевизор, и так давно демонизировано. Там рыхлая почва давно готова. Но с нами Бог, не будем опускать руки.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Авангардист и Церковь Во взаимоотношениях Церкви и современного искусства произошел любопытный прецедент. Известный художник-авангардист Гор Чахал готовился к выставке в Центре современного искусства «Винзавод». Неожиданно, как рассказывает сам художник в своем интернет-дневнике, «"Винзавод" отказался быть соорганизатором выставки, снял с себя всю ответственность за ее проведение и потребовал официального письма от Московской Патриархии, в котором было бы ясно указано, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке»
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Смиренный палач: история красного командира В конце 1920-х годов в монашеской общине при Доме милосердия в Харбине появился необычный послушник: он не называл своего имени и отказывался принять постриг…
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Откуда берется вдохновение Чтобы совершить научное открытие, создать шедевр, найти неожиданный выход, да просто написать хорошую статью, — необходимо вдохновение. Откуда оно берется? Что это — способность души или разума?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.