Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III». Крест-мощевик. Москва, начало XVI века. По описи Благовещенского собора, крест сделан из дерева от Креста Господня
На выставке в Одностолпной палате Московского Кремля, посвященной великому князю Ивану III, раз за разом раздавались вопросы журналистов к куратору и историкам: «Где же светская жизнь эпохи? Почему столько икон и церковной утвари?»
Речь идет о второй половине XV – начале XVI века, и о светской жизни как таковой для России говорить рано: быт был пронизан благочестием, и сутки, и год строились по церковному календарю и богослужебному кругу. Бытовые памятники вроде сапог, которые носил бы Иван III, или платьев его супруги, или посуды, из которой они ели, либо не сохранилось, либо эти предметы в таком состоянии, что в витрину их не поставишь.
Единственная скульптура на выставке, например, изображает святого Георгия Победоносца, а большая часть книг (за исключением Судебника и Чина поставления на престол) — духовные.
Наследник Византии
Одна из основных тем выставки — «Византийское наследие и личное благочестие государя». Тезис «Москва — Третий Рим» появится несколько позже, однако Константинополь уже пал под ударами турок, и мыль о наследовании и принятой эстафете от византийских императоров на Руси уже была.
Русские государи состояли в кровном родстве с византийскими императорами (будущий император Иоанн VIII Палеолог был женат на русской царевне Анне, сестре Великого князя Василия II, и хотя из-за ранней смерти она не взошла на престол, Великий князь именовал себя братом византийского император). Логическим финалом развития идеи византийских корней Московского царства стала женитьба овдовевшего Ивана III на принцессе Зое (Софье), дочери Фомы Палеолога и племяннице последнего византийского императора Константина.
Зримо идея о наследовании Византии проявлялась в использовании в политическом и религиозном церемониале ее символов. На выставке показывают мощевики, наперсные кресты, панагии, принадлежавшие Великому князю и членам его семьи.
Например, наперсный складень-мощевик с изображением Похвалы Пресвятой Богородицы уникален по своей иконографии, считают эксперты. В 1459 году в день Похвалы Богородицы была одержана крупная победа над ордынцами, и праздник стал особенно почитаться: в Успенском соборе построили придел в его честь, стали писать иконы. Мощевик с изображением Похвалы Богородицы из Благовещенского собора
На обороте складня-мощевика на серебряной пластине гравированы святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец, а ниже — русские святые: московские митрополиты Петр и Алексий, святитель Леонтий Ростовский, преподобный Сергий Радонежский. На внутренних сторонах створок — рельефные изображения двунадесятых праздников и пророков.
С иконами и реликвиями византийской традиции соседствует «Корсунский» крест католической формы со вставками из горного хрусталя с серебряными обкладками и резьбой. По преданию, его привезла с собой на Русь Зоя (Софья) Палеолог. Летопись сообщает, что принцессу — воспитанницу византийского гуманиста Виссариона Никейского, переехавшего в Италию и ставшего кардиналом, — сопровождал легат с «крыжом». По замыслу Рима, Софья должна была въехать в Кремль с торжественно предносимым крестом, однако князь Иван III выслал навстречу посла, и тот велел убрать «крыж» в обоз. Крест выносной Корсунский. Западная Европа, XV век
Впрочем, крест оказался в алтаре Успенского собора и использовался при крестных ходах и процессиях.
Собиратель Руси
Иван III ставил перед собой задачу объединить разрозненные русские земли вокруг Москвы. Речь идет не только о договорах с Тверским и Белозерским княжествами, о переходе Ярославского и Ростовского князей на службу Москве или о войнах с Новгородом. Великий князь заботился и о культурном единстве государства: заказывал росписи и иконы в храмы в отдаленных уголках Руси. Благодаря ему появились, например, фрески в Ферапонтовском монастыре и иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Иван III обращался к почти былинным временам Владимира Крестителя, когда Русь была единой, и представлял объединение княжеств как торжество исторической справедливости. Князь Владимир и его сыновья Борис и Глеб возглавили чин небесных молитвенников за великокняжескую семью. Например, они изображены в виде рельефов на одном из экспонатов выставки — Киликийском кресте. Киликиевский крест
Этот восьмиконечный деревянный крест украшен резными вставками из кости (эти вставки различаются по времени). По преданию, сам крест был принесен из области Киликия в Малой Азии. Иван III брал святыню в первый поход на Казанское ханство в начале XVI века, затем она оказалась в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой, а еще позже Иван IV Грозный брал дедовскую святыню в победоносный поход на Казань. Изображенные на Киликийском кресте русские святые, как Владимир с Борисом и Глебом, так и ярославский князь Федор с сыновьями Давидом и Константином, должны были испросить у Бога победы русскому оружию. Киликиевский крест. Фрагмент
О программе на воссоединение Руси красноречиво свидетельствует один из самых маленьких экспонатов выставки — «угорский» золотой. До Ивана III своей золотой монеты на Руси не было, и за образец взяли дукаты венгерского короля.
Чеканка собственной монеты была политической акцией; по кругу золотого идет надпись о Иване III как великом князе всея Руси. Монет, видимо, было немного: на выставке показывают единственный сохранившийся экземпляр. Московский золотой (угорский) дукат Ивана III и его сына и соправителя Ивана Ивановича. Сохранился в единственном экземпляре
На выставке представлена строительная плита, на которой впервые был приведен полный титул великого князя Московского Ивана III и зафиксировано объединение русских земель под эгидой Москвы: «Иван Васильевич, Божьей милостью великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский, Угорский, Пермский, Болгарский и иных и всея России государь, в лето 30 государствования своего сии башни повелел построить, а делал Петр Антоний Солари медиоланец в лето от воплощения Господня 1491». Плита строительная с упоминанием строительства башен Кремля по указу Ивана III и подписью архитектора Пьетро Антонио Солари
Автокефалия Церкви
Когда Иван III был еще младенцем, Русская Церковь отказалась от Флорентийской унии, и принявший ее от имени Руси митрополит Исидор, грек по происхождению, бежал. А когда будущему Великому князю было восемь лет, великий князь и собор русских епископов приняли решение об избрании митрополита в Москве из числа русских архиереев. Церковный собор избрал на митрополичью кафедру рязанского епископа Иону, и 5 декабря 1448 года состоялось торжественное поставление Ионы в русские митрополиты. Это событие стало началом автокефалии, то есть самостоятельности Русской Православной Церкви.
После падения Византии Константинопольский патриархат существовал под контролем турецкого султана. Идея независимости Русской Церкви стала центральной для Ивана III.
Возвышению Русской Церкви должно было способствовать почитание собственных русских святых. Именно при Иване III обновлена память святого митрополита Петра и утверждено его почитание как молитвенника не только за Москву, но и за всю Русскую землю. Его икона с житием — один из центральных экспонатов выставки.
Выставка продлится до 14 июня 2013 года.
Богоматерь Неопалимая Купина и избранные святые. Пелена
Чудо архангела Михаила в Хонех. Сударь
Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Пелена. Москва, конец XV века
Деньга московская, 1480-е гг. В латинской надписи на оборотной стороне монеты и изображении цветка под ногами коня специалисты видят участие итальянских мастеров
Кадило и чаша
Сион малый
Сборник библейских книг. Москва, последняя четверть XV века
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Иверская и другие: перед какой иконой будут молиться на Васильевском спуске? 24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
Как устроен храм: Царские врата Сегодня Царские врата — обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение — объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Как устроен храм: купол и крест Видя здание с куполом, над которым возвышается крест, мы сразу понимаем, что это храм. Золотые главки видны издалека. Когда появились купола и для чего они, объясняют преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Стамбул: четыре жемчужины Царьграда 29 мая 1453 г. под натиском турецкой армии пал Константинополь. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Как устроен храм: акустика и место для хора Услышать, что поет хор во время службы… Можно для этого купить в церковной лавке книги с текстами служб. Но носить их и шуршать страницами на службе неудобно. О прихожанине может позаботиться тот, кто проектирует храм, и тот, кто руководит хором. Об акустике и месте хора в храме рассказывают игумен ПЕТР (Мещеринов), насельник Данилова монастыря (Москва), руководитель Московских православных регентских курсов Евгений КУСТОВСКИЙ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Троеручица: странная икона Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.