Преображение Господне – таинственное явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя Его ближайшими учениками во время их молитвы на горе Фавор. По-гречески, это слово означает «превращение в другой вид», «изменение формы». Это одно из важнейших событий евангельской истории, о котором свидетельствуют сразу три евангелиста: Матфей, Марк и Лука.
Преображение. Конец XIV века. Восстановленная фреска церкви Спаса на Ковалеве под Новгородом
В последний год Своего земного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Спаситель, в преддверии грядущих страданий, начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Эти слова сильно опечалили апостолов, особенно Петра, который обратился ко Спасителю со словами: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).
Спустя шесть дней, Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна - и взошел с ними на вершину помолиться.
И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32). Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).
При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы.
Евангелист Марк пишет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: "Что значит встать из гроба?"» (9:9-10).
Преображение трактуется как явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть в данном случае можно говорить об откровении всех Лиц Святой Троицы. Это событие указывает на тот факт, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время явления величия и славы Спасителя божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, это произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Ефрем Сирин: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».
Некоторые богословы (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при этом событии было преображено и все человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков».
Где именно произошло явление Божественного величия и славы Спасителя – в Священном Писании не указано, сообщается лишь, что событие произошло на некой горе. Церковная традиция соотносит неназванную гору с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин «фаворский свет»). Хотя это мнение в настоящее время и вызывает возражения ряда ученых. Фавор представляет собою небольшую возвышенность, находящуюся в южной Галилее. В новозаветную эпоху на вершине Фавора была крепость, что делало место неблагоприятным для уединения. Однако есть и другие мнения – часть исследователей склоняются в пользу горы Ермон. Ермон, при большой высоте («высокая гора»: Мф. 17:1, Мк. 9:2), создававшей благоприятные условия для полного уединения, расположен к северу от Галилеи. Область Кесарии Филипповой, где ученики исповедали в Учителе Мессию, лежит у подножия Ермона. Приурочение Преображения к Ермону отвечает и хронологии события: последующее прохождение Господа через Галилею (Мк. 9:30) логично понимать (накануне пути в Иерусалим) как прохождение с севера на юг – не от Фавора к Ермону, а от Ермона к Фавору.
Несмотря на то, что данное событие священной истории совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет этот праздник от Воздвижения Креста Господня (14 сентября), когда Церковь вновь вспоминает страдание Спасителя на кресте. В связи с этим, в частности, протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”».
Преображение принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поется канон, в котором подчеркивается величие произошедшего события. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий божественный нетварный фаворский свет. Праздник приходится на Успенский пост.
В Палестине Преображение литургически отмечается, вероятно, начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, освященного в честь этого праздника. Кроме того, все богослужебные памятники, дошедшие до нас от начала VIII века, говорят о всеобщем праздновании этого события в VIII и последующих веках. На Западe с XV века папою Каллистом (с 1457 г.) он сделан всеобщим праздником.
В некоторой степени этот праздник можно связать и сопоставить с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в этот день приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.
В Русской Православной Церкви существует чин освящения плодов, с течением времени этот праздник получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки. Народное название праздник Преображения приобрел по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословленной Им природы.
Тропарь праздника, глас 7-й
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Кондак, глас 7-й
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
(Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твое добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние).
Задостойник
Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа.
Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем.
(Роды Твои были девственны: Бог произошел из Твоего чрева, явился на земле во плоти и жил с людьми. Поэтому мы все величаем Тебя, Богородица!).
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Патриарх Кирилл на польском Фаворе Четыре дня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел на канонической территории Ватикана – в Польше, где 500 тысяч православных живут в среде 33,5 млн католиков. Поездка оказалась и новым словом в диалоге Православной и Католической церквей, и «прививкой от комплекса меньшинства»: Патриарх говорил о том, как христианам разных конфессий найти общие твердые основы в секуляризованном мире
Ольга Седакова: загадки тропаря Преображения Господня До 26 августа, отдания праздника Преображения Господня, в храме можно услышать тропарь "Преобразился еси на горе, Христе Боже". Почему он написан в прошедшем времени, зачем в нем подчеркивается наша греховность и для чего призываются молитвы Богородицы, рассказывает Ольга Седакова
Поем вместе: тропарь и кондак Преображения Господня 19 августа, в праздник Преображения Господня, песнопения посвящены тому, как Христос открыл Свою славу ученикам и просветил их Своим светом. Как разделить общую радость и спеть их правильно, учат священник Александр ЛАВРУХИН, директор Свято-Димитриевской школы и солист школьного хора мальчиков Никита ТАУ НАЛЕДИ
Преображение Господне: иконы к празднику Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.
Августовские «Спасы» Медовый, яблочный, ореховый … За вкусными названиями скрываются три важных праздника, посвященных Спасителю: Происхождения честных древ Креста Господня, Преображения и Нерукотоворного образа. Как возникли эти праздники и почему они так стали называться в народе, рассказывает Юрий РУБАН
Грешно ли есть неосвященные яблоки до Преображения? Скоро Преображение, в народе этот праздник называют "яблочный спас". По традиции на Руси до этого дня крестьяне не ели яблок. В наше время яблоки продаются круглый год, и мы круглый год их едим. В чем же тогда смысл праздника Яблочный Спас? Может быть, надо в какой-то момент года перестать покупать яблоки, чтобы после Преображения снова начать есть освященные?
Восхождение на Фавор 19 августа православные христиане вспоминают Преображение Господне - событие, свидетелями которого стали ученики Христа: Петр, Иаков и Иоанн. Знамение на Фаворской горе, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор - один из ключевых эпизодов Нового Завета. Наш корреспондент побывал на месте евангельских событий, спустя почти 2000 лет
Тропарь Преображения Господня: глас тяжелый Тропарь «Преобразился еси на горе, Христе Боже» поется на седьмой глас, который в церковно-певческой традиции именуется «тяжелым». Все дело в византийцах, – именно этим термином (греч. «варес») эта традиция постаралась передать величественность и силу седьмого гласа. Рассказывают священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Миниатюра «Преображение Господне»: откровение о фаворском свете Синий, белый, золото – при помощи трех цветов иконописец-виртуоз XIV в. передал божественные нетварные энергии Христа, о которых спорили его современники. О маленьком шедевре византийского искусства из рукописи защитника исихастов императора Иоанна Кантакузина рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА
Преображение человека: можно ли измениться сразу после крещения Вошел в купель один человек, а вышел совсем другой? Так бывает редко, обычно путь к Богу тернист и сложен даже после Крещения. Протоиерей Игорь ГАГАРИН рассказывает истории разных людей, в том числе свою собственную
«Воскресение» — газета для тех, кто пришел в храм Как причащаться и как исповедоваться, как построить христианскую семью и вырастить детей, о чем рассказывает Евангельское чтение на воскресной литургии, что означают церковнославянские песнопения, какие подвиги совершили святые, чью память Церковь чтит в течение текущей недели, что происходит в жизни всей Церкви и каждого прихода — обо всем этом можно будет узнать из новой православной газеты "Воскресение", которую начало издавать Восточное викариатство г. Москвы.
Благовещение В этот день святая Церковь празднует евангельское событие, положившее начало нашему спасению. Архангел Гавриил явился Пречистой Деве Марии, возвещая Ей о будущем рождении от неё Спасителя мира. Это событие именуется Благовещением— по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть»
Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы праздника 7 апреля Церковь вспоминает явление Богородице ангела, возвестившего о рождении Спасителя. Мы предлагаем вам ретроспективу образов благовещения в мировой художественной культуре.
Как устроена Страстная седмица? Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения — за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу — на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Вербное Воскресенье - Неделя Ваий: царский путь Два дня радости отделяют покаянное время Четыредесятницы от скорби Страстной Седмицы. В 2013 года Церковь вспоминает Воскресение Спасителем праведного Лазаря 27 апреля, а Вход Господень в Иерусалим - 28 апреля. В чем смысл этих событий? Какие особенности богослужения? Почему освящаем вербу и едим рыбу?
Сретение: Симеон Богоприимец и его сомненья С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.
Покров Пресвятой Богородицы: иконы На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.