Зачем Бог стал Человеком?
Раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова, тайне боговоплощения, пояснял: "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом". Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, ставшая целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.
Святой Иоанн Златоуст называл праздник Рождества Христова началом всех праздников: «…В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».
Известно, что рождение Христа было предсказано ветхозаветными пророками – этого ждали на протяжении нескольких веков. Это великое событие имеет отношение к каждому из ныне живущих людей – об этом, в частности, свидетельствует и церковная гимнография. К примеру, в праздник Рождества Христова наиболее часто воспеваемыми песнопениями являются тропарь и кондак Рождества.
В текстах песнопений есть одна характерная особенность – частое повторение относительно событий двухтысячелетней давности слов «днесь» и «ныне». Церковь в богослужебной практике таким образом вводит человека в особую реальность – каждый становится духовным участником и свидетелем совершающихся событий Рождества Христова.
Рождество Христово: вифлеемская пещера
Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается», совершает то, что по-гречески называется «кенозис», а по-старославянски – «истощание».
Евангелист Лука свидетельствует: «И было во дни те: от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись. Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний. Все шли на перепись, каждый в свой город. Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем, потому что был он из рода и дома Давида. Он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка. И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места» (Лк 2:1-7).
Именно так – в пещере, предназначенной для стойла, среди соломы и сена, разбросанных для корма и подстилки скоту, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не то чтобы какого-то земного величия, но даже минимального удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. Такое несвоевременное для Святого семейства путешествие через всю Палестину объясняется тем, что римляне записывались по месту своего проживания, иудеи же – по месту происхождения. Иосиф и Мария, как известно, являлись потомками царя Давида, родом из Вифлеема, расположенного в семи километрах к юго-западу от Иерусалима. Известно, что представители этой династии были лишены трона еще в VI в. до н.э. и вели жизнь частных граждан, не афишируя своего происхождения.
В прибавление к кратким евангельским свидетельствам о Рождестве Христовом, ряд подробностей появления на свет Спасителя содержатся в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим апокрифам, Мария почувствовала наступление родов и Иосиф пошел искать повитуху. Возвратившись к ней, он увидел, что роды уже произошли, а в пещере засиял свет такой силы, что они не в состоянии были его вынести и лишь спустя некоторое время свет исчез и явился Младенец.
По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привел повитуху – Саломею. При этом Саломея упоминается в апокрифах, как засвидетельствовавшая чудо сохранения девственности Богородицы. Ее образ также вошел в иконографию Рождества Христова.
Поклонение пастухов и волхвов
Известие о родившемся Спасителе дошло до пастухов, дежурящих ночью у своего стада. Им явился Ангел и сообщил об этом – и именно пастухи первыми пришли поклониться Родившемуся в ту ночь.
Чудесною звездою было возвещено о Рождестве Христовом волхвам, «звездословцам» - по сути, в их лице весь прежний языческий мир преклонил колени перед истинным Спасителем мира. Волхвы нашли то место, где родился Спаситель, и «падши поклонились Ему» (Мф.2:11). Они принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как «имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным», как трактует Священное Писание блаженный Феофилакт Болгарский.
Он же пишет: «Они (волхвы – Авт.) из пророчества Валаама научились тому, что Господь и Бог, и Царь и что Он имеет умереть за нас. Но выслушай это пророчество. «Возлег, - говорит, - почил, как лев» (Числ. 24:9). «Лев» обозначает царское достоинство, а «возлег» - умерщвление».
Избиение младенцев
Иудейский царь Ирод связывал серьезные опасения с Рождеством Христовым, так как считал, что на свет появился новый царь, Который отнимет у него царский трон. Поэтому он сказал волхвам вернуться из Вифлеема в Иерусалим, чтобы сообщить ему, где находится Младенец. Но волхвы получили откровение во сне – не возвращаться к деспотичному правителю. Так они и поступили. Ирод же пришел в ярость и дал приказ убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Вифлеем был окружен войсками, словно в военное время, исполняющие приказ воины врывались в дома, вырывали младенцев из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били головой о камни, поднимали на копья, разрубали ударами меча.
«Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет», - свидетельствует евангелист Матфей, Мф. 2:18.
14 тысяч – таково число убитых детей. Однако Ироду не удалось осуществить задуманного. Святой Иосиф Обручник, получил во сне откровение бежать в Египет вместе с Марией и Младенцем. Что и было седлано в ту же ночь.
Блаженный Феофиалакт Болгарский, поясняя Евангелие от Матфея, пишет: "Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут".
Святой Иоанн Златоуст трактовал это чудовищное событие следующим образом: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?»
Время и дата Рождества Христова
Попытки установить год Рождества Христова по датам сопутствующих событий (годов правления императоров и царей) не привели к какой-либо конкретной единой дате. По-видимому, исторический Иисус Христос родился между 7 и 5 гг. до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.
Установление празднования Рождества Христова
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество Христово (согласно иудейскому мировоззрению, рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество , и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками. Рождество Христово стало праздноваться отдельно с IV века.
Русская Православная Церковь, использующая юлианский календарь, празднует Рождество Христово 7 января по григорианскому календарю. Рождество входит в число двунадесятых праздников и предваряется сорокадневным постом.
Впервые о празднике Рождества Христова упоминается у Климента Александрийского. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его бесед, на Востоке днем праздника было определено 25 декабря.
Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, известный под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника Рождества называется сочельником или сочевником, так как, согласно церковному уставу, в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По сложившемуся обычаю, пост этого дня хранится до вечерней звезды. Уже в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно выпадает на воскресенье. В это время совершаются царские часы, называемые так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь вспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь выражает свою духовную радость о Рождестве Христовом пением пророчественной песни: «яко с нами Бог».