В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке до конца сентября открыта экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует». Это именно экспозиция, а не выставка в привычном смысле. Ее жанр многосоставен и сложен, соответствует теме «современное искусство для неофитов». Одним из лучших экспонатов открывшейся экспозиции «Сны для тех, кто бодрствует» можно считать рисунок 1986 года недавно ушедшего классика неофициального искусства России Олега Васильева. Тема сна и яви в искусстве в работе представлена как убедительный пластический иероглиф
Экспозиция расположена в главной парадной анфиладе созданного великим зодчим эпохи Просвещения Матфеем Казаковым бывшего особняка Губина на Петровке, некогда превращенного в Московский музей современного искусства. До конца 2008 года в этой анфиладе была постоянная экспозиция музея. Она вызывала массу претензий и недоумений. В ней соседствовали разные эпохи, стили, направления. Ни ритм, ни рифмы выстроены не были. Все текло по залам какой-то мутной лавой, в которой Малевич и Шагал были почти неотличимы от их советских апологетов, живших на семьдесят лет позже. Если мы берем за аксиому, что ММСИ на Петровке это частный музей (основу составила коллекция Зураба Церетели), тогда смиримся: нам предлагают познакомиться с его личными вкусами собирателя. Если же важна претензия на общероссийское значение (или хотя бы центральное в столице), тогда с постоянной экспозицией необходимо было что-то делать.
Отрадно, что молодые руководители ММСИ (директор Василий Церетели) приняли вызов и стратегически решили доказать обоснованность претензий музея на центральное место в российской культуре. Сперва обзавелись филиалами, в которых показывают свое творчество признанные художники современного искусства России и мира. Затем решили переформатировать Музей на Петровке.
В феврале 2009 года в главной анфиладе ММСИ открылась первая версия экспериментальной тематической экспозиции «От штудии к арт-объекту», в которой были заявлены принципы нового общения собрания музея с публикой. Первый принцип: ротация материала. Все представленные в залах главной анфилады музея вещи не становятся пыльным архивом, мозолящим глаз десятилетия и столетия, а убираются в фонды через полгода, чтобы в начале следующего можно было явить новую версию экспериментальной экспозиции.
Второй принцип: соответствие этих экспозиций идеям представления и просвещения. Эти идеи предполагают особую работу с материалом. «Представление» в данном случае понимается именно как увлекательное, неожиданное, яркое действо, в которое зритель должен быть азартно вовлечен. Потому для визуальной режиссуры приглашаются признанные и (или) модные архитекторы и дизайнеры России: Юрий Аввакумов, Сергей Ситар, Борис Бернаскони и другие. Их пластические решения организации выставочного пространства во многом отличаются от традиционных параметров «музейности» и даже оппозиционны им. Понятие «Просвещение» интерпретируется как некая возможность интересного знакомства неподготовленных людей с неведомой им культурой. Возможность знакомства, предполагающая дальнейшую дружбу. Потому присутствует сюжет обучения-игры, согласно которому выстраиваются экспозиционные ряды и пространные комментарии к ним.
Наконец, третий принцип: экспериментальная тематическая экспозиция сочетает в себе качества выставки и постоянного показа музейных фондов. Потому основная часть --из запасников ММСИ.
Открывшаяся 1 марта программа «Сны для тех, кто бодрствует» пятая по счету. Поскольку пять это уже наполовину юбилей, можно поразмышлять о том, что в этой непривычной репрезентации современного искусства в музее удалось, а что не очень. Для понимания требуется проследить логику организации каждой из пяти экспозиций. Итак, первая была «От штудии к арт-объекту». Это было подобие создания словаря основных понятий изобразительного искусства. Неслучайно, первый зал начинался не с работ современных художников, а с академических, живших в прошлые века, и назывался «Канон». В принципе, эта экспозиция сформулировала и позитивные и негативные проблемы восприятия подобных программ. Позитивные эмоции вызвали зрелищность, желание говорить на одном с посетителем языке (помню, в залах очень много было плакатов-цитат, а слова разделов оформлялись как дорожные знаки), желание увидеть современное искусство в процессе общения с традицией и миром. Негативные тенденции обозначились из-за волюнтаризма выбора именно этого, а не другого материала, именно этих, а не других сюжетов. Ведь словарь понятий искусств не может ограничиться лишь десятком звучных определений. Работа Георгия Пузенкова «Кафтинский городок» из серии «Мона Лиза в России» дилемму иллюзии и подлинности решает в ключе простодушного китча
Открывшаяся в самом конце 2009 года вторая экспозиция приурочена к десятилетию Музея на Петровке. Ее делал знаменитый архитектор Аввакумов и она посвящена тому, что в древности называлось «гением места»: прокомментированной работами художников и экспозиционным решением Юрия Аввакумова исторической судьбе знаменитого дома купца Михаила Губина. Название говорило само за себя: «День открытых дверей. Особняк – Гимназия – Клиника – Музей». В такой последовательности от XVIII века до XXI-го дом менял свои функции. Каждый зал превращался в фантастический павильон кино, где снимается сразу несколько фильмов из жизни разных эпох, а декорации к ним сложены вместе. Параллель с кино усиливалась благодаря отсутствию в комнатах дверей, которые были сняты с петель и стояли прислоненные к стенам. С экспозиционной точки зрения это самая рафинированная и умная выставка из пяти. В то же время – непонятная для неподготовленного зрителей.
Следующая экспозиция-выставка называлась «Если бы я только знал!...» Она стала чем-то вроде экспериментальной лаборатории, или университетской аудитории, или тренажерного зала, где вам советуют поднакачаться в вопросах «совриска». Много парт, кафедр; публика общается с искусством по принципу тестов, отгадок, вопросов-ответов. Как в аттракционе с кривыми зеркалами посетитель сам становился объектом современного искусства. И опять-таки, по справедливому суждению одного критика, игра в ликбез всем хороша, но снимает вопрос о качестве и о принципе выбора.
Четвертая экспозиция-выставка была сделана руководителем отдела новейших течений Эрмитажа Дмитрием Озерковым и называлась «Искусство есть Искусство есть Искусство». Экстравагантное название отсылает к строке из раннего стихотворения Иосифа Бродского «Два часа в резервуаре». Двадцать пять разделов экспозиции были посвящены проблеме комментария современного искусства. Страсть к саморефлексии, расцарапыванию старых ран современному искусству ох как свойственны. Потому желание ухватить свое подлинное отражение в бесконечной призрачной перспективе зеркал – тема очень интригующая. В то же время в этой «цепочке бесконечного комментирования» фигура зрителя априори становится лишь еще одним призрачным звеном, которое не главное.
Наконец, нынешняя, пятая экспозиция, «Сны для тех, кто бодрствует», посвящена теме достоверного и иллюзорного в искусстве. Ее кураторы, молодые сотрудники ММСИ Андрей Егоров и Анна Арутюнян, ее дизайнеры, Сергей Ситар и Алексей Кононенко задались благородной целью найти золотую середину между сложной темой и доступностью, наглядностью ее презентации зрителю. И точно выбрали сюжет, который обязывает считаться со зрителем не как со статистом чужого спектакля, а как с главным героем, вокруг которого все вертится. Как наш глаз воспринимает живописную (шире – пластическую) иллюзию? Где начинается порог доверия образу, где кончается? Каково отличие в диалоге с изображенным миром, пользуясь языком умных мужей, «стадии зеркала» от «стадии тени»? Эти и другие вопросы общения с искусством экспозиция поднимает. Это именно постановка вопросов, срежиссированная экспонатами (от анатомических атласов с глазными яблоками до реконструкции прототипа фотоаппарата – Camera Obscura). Ответы должен искать сам зритель. И это уважение к нему радует. В целом экспозиция чем-то напоминает одновременно и классическую кунсткамеру, и тотальную инсталляцию современного искусства. Умные, в то же время читабельные комментарии кураторов, парадоксальные сюжетные ходы. Выставка удачна, а проблемы ее те же: отчего, исключая ключевые сюжеты, вроде «Тень в искусстве», разделы названы именно так, а не эдак, а этюды по психологии визуального восприятия иллюстрируются именно этими, а не иными работами? Работа Валерия Кошлякова «Голова героя» может служить универсальной эмблемой всей тематической экспозиционной программы ММСИ: новое, увиденное сквозь трещины и прожилки древнего
Неожиданным и парадоксальным дополнением к этой экспозиции оказывается открывшаяся одновременно со «Снами» первая в истории ММСИ выставка, которая обозначена как «спецпроект». Она тоже будет длиться полгода. Названа «Экспансия предмета» и имеет задачи иные, нежели тематические экспозиции. Во многом она их оппонент: в центре внимания не лейтмотивы современного искусства, а понимание его, общение с ним через тактильный почти контакт с отдельной вещью. Если тематические экспозиции – взгляд в телескоп, то спецпроект обещает быть взглядом в микроскоп. А это совсем другая история.
Возможно, проблемные узлы репрезентации коллекции ММСИИ могут быть распутаны, если рассматривать все экспериментальные тематические экспозиции в качестве частей того единого новейшего интерактивного МУЗЕЯ, который существует в нескольких пространственно-временных измерениях.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Выставка "1000 лет золота инков": металл красивый, но жестокий До 26 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «1000 лет золота инков». Она показывает более 80 предметов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме.
Выставка "чемоданов для последнего путешествия": что русскому хорошо, а немцу смерть? Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Выставки в МУАРе: Неведомые храмы исчезнувшей страны Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было».
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Отчеканенный праздник В Эрмитаже развернуты три интересные экспозиции: «Гроза двенадцатого года», «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях) и «Оловянные солдатики в Эрмитаже»
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Русская Палестина в центре Москвы: в «Манеже» открылась выставка Палестинского общества 5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
«Преодоление»: Выставка о гонениях на Церковь, которую обязательно надо увидеть 7 ноября в Музее современной истории России открылась выставка о подвиге, жизни и судьбе Церкви в СССР. Экспонаты уникальны: облачение патриарха Тихона и хирургические инструменты архиепископа Луки, протоколы допросов новомучеников и книжки свяшенников-ренегатов, потиры для лагерной Литургии, сделанные из стаканов и многое-многое другое. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.