Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов.
16 мая в Краснодаре несмотря на протесты православной общественности, казаков и двух архиереев, открылась выставка современного искусства, созданная в рамках большого проекта известного галериста Марата Гельмана под названием «Культурный альянс». Этот проект подразумевает пропаганду и распространение современного искусства в российских регионах с целью оживления местной культурной жизни.
Константин Бенедиктов, руководитель художественной галереи "Феофания" (Москва):
— Конфликт возник, на мой взгляд, в первую очередь не из-за работ, представленных на выставке, а из-за агрессивного тона, с которым Марат Гельман внедряет свои проекты. Тут стоит вспомнить протесты, вызванные тем, как он бескомпромиссно реализовывал их в Перми, почти не обращая внимание на мнение местных жителей. В целом его программа «Культурный альянс» — по-своему хороша, как технология, но в казачьем регионе стиль работы Марата Гельмана не мог не вызвать протеста, ведь современное искусство и в столицах понимают далеко не все, а тут это искусство вдруг кто-то начинают агрессивно навязывать в провинции.
Собственно, что касается авторов принимавших участие в самой выставке: Дмитрий Врубель, Гор Чахал, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский – в Москве все их работы уже неоднократно были представлены публике, и я не назвал бы их кощунственными. Здесь вопрос не в кощунстве, а в особенностях языка современного искусства. Православная Икона содержит несколько пластов: это пласт эстетический, культурный и религиозный. Но для православного мировоззрения главная функция иконы – восхождение к первообразу. Этой функцией венчаются все прочие уровни.
Для современного художника, напротив, икона — это лишь художественный памятник. Философская база, на которой строится их мировоззрение, опирается на представление о том, что форма может быть оторвана от содержания, художник, обращаясь к религиозным образам, воспринимает икону как часть истории культуры и настаивает на своем праве ее светского, десакрализованного прочтения. Более того, большинство из художников, занимающихся современным искусством, говорят о нейтральности своего языка. Любое содержание может быть выражено посредством любых приемов. Это дискуссионный вопрос. Дело в том, что язык сам несет смысловую нагрузку, с одной стороны, а с другой определяет круг смыслов, которые могут транслироваться посредством такого языка. Когда художник, будучи атеистом, обращается к религиозным образам, символике, он «отсекает» ее от религиозного содержания, от Первообраза, но зритель продолжает воспринимать работы в привычной перспективе. Я думаю, что в этом случае художник ответственен за тот язык, который он использует, и за те смыслы, которые возникают, даже помимо его воли.
В то же время мы не можем и не должны запрещать художникам обращаться к историческому наследию христианства, если это делается не из хулиганских соображений, а я оставляю презумпцию добрых намерений, за теми художниками, о которых мы говорим, хотя большая часть из них и заявляет себя как атеисты. Меня немного смущают, например, Гутовские «иконы» распадающиеся на части, но вне храмового пространства это имеет право на существование. Есть и другие примеры, так, художник Гор Чахал, принявший участие в Краснодарской выставке, говорит о себе как о воцерковленным христианине. Некоторое время назад его работы выставлялись в Татьянинском храме у отца Максима Козлова. Эта выставка была своеобразным приглашением к диалогу, но пока что диалог между Церковью и современным искусством так и не состоялся. Сегодня даже в столицах совсем немного спикеров, готовых от лица Церкви вести такой диалог, людей действительно разбирающихся в современном искусстве.
Церковь, на мой взгляд, не должна бороться с современным искусством. Диалог возможен, причем, как мне кажется, этот диалог может состояться, в первую очередь, не как диалог Церкви и художественного сообщества, а как диалог каждого художника со Христом. Если современное искусство и не может быть христианским, то христианином может быть сам художник, в том числе и современный, причем такие люди в художественном сообществе сегодня безусловно есть.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Авангардист и Церковь Во взаимоотношениях Церкви и современного искусства произошел любопытный прецедент. Известный художник-авангардист Гор Чахал готовился к выставке в Центре современного искусства «Винзавод». Неожиданно, как рассказывает сам художник в своем интернет-дневнике, «"Винзавод" отказался быть соорганизатором выставки, снял с себя всю ответственность за ее проведение и потребовал официального письма от Московской Патриархии, в котором было бы ясно указано, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке»
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Выставка "чемоданов для последнего путешествия": что русскому хорошо, а немцу смерть? Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Русская Палестина в центре Москвы: в «Манеже» открылась выставка Палестинского общества 5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Отчеканенный праздник В Эрмитаже развернуты три интересные экспозиции: «Гроза двенадцатого года», «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях) и «Оловянные солдатики в Эрмитаже»
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Выставки в МУАРе: Неведомые храмы исчезнувшей страны Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было».
Выставка "1000 лет золота инков": металл красивый, но жестокий До 26 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «1000 лет золота инков». Она показывает более 80 предметов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.