На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала?


Версия для печати
16.05.12, 15:57

Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов.



16 мая в Краснодаре несмотря на протесты православной общественности, казаков и двух архиереев, открылась выставка современного искусства, созданная в рамках большого проекта известного галериста Марата Гельмана под названием «Культурный альянс». Этот проект подразумевает пропаганду и распространение современного искусства в российских регионах с целью оживления местной культурной жизни.

Константин Бенедиктов, руководитель художественной галереи "Феофания" (Москва):

— Конфликт возник, на мой взгляд, в первую очередь не из-за работ, представленных на выставке, а из-за агрессивного тона, с которым Марат Гельман внедряет свои проекты. Тут стоит вспомнить протесты, вызванные тем, как он бескомпромиссно реализовывал их в Перми, почти не обращая внимание на мнение местных жителей. В целом его программа «Культурный альянс» — по-своему хороша, как технология, но в казачьем регионе стиль работы Марата Гельмана не мог не вызвать протеста, ведь современное искусство и в столицах понимают далеко не все, а тут это искусство вдруг кто-то начинают агрессивно навязывать в провинции.

Собственно, что касается авторов принимавших участие в самой выставке: Дмитрий Врубель, Гор Чахал, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский – в Москве все их работы уже неоднократно были представлены публике, и я не назвал бы их кощунственными. Здесь вопрос не в кощунстве, а в особенностях языка современного искусства. Православная Икона содержит несколько пластов: это пласт эстетический, культурный и религиозный. Но для православного мировоззрения главная функция иконы – восхождение к первообразу. Этой функцией венчаются все прочие уровни.

Для современного художника, напротив, икона — это лишь художественный памятник. Философская база, на которой строится их мировоззрение, опирается на представление о том, что форма может быть оторвана от содержания, художник, обращаясь к религиозным образам, воспринимает икону как часть истории культуры и настаивает на своем праве ее светского, десакрализованного прочтения. Более того, большинство из художников, занимающихся современным искусством, говорят о нейтральности своего языка. Любое содержание может быть выражено посредством любых приемов. Это дискуссионный вопрос. Дело в том, что язык сам несет смысловую нагрузку, с одной стороны, а с другой определяет круг смыслов, которые могут транслироваться посредством такого языка. Когда художник, будучи атеистом, обращается к религиозным образам, символике, он «отсекает» ее от религиозного содержания, от Первообраза, но зритель продолжает воспринимать работы в привычной перспективе. Я думаю, что в этом случае художник ответственен за тот язык, который он использует, и за те смыслы, которые возникают, даже помимо его воли.

В то же время мы не можем и не должны запрещать художникам обращаться к историческому наследию христианства, если это делается не из хулиганских соображений, а я оставляю презумпцию добрых намерений, за теми художниками, о которых мы говорим, хотя большая часть из них и заявляет себя как атеисты. Меня немного смущают, например, Гутовские «иконы» распадающиеся на части, но вне храмового пространства это имеет право на существование. Есть и другие примеры, так, художник Гор Чахал, принявший участие в Краснодарской выставке, говорит о себе как о воцерковленным христианине. Некоторое время назад его работы выставлялись в Татьянинском храме у отца Максима Козлова. Эта выставка была своеобразным приглашением к диалогу, но пока что диалог между Церковью и современным искусством так и не состоялся. Сегодня даже в столицах совсем немного спикеров, готовых от лица Церкви вести такой диалог, людей действительно разбирающихся в современном искусстве.

Церковь, на мой взгляд, не должна бороться с современным искусством. Диалог возможен, причем, как мне кажется, этот диалог может состояться, в первую очередь, не как диалог Церкви и художественного сообщества, а как диалог каждого художника со Христом. Если современное искусство и не может быть христианским, то христианином может быть сам художник, в том числе и современный, причем такие люди в художественном сообществе сегодня безусловно есть.

Дмитрий РЕБРОВ

Версия для печати

Тэги: Общество  Культура  Искусство  Выставки 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.