5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Сегодня выражение «родные Палестины» кажется фразеологизмом, требующим истолкования и исследования его истории. Между тем в конце XIX и начале ХХ веков словосочетание «Русская Палестина» имело конкретный и понятный всем смысл. Русская Палестина — это десятки храмов, монастырей, подворий, гостиниц, школ и больниц, построенных русскими на Святой земле (Палестина, Ливан и Сирия) как для паломников из России, число которых достигало 15 тысяч в год, так и для местных арабов, учившихся в русских школах и лечившихся у русских врачей.
Эту русскую Палестину – в иконах, живописных полотнах, фотографиях, документах — показывают в Манеже до 14 июня.
Создавая в 1859 году Палестинский комитет, или по полному титулу «Комитет для принятия мер по устройству в Палестине русских богоугодных заведений для православных поклонников», император Александр II сказал: «Это для меня вопрос сердца». Тогда он выразил общее отношение Романовых к Святой Земле: в дальнейшем русское присутствие в Палестине всегда пользовалось поддержкой царствующего дома.
При Александре III и по его воле МИД, Генштаб России и целый ряд известных гражданских и церковных деятелей выдвинули идею создания Православного Палестинского общества (ИППО). Оно было учреждено в мае 1882 года и празднует сегодня 130-летний юбилей. Учредителями и почетными членами общества стали семь представителей императорской фамилии, а также известные религиозные и политические деятели. Первым председателем общества был избран брат Императора, Великий князь Сергей Александрович. После его гибели от руки террориста дело супруга продолжила Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Она сложила свои полномочия председателя ИППО только после революционного переворота в России — с тех пор общество возглавляют представители ученого и культурного сообщества.
У входа на экспозицию зрителя встречает полотно Ивана Макарова «Нагорная проповедь»: здесь Христос обращается не к рыбакам и пастухам древнего Израиля, а благословляет основателя ИППО императора Александра III и его семью. Исторически картина находилась в Александровском дворце Царского Села.
Основными задачами ИППО на Святой Земле стали, во-первых, «народная дипломатия», т.е. организация поездок русских паломников и содействие Русской Православной Церкви в ее духовном служении по сохранению православия в многоконфессиональном ближневосточном регионе, во-вторых, культурно-просветительская деятельность среди местного населения, а в-третьих, всестороннее научное исследование исторического наследия христианства. В более чем 100 школах, устроенных ИППО в Палестине, Ливане и Сирии, наряду с православными учились мусульмане и друзы, приобщаясь к русскому языку и русской культуре. В советские времена, когда из названия общества пришлось выбросить политически неблагонадежные слова «императорский» и «православный», Российское палестинское общество сосредоточилось только на научных исследованиях.
Все три аспекта работы Императорского православного палестинского общества отражены на выставке в Манеже.
— Теперь из паломничеств привозят сувениры и гигабайты фотографий, — рассказывает гостям на открытии выставки заместитель председателя ИППО историк Николай Лисовой. — В исторической России паломники старались привезти святыню, которую можно поставить в божницу, чтобы она поддерживала духовную связь дома со Святой Землей.
На выставке таким реликвиям посвящены целые витрины: инкрустированные перламутром кресты, длинные четки – кому нравились с тонкой резьбой из камней и кости, а кому аскетические из оливковых косточек, каменные резные подсвечники и бутылочки со сценами из земной жизни Христа…
ИППО по праву гордится своими заслугами не только по строительству храмов и богаделен в дореволюционные времена, но и по возвращению собственности в Святой Земле, утраченной в основном в 1960-е годы при Никите Хрущеве. Сергиевское подворье в Иерусалиме, построенное когда-то ИППО, уже передано России. Скоро будет возвращено другое подворье – Александровское, хронологически первое из проектов ИППО в Иерусалиме — на участке близ Гроба Господня было найдено больше всего археологических древностей. Недавно открыли музейно-парковый комплекс в Иерихоне, идет строительство Культурного центра в Вифлееме. Прямо на открытии выставки посол Королевства Иордания сообщил, что России будет подарен «приют паломника» на берегу Иордана неподалеку от места, где совершилось Крещение Господне. Управление новым приютом тоже, скорее всего, возьмет на себя ИППО.
По периметру Манежа в отдельных залах обосновались тематические выставки о шести странах библейского региона: Святая Земля – это не только Израиль, но и Сирия, Ливан, Египет, Палестинская автономия, Королевство Иордания.
— Мы показываем, что для нас Святая Земля неделима, — комментирует Николай Лисовой. — Послы всех этих ближневосточных стран приняли непосредственное участие в подготовке выставки.
Иордания, Израиль и Палестина с радостью принимают русских паломников. В Сирии и Египте положение сложнее в силу политических обстоятельств. Все выставочные павильоны в Манеже одинаково гостеприимны: в ливанской секции юноши и девушки в багряных костюмах и национальных головных уборах — ливанский танцевальный коллектив — едва могут сказать по-английски, что приехали из Ливана, зато широко улыбаются, а зрелый мужчина в оттеняющем смуглую кожу белоснежном уборе наливает гостям кофе на донышко крохотных стаканчиков. Лекарство от жадности: больше глотка этого напитка все равно не выпьешь. В египетский павильон придется входить между статуями в человеческий рост — одна с козлиной, другая с птичьей головой. Из палестинской секции зрители возвращаются в шарфиках с государственной палестинской символикой, с традиционными резными реликвиями.
В экспозиции представлено около 900 различного рода экспонатов, рассказывающих об истории российского присутствия и возвращения России на Святую землю, из более чем 30 музеев, частных коллекций, архивов, библиотек. Среди самых запоминающихся — подлинники картин Василия Верещагина и Василия Поленова, Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Выставка "1000 лет золота инков": металл красивый, но жестокий До 26 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «1000 лет золота инков». Она показывает более 80 предметов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме.
Выставка "чемоданов для последнего путешествия": что русскому хорошо, а немцу смерть? Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Выставки в МУАРе: Неведомые храмы исчезнувшей страны Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было».
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Искусство есть мечтать и видеть сны В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке до конца сентября открыта экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует». Это именно экспозиция, а не выставка в привычном смысле. Ее жанр многосоставен и сложен, соответствует теме «современное искусство для неофитов».
Отчеканенный праздник В Эрмитаже развернуты три интересные экспозиции: «Гроза двенадцатого года», «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях) и «Оловянные солдатики в Эрмитаже»
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
«Преодоление»: Выставка о гонениях на Церковь, которую обязательно надо увидеть 7 ноября в Музее современной истории России открылась выставка о подвиге, жизни и судьбе Церкви в СССР. Экспонаты уникальны: облачение патриарха Тихона и хирургические инструменты архиепископа Луки, протоколы допросов новомучеников и книжки свяшенников-ренегатов, потиры для лагерной Литургии, сделанные из стаканов и многое-многое другое. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.