До 7 апреля в залах Государственного Эрмитажа развернуты три экспозиции, посвященные 200-летию войны 1812 года: «Гроза двенадцатого года» (Отечественная война 1812 года в материалах Государственного Эрмитажа), «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях А.Н. Оленина и его современников), «Оловянные солдатики в Эрмитаже» (К 200-летию Отечественной войны 1812 года). На выставках собраны интереснейшие материалы.
Лейб-Гвардии Гусарский полк. 1812 год. Фирма "Хайнриксен". Нюрнберг, вторая половина XIX в.
В целом же, выбор экспонатов и особенность их показа создают впечатление, что события героических лет мыслятся сегодня в контексте мифологическом, аллегорическом, археологическом. В связи с эмблематической программой прославления русской государственности, а не попыткой понять Историю в соотношении с драматическими, трагическими биографиями конкретных живых людей.
Признаюсь честно, с патриотической темой музейным и выставочным проектам в России не везет. Музей «Бородинская панорама», конечно, в свое время был новым словом в демонстрации визуальных диорам, сулящих ощущение соприсутствия внутри исторической битвы. Тем не менее не стоит забывать, что главный экспонат «Бородинской панорамы» - диорама (панорама) со сражением была создана Францем Рубо аж в 1912 году и реставрирована Павлом Кориным ко второму открытию музея в 1962 году.
На уровне эмоциональном диорама, конечно, захватывает. Однако другие материалы сегодняшнего музея «Бородинская панорама» чувство сопричастности событиям на более сложном, интеллектуальном уровне не поддерживают. Ведь подобные музеи об истории двухсотлетней давности не могут интересно восприниматься лишь на волне ура-патриотических клише. Срок давности позволяет относиться к этим событиям с большей ответственностью, задавать вопросы о причинах и следствиях, быть более чутким, сострадательным и участливым к судьбам конкретных людей из разных воюющих лагерей. Однако на гребне захлестнувшей нашу страну в последнее десятилетие державной демагогии стиль советских школьных учебников и агиток в освещении темы «Война 1812 года» пришелся как нельзя кстати.
Главная из трех эрмитажных выставок, «Гроза двенадцатого года», сделана, конечно, поинтереснее, чем московская «Бородинская панорама». Хотя бы потому, что она становится частью большой символической программы исторической императорской резиденции Зимний Дворец по увековечиванию памяти ратных подвигов русской армии. По словам кураторов выставки, память о событиях 1812 года «выражена не только в архитектуре Дворцовой площади, где Триумфальная арка перекликается с Александровской колонной, но и в ряде интерьеров Зимнего дворца. В архитектурном убранстве Александровского, Пикетного, Гербового, Фельдмаршальского и других залов музея воплощена идея чествования русского оружия, прославившего себя на полях сражений с Наполеоновской армией. Особое место здесь принадлежит Военной галерее. 332 портрета военачальников русской армии, а также портреты союзных монархов и полководцев, возглавлявших войска антинаполеоновской коалиции, превратили ее в подлинный Пантеон славы героев кампании 1812 – 1814 годов». То есть выставка становится частью интереснейшей эмблематической структуры, где «говорящими» оказываются не только мемориальные вещи, портреты, полотна на батальные темы, но и сама архитектура.
Помню, как несколько лет назад директор Эрмитажа Михаил Пиотровский негодовал по поводу устройства катка на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, вокруг Александровской колонны под окнами Зимнего дворца. Ведь Александровская колонна посвящалась императору Александру I – победителю в войне с Наполеоном. Она была воздвигнута в 1834 году. Спроектирована архитектором Огюстом Монферраном. Колонну венчает Ангел работы Бориса Орловского. Колонна стала ответом парижской Вандомской колонне, венчавшейся статуей Наполеона и воздвигнутой в честь победы французов над Третьей коалицией в 1805 году. Александрийский столп по сути прославлял победу русского оружия и был программной осью триумфального сюжета. Как на циферблате один радиус, проведенный от этой оси, связывал Александрийскую колонну с Триумфальной аркой Главного штаба (тоже триумфальная форма виктории). Другой радиус тянется к окнам Зимнего дворца, за которыми как раз находится созданная художником Джорджем Доу галерея русских военачальников 1812 года.
Расположившаяся в этом зале, в соседних с ним Фельдмаршальском, Пикетном, Гербовом выставка про грозу продолжает тему аллегорического и символического триумфа. Заказанные Николаем I батальные полотна Питера Хесса воспроизводят все основные сражения кампании. Много орденов, мундиров, медалей. Вражеские знамена брошены в залах подобно немецким у кремлевской стены. Все в деталях интересно, но по смыслу предсказуемо, как пышная метафора панегирического стиха.
Парадоксально, что более искренними получились экспозиции, материалом которых стали предметы совсем эмблематические и условные: в одном случае – медали, в другом – оловянные солдатики.
Экспозиция «Мы все в одну сольемся душу» (кураторы – научные сотрудники Эрмитажа В. Файбисович, Н. Введенский) в Ротонде Зимнего дворца посвящена историческим и художественным занятиям руководителя Государственной канцелярии, директора Императорской публичной библиотеки, директора императорской Академии художеств Алексея Николаевича Оленина (1763 – 1843). По кругозору творческих интересов, смежных с усердием службы на политическом поприще, Оленин был человеком ренессансного масштаба. Увлекался классическими древностями, заложил основы русской палеографии, использовал историческую археологию в реконструкциях материальной культуры Древней Руси, был даже советником в Правлении Ассигнационного банка. Все эти просвещенные занятия сконцентрировались в форме маленького металлического диска: наградной медали.
Оленин жил в ту эпоху, когда общая, определявшая горизонты Истории идея объединяла все уровни самосознания культуры, от грандиозных зданий и монументальных росписей дворцов до формы чернильниц, пуговиц и подлокотников кресел. По известной метафоре в одной дрожащей капле можно было увидеть отражение всего мироздания. То была эпоха романтизма, страсти к историческим подвигам, желания соответствовать героям древности во всем. Романтическая неуемность натуры Оленина проявилась в его стремлении, наряду с чаяниями известных архитекторов романтической поры Тома де Томона и Воронихина, выстроить гигантские колонны из огнестрельных орудий, отбитых у неприятеля в 1812 году.
В своем медальерном искусстве Оленин сполна воплотил романтическую идею прозрения великого в малом. Он стал приверженцем древнего героического канона изображения, отказался от велеречивости барокко. Защитил идею простой, визуально ясной и сильной аллегории, способной рождать такие же ясные, сильные, не скованные зрительными путами эмоции. В то время открытое пространство было универсальной формулой жизни искусства. Созданные по его эскизам чаще всего художником Иваном Ивановым медали становятся некими формулами стиля романтический ампир. Они гармоничны, благородны. Их образ повлиял на широко известный цикл медальонов графа Федора Толстого на сюжеты войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Медальоны Толстого, как и медали по эскизам Оленина, стали частичкой живой жизни и быта дворянских семей. Медали бережно хранили, медальонами украшали жилые покои усадеб. Посредством этих камерных вещей до сих пор осуществляется контакт с непарадной, но частной и честной историей.
Благодаря знакомству с фактами творческой жизни, биографии Алексея Оленина мы начинаем осознавать черты конкретной исторической психологии людей войны 1812 года, истинное их великодушие и самоотверженность в подвигах и на поле брани (один юный сын Оленина Николай был убит при Бородине), и в мирном служении на благо Отчизны.
В Арапском зале Зимнего дворца бьются войска оловянных солдатиков. В экспозиции «Оловянные солдатики в Эрмитаже» (куратор – Г. Вилинбахов, заместитель генерального директора Эрмитажа по научной работе, Государственный герольдмейстер Российской Федерации) смоделированы сражения разных армий войны 1812 года. Основа настоящей выставки – коллекция солдатиков, принадлежавшая Льву Львовичу Ракову (1904 - 1970), ученому секретарю Государственного Эрмитажа, основателю Музея обороны Ленинграда.
Сделанные в основном в начале XX века в нюрнбергской фирме Хайнрихсенов игрушки плоские, очень грациозные по силуэту. Созданные ими композиции напоминают балет в театре теней. Такое символистское переживание кровавых баталий уносит нас в сугубо личную сферу детских грез и сновидений.
Все-таки трудно войну 1812 года показать на интонации доверия и сопричастности. Помню, это удалось в театре Петру Наумовичу Фоменко, в его постановке глав романа Толстого. Но то была сценическая версия начала романа. "Война и мир" без войны.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Выставка "1000 лет золота инков": металл красивый, но жестокий До 26 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «1000 лет золота инков». Она показывает более 80 предметов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме.
Выставка "чемоданов для последнего путешествия": что русскому хорошо, а немцу смерть? Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Выставки в МУАРе: Неведомые храмы исчезнувшей страны Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было».
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Искусство есть мечтать и видеть сны В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке до конца сентября открыта экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует». Это именно экспозиция, а не выставка в привычном смысле. Ее жанр многосоставен и сложен, соответствует теме «современное искусство для неофитов».
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Русская Палестина в центре Москвы: в «Манеже» открылась выставка Палестинского общества 5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
«Преодоление»: Выставка о гонениях на Церковь, которую обязательно надо увидеть 7 ноября в Музее современной истории России открылась выставка о подвиге, жизни и судьбе Церкви в СССР. Экспонаты уникальны: облачение патриарха Тихона и хирургические инструменты архиепископа Луки, протоколы допросов новомучеников и книжки свяшенников-ренегатов, потиры для лагерной Литургии, сделанные из стаканов и многое-многое другое. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.