Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Выставка "1000 лет золота инков": металл красивый, но жестокий

№0'0000 Культура  26.04.13 23:03 Версия для печати. Вернуться к сайту

До 26 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «1000 лет золота инков». Она показывает более 80 предметов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме.


С точки зрения эстетики, выставка производит странное впечатление. В стильно оформленных витринах, на фоне больших фотографий перуанских Анд выставлены предметы, которые создавались явно не для услады глаз просвещенных европейцев.

Что это за предметы? - Часто мятые пластины, цилиндры, слепки человеческих рук, простым способом – чеканкой - сделанные птички и маски. Однако над многочисленными посетителями экспозиции они имеют поистине магическую власть. Потому как большинство из них из золота и серебра.

Эта выставка не про искусство, а про тайны исчезнувшей цивилизации.

Конечно, витальная экспрессия зооморфных и антропоморфных форм пластики древних народов Южной Америки и сегодня воспринимается очень современно. С восторгом эти формы принимали модернисты начала XX века, сознательно отвергавшие академические путы и обращающиеся к первозданной мощи формотворчества традиционных и архаических культур.

И все же не художественные проблемы занимают мысль на выставке "1000 лет золота инков" в первую очередь. Ведь то, что мы видим в витринах, относится не к сфере культуры, а к сфере непонятого нами, неразгаданного культа.

Авторы каталога выставки Клаудия Шмиц и Клаус Даймель рассказали об этапах развития истории Перу. Согласной ей, инки - герои лишь самого позднего и не очень продолжительного периода: так называемого «Позднего горизонта», XII – первой половины XVI века. До инков были культуры Раннего и Среднего горизонта.

Самые древние из показанных на выставке предметов относятся к III – II векам до н.э., времени начала истории периода Моче (название происходит от речной долины). От этого периода сохранились ступенчатые пирамиды Солнца и Луны.

Именно эти светила определяли иерархию пантеона божеств цивилизаций Южной Америки. Сами инки называли себя сыновьями Солнца и Луны, и считали их символами драгоценные металлы: золото (Солнце) и серебро (Луна).

Со времен Моче (200 г. до н.э. – 700 г. н.э.) можно говорить о неразрывной связи между политической и религиозной жизнью древних народов Перу. Большинство памятников этого периода имеют ритуальное назначение и часто связаны с погребальными обрядами и жертвоприношениями.

От времени Моче сохранились чудесные амулеты, излюбленные украшения жрецов и светской элиты. Они выполнены в форме пластин с чеканными деталями и инкрустацией хризоколлой.

Крупные пластины (больше 10 см.) носили в носу или в ушах, чтобы защитить естественные отверстия телаот злых духов драгоценными амулетами. Состоящие из нескольких частей пластины звенели, и своим звуком отпугивали демонов.

Помимо пластин внимание непременно привлекут золотая сумка в форме хищника с поднятой лапой и фаллосом, ритуальная маска жреца с закатившимися зрачками глаз (следствие приведения себя в состояние транса из-за галлюциногенных веществ), керамические музыкальные инструменты в виде зверей.

В эту же эпоху, что и Моче, на территории современного Перу существовала культура Наска.

От нее остались совсем уж "инопланетные" знаки: гигантские геоглифы – линии, геометрические и зооморфные фигуры, нанесенные на поверхность земли путем выемки грунта.

В керамике Наска такие фигуры ассоциировались с созвездиями. Время Наска представлено витриной, в которой авангардные по силуэту треугольные керамические флейты соседствуют с сосудами в виде богини Земли Пачамамы. Она изображена в момент рождения зверей, растений и людей.

Множество предметов на выставке относится к цивилизации Ламбайеке эпохи Среднего горизонта (900 – 1100 г. н.э.). Она была могучей, развитой и богатой и по времени предшествовала инкам.

В это время в Перу создавались монументальные погребения. Возводились большие города. Правители приравнивались к полубогам. Золото считалось проводником в мир иной - в мир богов.

Сохранились погребальные маски, вычеканенные из цельного листа золота. Их надевали на умерших, которых не клали, а сажали в могилах на корточки, укутывая драгоценными тканями.

Также этот период богат ритуальными золотыми сосудами в виде человеческих фигур. Распространены в Ламбайеке были и церемониальные ножи «туми» с полукруглым лезвием и фигурами на рукояти.

Цивилизация инков относится уже ко времени Позднего горизонта. Инки просуществовали до 1532 года, когда их завоевали испанцы.

От времени инков на выставке лишь несколько вещей. Однако каково было богатство этой цивилизации, можно себе представить по историческим повестям и рассказам тех же испанцев.

Как началась история инков? В первой половине XII века первый легендарный инка Манко Капак пришел со своим племенем в долину между двух хребтов Анд. Следуя приказу не людскому, а свыше, своего отца – Бога Солнца, Манко Капак швырнул золотой жезл себе под ноги. Тот был поглощен землей (что было символом плодородия). Так на этом месте возникла древняя столица, город Куско.

Исследователи пишут, что верховное солярное божество инков — «единый вездесущий, всемогущий и незримый бог», триединый (господин-солнце, отец-солнце и брат-солнце) Инти-Кон-Тикси-Пачакамак-Виракоча представал в золотом сиянии. Инки называли его «светлый господин рождающегося света», а золото — «слезами Солнца».

Потому культ золота был всеобщим. Когда испанцы пришли в древнюю столицу инков, Куско, от золотого блеска у них болели глаза: каменная кладка домов часто была сымитирована с помощью золотых пластин, а соломенные крыши имели золотые вкрапления и блестели волшебным сиянием.

Во входящей в каталог статье Виктории Мухики, директора Музея золота Перу, приводится описание Золотого сада, что располагался рядом с главной святыней Куско – Храмом Солнца. Оно было сделано испанским хронистом Педро Сьеса де Леоном.

В этом саду «земля состояла из слитков чистого золота, а кукуруза с золотыми стеблями, листьями и початками была посажена так крепко, что ее корни не вырывались, как бы сильно ни дул ветер. Рядом паслось двадцать золотых лам с ягнятами, за которыми присматривал пастух с посохом и пращами, изготовленный, как и все остальное, из чистого золота. Статные индейские девочки срывали здесь золотые фрукты с золотых деревьев. На ветвях золотых деревьев и кустарников качались сделанные из золота птицы. По земле ползали золотые змеи со сверкающими глазами, изготовленными из драгоценных камней. На лугах блестели цветы из драгоценных камней, на них сидели золотые бабочки и ползали золотые жуки. Кроме того, там были ящерицы, мыши и даже пауки из золота».

Специфику восприятия золота инками объясняет отец Виктории Мухики экономист и политик Мигель Мухика Гайо, в 1940-е гг. основавший Музей золота Перу. В своих трудах о цивилизации инков он подчеркивает, что практического интереса к золоту не было. Его не рассматривали как имущество или сокровище, ибо никакая вещь не продавалась и не покупалась за серебро или золото. Им не расплачивались, и именно эта бесцельность позволяла относиться к золоту совершенно бескорыстно – как к символическому языку общения с небесным пантеоном.

В XV веке европейцы в числе прочих вирусов на землю Перу занесли вирус гибельной алчности в отношениях с сияющим металлом.

Во многом кощунственным был способ формирования многих музейных коллекций цивилизации инков. Ведь большинство предметов происходят из варварски разграбленных погребений. Европейская культура присвоила себе мир древних культов, но мало чего в них поняла. Потому жалкой пародией на экспонат Музея золота Перу - древний череп со вставными аметистовыми зубами – оказывается симулятивный символ современной мудрости, облепленный стразами череп от суперзвезды новейшего искусства Дамиэна Херста.