Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма.
Храм во имя святителя Николая на Трех Горах
Клуб «АртЭрия», долгое время располагавшийся в каминном зале московского Центрального дома работников искусств на Кузнецком Мосту, переедет в полуподвальное помещение на территории православного храма во имя святителя Николая на Трех Горах. Идея приютить клуб, изгнанный новым начальством ЦДРИ в подвале пришла в голову настоятелю храма и председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерею Всеволоду Чаплину.
«В «АртЭрии» отец Всеволод никогда не бывал, о наших бедах отец Всеволод узнал от музыкантов, которые у нас выступали, — рассказывает руководитель «АртЭрии» Нина Кибрик. — Отец Всеволод помог нам добиться эфира на Русской службе новостей, от своего лица написал письмо московскому мэру в нашу поддержку. Через какое-то время он пригласил меня на престольный праздник к себе в храм, стал приглашать на беседы, которые он ведет для прихожан».
Конфликт между клубом и ЦДРИ, начался около года назад, когда руководство попросило клуб, покинуть занимаемые им в течение долгих лет помещения. Хорошо известный столичной интеллигенции клуб пал жертвой борьбы за «эффективность» использования площадей центра в самый разгар имущественной войны между дирекцией ЦДРИ и московской мэрией. (Дирекция пытается оспорить право собственности на здание у мэрии). Идея создать культурный центр в подвале храма родилась у отца Всеволода задолго до встречи с Ниной Кибрик. Зимой глава ОВЦО протянул руку помощи и предложил временно переехать осиротевшему клубу на церковную территорию.
Подвал, где разместится клуб, а по сути крипта храма (храм расположен прямо над помещением будущего клуба) еще не готов, ремонт начатый прихожанами придется продолжить уже волонтерам и руководителям «АртЭрии». Тем не менее, 29 марта, там, в 18-30 уже состоится первый концерт, задуманный в поддержку певицы Инны Бондарь, попавшей в автомобильную катастрофу. Выступят «Дробинска», группа «Лакоча», играющая балканскую музыку, «Небослов», фольклорист Никита Егоров, блюзмен и основатель многих фестивалей Владимир Кожекин («Станция Мир») и специальный гость: Псой Короленко, исполнитель нетипичный для немного «прихипованной» и достаточно рафинированной старой «АртЭрии», далекой от провокаций и хулиганства в стиле «Псоя Галактионовича». Попросил добавить Короленко в программу лично отец Всеволод, являющийся, как известно, большим его поклонником.
Нина не боится, что новые стены и храм испугают завсегдатаев клуба. «В этом подвале, после всех наших блужданий, нам очень хорошо. Мы надеемся, что не будет никаких провокаций, которыми теперь пестрит наша жизнь — что же до репертуара, то я не думаю, что нам придется его радикально менять. На старом месте, в нашем каминном зле, тоже было что-то от храмового пространства, хотя храма там никогда не было, даже до революции. Мы и в ЦДРИ старались соответствовать тому высокому уровню искусства, который в нашем понимании соответствовал бы тому идеальному образу, с которым у нас ассоциировался Центральный дом работников искусства. Минуя религиозные рифы или политические мы всегда старались оставаться пространством культуры в первую очередь. Я думаю, что и впредь нам это будет удаваться. Пускай кто-то по пути в клуб зайдет в храм, а кто-то может быть миновав двор, сразу спустится в подвальчик».
Она согласна, что на церковной территории не стоит делать что-то «разрушающее эту среду», «в любом случае у нас много направлений и программ и на первое время будет что выбрать» — подчеркивает Нина. Она напоминает, что подвал храма – это временная мера: «Мы обязательно вернемся в ЦДРИ, потому что как ни хорошо на новом месте, дома все это никогда не заменит».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Ради какого света мы добываем огонь Роман Минин живет в Харькове и пишет картины, где герои — шахтеры. Первую выставку художника в родном Донбассе донецкие чиновники закрыли за «очернительство» образа шахтера. В отличие от одномерных героев труда на плакатах, шахтеры Минина не только работают, но и страдают, молятся Богу, и Он им приходит на помощь. </strong>
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Концерт на клиросе: подмена церковного светским Церковные песнопения звучат по-светски, а как популярные светские мелодии переиначиваются для богослужебного пения. Что делать? Острую тему музыкальных недоразумений на клиросе на примерах разбирает протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-петербургской государственной консерватории, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Храм на футболке: где границы сакрального? Некоторых смущают майки с религиозной атрибутикой. С одной стороны, как будто в этом нет ничего плохого: мы призваны проповедовать, и майка с надписью «Помоги ближнему!» или «Бог есть любовь!» - это тоже что-то вроде проповеди. С другой стороны, изображения храмов, натянутые на женскую грудь или маячащие на чьей-то спине, многих коробят. Как относиться к такой сувенирной продукции отвечает православный публицист священник Дмитрий Свердлов, настоятель Петропавловской церкви в деревне Павловское
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
Авангардист и Церковь Во взаимоотношениях Церкви и современного искусства произошел любопытный прецедент. Известный художник-авангардист Гор Чахал готовился к выставке в Центре современного искусства «Винзавод». Неожиданно, как рассказывает сам художник в своем интернет-дневнике, «"Винзавод" отказался быть соорганизатором выставки, снял с себя всю ответственность за ее проведение и потребовал официального письма от Московской Патриархии, в котором было бы ясно указано, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке»
Семь песен Гребенщикова о Боге: история оратории 20 ноября в Большом зале консерватории впервые будет исполнена оратория «Семь песен о Боге». Песни – Бориса Гребенщикова. Исполнять будут Московский синодальный хор, хор храма Христа Спасителя и Российский национальный оркестр. Как писалась музыка для оратории, о знаменном распеве в творчестве Гребенщикова и можно ли Синодальному хору петь «красивый, как иконостас», рассказали «НС» композитор оратории Андрей МИКИТА и руководитель Синодального хора Алексей ПУЗАКОВ
Прот. Александр Салтыков: золотой телец вырос и превратился в бешеного быка Один из красивейших храмов Москвы - Воскресения Христова в Кадашах - уже много лет ведет борьбу с незаконными застройщиками. В 2010 году храм победил в борьбе за выживание с офисным комплексом «Пять столиц». Теперь проект незаконной застройки, ставящей под угрозу существование самого храма, пытаются возродить. Так ли это и когда закончится Кадашевская битва, мы спросили у настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова.
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.