На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Авангардист и Церковь
Художника отправили к церковным властям за разрешением


Версия для печати
04.09.08, 13:07

Во взаимоотношениях Церкви и современного искусства произошел любопытный прецедент. Известный художник-авангардист Гор Чахал готовился к выставке в Центре современного искусства «Винзавод» (4-й Сыромятнический переулок, д. 1, стр.6). Неожиданно, как рассказывает сам художник в своем интернет-дневнике, «"Винзавод" отказался быть соорганизатором выставки, снял с себя всю ответственность за ее проведение и потребовал официального письма от Московской Патриархии, в котором было бы ясно указано, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке». Дело в том, что Гор Чахал в совcем творчестве последних 10 лет нередко обращается к христианской тематике, оставаясь при этом в русле актуального искусства.

Гор Чахал
Гор Чахал
Такое сочетание, видимо, и насторожило организаторов выставки с «Винзавода». Художник обратился за помощью к заместителю председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии прот. Всеволоду Чаплину, который выдал художнику письмо, где утверждается, что «в основной части экспонатов не усматривается признаков оскорбления религиозных чувств и ненадлежащего использования христианской терминологии». В то же время о. Всеволод выразил сомнение в уместности показа двух работ, «где персонажи, которые могут быть отождествлены с Божеством, изображаются как натуралистические очертания человеческого тела», в итоге эти работы с выставки были сняты. На этом инцидент был исчерпан. Правда, осталось несколько важных вопросов. Во-первых, не следует ли вместе со многими представителями Интернет-сообщества воскликнуть: «Да какое они имеют право требовать от художника каких-то справок!? Тем более из Патриархии?! Что это за церковно-охранительская бюрократия!?» Во-вторых, почему об искусстве судит не священник-искусствовед, а священник-дипломат? В-третьих, наконец, как вообще должны строиться отношения искусства и Церкви? С этими вопросами мы обратились к экспертам. И прежде всего к герою этой истории художнику Гору Чахалу.

«К отцу Всеволоду я обратился сам, поскольку знаю его лично, -- рассказал художник. -- После скандала с выставкой «Осторожно, религия» я пришел к нему, показал свои работы и предложил организовать какую-то совместную акцию в противовес этому скандалу. Дело в том, что большинство современных художников встревожены той конфронтацией, которая возникла между православной общественностью и современным искусством, благодаря действию нескольких обуреваемых бесами бедняг. Большая часть художников (по крайней мере, из моих друзей) -- верующие люди. Так вот, я решил проявить какую-то инициативу в защиту современного искусства. Отцу Всеволоду понравились мои работы, и теперь я воспользовался этим знакомством, обратившись к нему за помощью. Почему вообще возникла такая ситуация -- потребовать от меня официального разрешения из Патриархии? Догадываюсь, что после того, как в прокуратуру подали очередное заявление на галереи «Проун», где недавно экспонировались эротические фотографии XIX века и «Айдан», где проходил круглый стол на тему скандала с выставкой «Запретное искусство» и где группа «Война» устроила очередную провокацию, воспользовавшись мягкостью и деликатностью галеристки по отношению к искусству и художникам, руководство “Винзавода” задумалось о будущем своего бизнеса и решило подстраховаться».

Гор Чахал. Архитектоника Благодати
Гор Чахал. Архитектоника Благодати

В свою очередь кандидат искусствоведения, протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Богородицы в Филях, уверен, что руководство «Винзавода» имело полное право потребовать от художника разрешения из Патриархии. «У нас, к сожалению, слишком свежи воспоминания о таких кощунственных выходках современного так называемого искусства (а на самом деле не-искусства, анти-искусства), когда икона Божией Матери представлялась в виде аппликации из черной икры и многое другое! – сказал отец Борис. -- И организаторы выставки справедливо побоялись гнева общественности и судебных исков. Ведь в отношении Сахаровского центра до сих пор идет судебное разбирательство. Я думаю, Гор Чахал со своей стороны совершенно правильно поступил, обратившись к отцу Всеволоду Чаплину. Он, конечно, не искусствовед, но человек образованный, тонкий и умный. Он как православный христианин, как священник, конечно, имеет право судить о наличии или отсутствии кощунства в том или ином произведении искусства. А что касается Гора Чахала, то могу сказать, что в его творчестве нет ничего, препятствующего публичному показу. Это очень талантливый, глубокий и серьезный человек, относящийся к вере и Церкви с большим уважением. Хотя, на мой взгляд, он и находится по другую сторону той границы, которую ознаменовал собой авангард. То, как повел себя Гор Чахал в этой ситуации -- это я ставлю ему в несомненную заслугу!»

Некоторые соседи по интернет-пространству обвиняли Гора Чахала в том, что он проявил такую покорность в ситуации с «Винзаводом». Художник отвечает на это, что своими действиями он хотел бы начать диалог между современным искусством и Церковью. «Поскольку я убежден, что современное искусство может быть только религиозным, -- заявил нам он, --такой диалог представляется мне если не необходимым, то, по крайней мере, желательным. Но конечно не в разрешительно-запретительном ключе. Я за внутреннюю цензуру против внешней. Мне кажется, что диалог должен вылиться в открытые дискуссии на страницах религиозной и светской прессы, в совместных просветительных акциях художников и Церкви. Вот, например, в Австрии подобно ночи музеев проводится ночь церквей: один день в году во всех действующих храмах всю ночь проходят выставки, перформансы, музыкальные концерты на религиозную тематику, а СМИ широко освещают это событие. В прошлом году я даже принимал в этом мероприятии участие».

документ, подтверждающий, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке


«Устроить такой диалог было бы очень желательно, -- говорит протоиерей Борис Михайлов. Проблема отношений художника и Церкви -- очень серьезная. Как решить ее? Созданием ли комиссии по делам современного искусства? Какой-нибудь иной структуры, которая не отпугивала бы художников своим названием? Не знаю. Могу сказать только, что я на 100% готов принять участие в таком диалоге. А как его организовать -- надо думать. Я пока не беру на себя смелость решать этот вопрос».

Диакон Феодор КОТРЕЛЕВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Искусство  Выставки 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Авангардист и Церковь

Во взаимоотношениях Церкви и современного искусства произошел любопытный прецедент. Известный художник-авангардист Гор Чахал готовился к выставке в Центре современного искусства «Винзавод». Неожиданно, как рассказывает сам художник в своем интернет-дневнике, «"Винзавод" отказался быть соорганизатором выставки, снял с себя всю ответственность за ее проведение и потребовал официального письма от Московской Патриархии, в котором было бы ясно указано, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке»

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.