Во взаимоотношениях Церкви и современного искусства произошел любопытный прецедент. Известный художник-авангардист Гор Чахал готовился к выставке в Центре современного искусства «Винзавод» (4-й Сыромятнический переулок, д. 1, стр.6). Неожиданно, как рассказывает сам художник в своем интернет-дневнике, «"Винзавод" отказался быть соорганизатором выставки, снял с себя всю ответственность за ее проведение и потребовал официального письма от Московской Патриархии, в котором было бы ясно указано, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке». Дело в том, что Гор Чахал в совcем творчестве последних 10 лет нередко обращается к христианской тематике, оставаясь при этом в русле актуального искусства.
Гор Чахал
Такое сочетание, видимо, и насторожило организаторов выставки с «Винзавода». Художник обратился за помощью к заместителю председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии прот. Всеволоду Чаплину, который выдал художнику письмо, где утверждается, что «в основной части экспонатов не усматривается признаков оскорбления религиозных чувств и ненадлежащего использования христианской терминологии». В то же время о. Всеволод выразил сомнение в уместности показа двух работ, «где персонажи, которые могут быть отождествлены с Божеством, изображаются как натуралистические очертания человеческого тела», в итоге эти работы с выставки были сняты. На этом инцидент был исчерпан. Правда, осталось несколько важных вопросов. Во-первых, не следует ли вместе со многими представителями Интернет-сообщества воскликнуть: «Да какое они имеют право требовать от художника каких-то справок!? Тем более из Патриархии?! Что это за церковно-охранительская бюрократия!?» Во-вторых, почему об искусстве судит не священник-искусствовед, а священник-дипломат? В-третьих, наконец, как вообще должны строиться отношения искусства и Церкви? С этими вопросами мы обратились к экспертам. И прежде всего к герою этой истории художнику Гору Чахалу.
«К отцу Всеволоду я обратился сам, поскольку знаю его лично, -- рассказал художник. -- После скандала с выставкой «Осторожно, религия» я пришел к нему, показал свои работы и предложил организовать какую-то совместную акцию в противовес этому скандалу. Дело в том, что большинство современных художников встревожены той конфронтацией, которая возникла между православной общественностью и современным искусством, благодаря действию нескольких обуреваемых бесами бедняг. Большая часть художников (по крайней мере, из моих друзей) -- верующие люди. Так вот, я решил проявить какую-то инициативу в защиту современного искусства. Отцу Всеволоду понравились мои работы, и теперь я воспользовался этим знакомством, обратившись к нему за помощью. Почему вообще возникла такая ситуация -- потребовать от меня официального разрешения из Патриархии? Догадываюсь, что после того, как в прокуратуру подали очередное заявление на галереи «Проун», где недавно экспонировались эротические фотографии XIX века и «Айдан», где проходил круглый стол на тему скандала с выставкой «Запретное искусство» и где группа «Война» устроила очередную провокацию, воспользовавшись мягкостью и деликатностью галеристки по отношению к искусству и художникам, руководство “Винзавода” задумалось о будущем своего бизнеса и решило подстраховаться».
Гор Чахал. Архитектоника Благодати
В свою очередь кандидат искусствоведения, протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Богородицы в Филях, уверен, что руководство «Винзавода» имело полное право потребовать от художника разрешения из Патриархии. «У нас, к сожалению, слишком свежи воспоминания о таких кощунственных выходках современного так называемого искусства (а на самом деле не-искусства, анти-искусства), когда икона Божией Матери представлялась в виде аппликации из черной икры и многое другое! – сказал отец Борис. -- И организаторы выставки справедливо побоялись гнева общественности и судебных исков. Ведь в отношении Сахаровского центра до сих пор идет судебное разбирательство. Я думаю, Гор Чахал со своей стороны совершенно правильно поступил, обратившись к отцу Всеволоду Чаплину. Он, конечно, не искусствовед, но человек образованный, тонкий и умный. Он как православный христианин, как священник, конечно, имеет право судить о наличии или отсутствии кощунства в том или ином произведении искусства. А что касается Гора Чахала, то могу сказать, что в его творчестве нет ничего, препятствующего публичному показу. Это очень талантливый, глубокий и серьезный человек, относящийся к вере и Церкви с большим уважением. Хотя, на мой взгляд, он и находится по другую сторону той границы, которую ознаменовал собой авангард. То, как повел себя Гор Чахал в этой ситуации -- это я ставлю ему в несомненную заслугу!»
Некоторые соседи по интернет-пространству обвиняли Гора Чахала в том, что он проявил такую покорность в ситуации с «Винзаводом». Художник отвечает на это, что своими действиями он хотел бы начать диалог между современным искусством и Церковью. «Поскольку я убежден, что современное искусство может быть только религиозным, -- заявил нам он, --такой диалог представляется мне если не необходимым, то, по крайней мере, желательным. Но конечно не в разрешительно-запретительном ключе. Я за внутреннюю цензуру против внешней. Мне кажется, что диалог должен вылиться в открытые дискуссии на страницах религиозной и светской прессы, в совместных просветительных акциях художников и Церкви. Вот, например, в Австрии подобно ночи музеев проводится ночь церквей: один день в году во всех действующих храмах всю ночь проходят выставки, перформансы, музыкальные концерты на религиозную тематику, а СМИ широко освещают это событие. В прошлом году я даже принимал в этом мероприятии участие».
«Устроить такой диалог было бы очень желательно, -- говорит протоиерей Борис Михайлов. Проблема отношений художника и Церкви -- очень серьезная. Как решить ее? Созданием ли комиссии по делам современного искусства? Какой-нибудь иной структуры, которая не отпугивала бы художников своим названием? Не знаю. Могу сказать только, что я на 100% готов принять участие в таком диалоге. А как его организовать -- надо думать. Я пока не беру на себя смелость решать этот вопрос».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Дизайнер выставки о гонениях на Церковь: главное – идея света и узкого пути в Царствие Божие В Римини прошла выставка «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений», подготовленная ПСТГУ. У экспозиции был интересный дизайн: современный и лаконичный. Черное и белое, геометрия, сложный свет и игра шрифтами. Рассказывает автор – арт-директор студии PanicDesign Алексий Чекаль. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Что должны пастыри 8-12 ноября в Москве в седьмой раз прошла выставка-форум «Православная Русь». В первый день ее работы состоялась общецерковная конференция с участием Святейшего Патриарха. Тема была очень важной – пастырство: традиция и современность. Что удалось обсудить, какие предложения прозвучали - нашему колумнисту, обозревателю ВГТРК и исполнительному продюсеру телеканала «Вести» Ивану СЕМЕНОВУ, рассказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата прот. Всеволод ЧАПЛИН
Молебен, панихида, кирпичики… На ВВЦ (бывшей ВДНХ) завершилась очередная православная ярмарка. Такие события стали для нас в последние годы чем-то обыденным и привычным. Рекламу о них можно услышать не только на улицах, но даже глубоко под землей, поднимаясь на эскалаторе в метрополитене. Наш корреспондент диакон Андрей Радкевич по приглашению диктора в метро решил посетить очередную православную выставку на ВДНХ.
Ради какого света мы добываем огонь Роман Минин живет в Харькове и пишет картины, где герои — шахтеры. Первую выставку художника в родном Донбассе донецкие чиновники закрыли за «очернительство» образа шахтера. В отличие от одномерных героев труда на плакатах, шахтеры Минина не только работают, но и страдают, молятся Богу, и Он им приходит на помощь. </strong>
Концерт на клиросе: подмена церковного светским Церковные песнопения звучат по-светски, а как популярные светские мелодии переиначиваются для богослужебного пения. Что делать? Острую тему музыкальных недоразумений на клиросе на примерах разбирает протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-петербургской государственной консерватории, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства
Энтео поджег землю Сегодня в Москве миссионер Дмитрий Энтео символически «посадил антихриста в Иерусалим», перекрасил «земной шар» в цвет единого государства, а потом сжег его под музыку Егора Летова и апокалиптические предсказания
Карикатура как искусство и христианские темы. Блог арт-директора «Нескучного сада» Дмитрия Петрова Я сначала думал назвать блог «Христианская карикатура», но передумал. Этим прилагательным не стоит разбрасываться. Тем не менее у этого своеобразного искусства есть много тем так или иначе затрагивающих неофитство, обличение порока, модернизм, дарвинизм, антицерковные гонения большевиков, грехи, проблемы миссионеров, суеверия и другие подобные темы.
«Преодоление»: Выставка о гонениях на Церковь, которую обязательно надо увидеть 7 ноября в Музее современной истории России открылась выставка о подвиге, жизни и судьбе Церкви в СССР. Экспонаты уникальны: облачение патриарха Тихона и хирургические инструменты архиепископа Луки, протоколы допросов новомучеников и книжки свяшенников-ренегатов, потиры для лагерной Литургии, сделанные из стаканов и многое-многое другое. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Не стреляй! В Москве, в рамках концерта группы "ДДТ", прошла фотовыставка, посвященная войне в Осетии. Зрелище человеческих страданий трогает наши души. Но за физическим страданием мы часто не замечаем трагедию человеческой души, а это неправильно считают в редакции журнала «Русский репортер»
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.