На ВВЦ (бывшей ВДНХ) завершилась очередная православная ярмарка. Такие события стали для нас в последние годы чем-то обыденным и привычным. Рекламу о них можно услышать не только на улицах, но даже глубоко под землей, поднимаясь на эскалаторе в метрополитене. Наш корреспондент диакон Андрей Радкевич по приглашению диктора в метро решил посетить очередную православную выставку на ВДНХ.
Понятно, что участники ярмарки преследуют интерес получить от участия в выставке материальную прибыль. Поэтому любая православная ярмарка это большой «базар», где продаются товары народного и «церковного» потребления. От льна и мёда, до икон и богослужебной утвари. Но посещая православнее выставки все чаще последние годы можно увидеть на прилавках совсем странные товары, наряду с торговлей разнообразной продукцией, все большее количество участников идут по линии наименьшего сопротивления, предлагая посетителям оплатить их молитвенные труды.
Конечно, мы молимся Богу о всяких нуждах и на молебнах просим ходатайства, заступничества святых, можем и к духовнику подойти с сокровенной просьбой помолиться о чем-то. В этом и есть церковная жизнь, личный молитвенный труд. Однако современное обилие небескорыстных предложений помолиться о всевозможных нуждах незнакомых людей, начинает напоминать прейскурант в магазине, где на все есть цена. От этих предложений веет бизнесом. За кадром представляется неведомый менеджер, который ищет в душах клиентов струны и клавиши на которые можно нажать прибыльней. Менеджер ищет новые формы, включает фантазию. Пару лет назад в одном московском храме нам довелось видеть такое объявление (точные цифры и формулировки не вспомним, но смысл таков): - Поминовение в алтаре (чтение записок) алтарником – 15 рублей, дьяконом – 30 рублей, священником – 50 рублей. Поминовение священником у жертвенника (с выниманием частиц) – 75. Цель, вроде, благородная: вся территория храма укрыта красивым дорогим булыжником. Но на ярмарке «коммерческая» логика платной молитвы оказывается доведена до своего логического предела.
Наши сограждане в своем большинстве привыкли, что есть православные организации разной направленности, например, общество православных врачей, православные школы, больницы и т.п. Это радует, ведь Православие перестало быть для постсоветского населения чем-то маргинальным, однако, хорошо бы помнить, что само название «православный» накладывает огромнейшую ответственность перед обществом, которое соприкасается со всем, к чему прилагается это название. В особенности эта ответственность существует перед людьми, стоящими на пороге рама или вовсе далекими от веры. Для них все «православное», что не связано с богослужением, имеет равнозначное и немаловажное значение.
Понятно, что у глубоко воцерковленного человека все расставлено по местам: центр жизни – Литургия; продолжение церковной жизни – дела милосердия, а в свободное время можно и на ярмарку съездить. Что бы там он ни увидел чужеродного, его вере это не повредит, а, скорее, удивит, возмутит или просто рассмешит. Для неофита все наоборот, он как ребенок. Ребенку, например, не скажешь, что с родителей нужно брать пример только в храме, не мешало бы фильтровать их поступки и в обычной жизни. Любое соприкосновение с «православным» для неофита или неверующего - это «лакмусовая бумажка», экзамен: стоит ли вообще делать какие-нибудь шаги в сторону Церкви или нет.
Если на «православную» ярмарку затрутся кроме добросовестных производителе и платных молитвенников еще и «потомки лейтенанта Шмидта», которые предложат доверчивому покупателю лечебные «очки - от рака», лечебное «зеркало - от старости», то ищущая душа потеряет интерес к такому «православию» надолго, а, скорее, и навсегда.
Поставьте себя на место человека, который делает только первые шаги к храму или далекого от Церкви и войдите в помещение, где располагается ярмарка.
Положа руку на сердце надо признаться, что наиболее благополучно, видимо, дело обстоит в монастырях, которые наладили натуральное хозяйство и могут предложить покупателю помидоры, яблочки со своего нехитрого хозяйства, пирожки, лукум собственного производства, оригинальные художественные изделия.
Не отстают и многие городские приходы, которые наладили издательскую деятельность, она имеет не только огромное просветительское значение, но приносит достаточные средства даже для того, чтобы возводить новые храмы. В глубинке стоят разрушенные церкви и открываются требующие капиталовложений детские приюты. На ярмарке их представители, как правило, не предлагали какой-то оригинальной продукции, но просто просили у проходящих пожертвования. Такая форма тоже имеет право на существование.
Далее ассортимент приобретает не самый «православный колорит»
Впрочем, когда православный колорит опять появляется, от этого не становится легче
Молитвы и акафисты «специализированным» святым имеют каждый свою цену
Встречаются и совсем необычные «молитвенные услуги»
Все эти товары в контексте друг друга становятся особенно выразительными.
"Лечебное зеркало ...замедляет старение кожи и сохраняет молодость и красоту.
Вы смотритесь в зеркало и лечитесь. Вы смотритесь в зеркало и любая беда - ерунда" (фрагмент текста из аннотации).
Некоторые товары с этой выставки-ярмарки в самый раз использовать сразу после того как вы покинете павильон, придя домой будет не лишним восстановить «мозговую деятельность» после православной ярмарки.
Кто-то, возможно, захочет восстановить здоровье иглоукалыванием (не спрашивайте причем тут православие)
Купить можно не только молитву, но и энергию!
"Сила Благодатного Огня Освещает Нас и ведет ко спасению" - гласит надпись на плакате.
Освещает, через "е", очевидно, от слова "свет", но не от "святость"."Нас" - тоже с большой буквы.
Не менее модно на православных выставках лечиться травами. Секреты деревенских знахарей и народная медицина.
Покупателей ждать не придется!
Кроме трав можно приобрести, например, акулий жир....
А вот у этой прекрасной представительницы храма из глубинки, на стенде, кстати, все было безупречно.
В фоторепортаже мы сделали акцент на «прейскурантах». Конечно, такие объявления были не на всех стендах. Но надо отдать должное, их доля становится среди других все весомей. Мы понимаем, что восстанавливать храмы нужно, содержать приходы, воскресные школы... На все это нужны деньги. Поэтому в своих выводах мы поставим в конце не восклицательный знак, а знак вопроса, чтобы вместе решить: а КАК правильно?
ФОТО: диакона Андрея Радкевича ТЕКСТ: Мария Радкевич, Дмитрий Ребров.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
«Духовная брань»: бой с тенью К кощунству привыкаешь. Постепенно оно порождает цинизм, презрение и актерство в тебе самом. Как верующему защитить от них свои чувства?
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
Сторонники “Pussy Riot” отказались от молебна Неожиданное развитие получила история панк-хулиганок, арестованных за танцы на амвоне храма Христа Спасителя. Сторонники группы обещали провести молебен в поддержку арестанток. Священноначалие предложило помолиться за девушек вместе.
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Советское наследие – двуличие и внутренняя несвобода Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на молодежь, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Искать ли в логотипах скрытый смысл? Снимать ли яблоко с компьютера Apple, потому что оно напоминает о первородном грехе? О поиске злого умысла в символике брендов рассуждает протоиерей Лев СЕМЕНОВ, культуролог, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
«Преодоление»: Выставка о гонениях на Церковь, которую обязательно надо увидеть 7 ноября в Музее современной истории России открылась выставка о подвиге, жизни и судьбе Церкви в СССР. Экспонаты уникальны: облачение патриарха Тихона и хирургические инструменты архиепископа Луки, протоколы допросов новомучеников и книжки свяшенников-ренегатов, потиры для лагерной Литургии, сделанные из стаканов и многое-многое другое. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.