На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Дизайнер выставки о гонениях на Церковь: главное – идея света и узкого пути в Царствие Божие


Версия для печати
02.09.13, 08:05

В Римини прошла выставка «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений», подготовленная ПСТГУ. У экспозциии был интересный дизайн: современный и лаконичный. Черное и белое, геометрия, сложный свет и игра шрифтами. Рассказывает автор – арт-директор студии PanicDesign Алексий Чекаль. ФОТОГАЛЕРЕЯ

План выставки выглядит как облако тэгов

В рамках ежегодного христианского фестиваля в Италии (Meeting Rimini 2013) проходила выставка «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений», подготовленная коллективом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и его друзьями из Италии, России и Украины.

Арт-директор студии PanicDesign Алексий Чекаль рассказывает:

В мою задачу входило создание архитектурно-пространственного решения и дизайна выставки. В этом интересном деле мне помогала историк Лидия Алексеевна Головкова, потому что концепт должен был отталкиваться от исторического содержания и текста экскурсий, который так же составляли доктор церковной истории протоиерей Александр Мазырин, Александр Филоненко, протоиерей Георгий Ореханов и студенты ПСТГУ и итальянских вузов.

Сложность работы заключалось в том, что необходимо было соединить элементы православной храмовой организации пространства с современными минималистическими решениями дизайна, которые позволяли бы лаконично представить содержание, в то же время сохранить линейное построение рассказа и большое количество текстовой и фото информации и одновременно передать христоцентрическую идею всего события. В логотипе выставки по тем же причинам я соединил традиции русской вязи с современным трафаретным шрифтом и завязал это все в ясно читаемый силуэт православной церкви.


1000 кв метров выставочного пространства были разделены на 8 залов, рассказывающих про историческую Голгофу народа. Они были погружены в темноту и точечно освещены лишь стенды, посвященные жутким событиям XX века. В каждом зале была громадная белая надпись на полу, говорящая о теме зала. Слова были подобраны так, чтобы их можно было топтать: террор, гонения, ГУЛАГ и тд.



Первый зал посвящен началу гонений, русской революции, уничтожению Империи, судьбе Императора-мученика Николая II и членов его семьи. Во втором посетители знакомились с обстоятельствами Поместного Собора 1918 года и жизнью святого патриарха Тихона. Третий и четвертый залы посвящены «торжеству» воинствующего секуляризма 20-х – 30-х гг., уничтожению храмов, а также соловецким узникам. Пятый и шестой залы описывают самый кровавый период гонений 1936-1937 гг., возникновение ГУЛАГа и расстрелы на Бутовском полигоне, а также жизнь церковных общин в условиях террора. Седьмой зал посвящен периоду от знаковой встречи Сталина с церковными иерархами 1943 г. до конца хрущевских гонений. Восьмой рассказывает о праздновании 1000-летия Крещения Руси и начале возрождения церковной жизни в России.

В конце экскурсии посетители посещали 8-гранное помещение с белым полом и стенами, находящееся посередине выставочного пространства. В нем были проделаны окна из которых лился свет в темные участки залов. Эта часть выставки символизировала воцерковленный мир с прозрачной часовней посередине и алтарем.

К светлому 8-граннику примыкали стены с фотографиями и жизнеописаниями новомучеников, и находясь рядом с ними можно было заглянуть в окна, в которые был виден свет и алтарь часовни. И здесь можно было помолиться святым в унисон звучащему богослужению, посвященного новомученикам.

Я пытался передать идею света и живой Церкви, через организацию пространства и окна — узкий путь в Царство Божие, по которому прошли мученики и исповедники.

Сама тема выставки для меня стала очень важной. Это попытка прожить трагедию и испытания, которые легли на плечи наших соотечественников и увидеть меру падения человека и меру его вознесения. Вглядываясь в лица убийц и гонителей, в который раз убеждаешься, что поиском врага и ненавистью, ничего хорошего создать нельзя ни в государстве, ни в человеческом обществе под каким бы лозунгом это не происходило. И проблема религии и государства тут встала особо остро. А вглядываясь в лики святых, понимаешь, что никакие мучения и испытания не страшны, когда есть Любовь и Христос. И нам, в свете последних событий об этом надо помнить. Показательно, кстати, что эту выставку в Италии посетило 15 000 человек за неделю!, а за 1,5 месяца в Москве выставку с той же тематикой и наполнением ("Преодоление"), всего 7 000. А ведь нам, как никому надо знать о злодеяниях и преступлениях той эпохи в нашей стране, чтобы не совершить их впредь и не пытаться обелить палачей. Ведь патриотизм начинается не со слащавых восхвалений своего Отечества, а с честности, правдивости и умения смело смотреть в глаза Истории. И как начинался утерянный роман А. Введенского, так хочется закончить фразой: "Убийцы — вы дураки!". Дураки потому, что нельзя свет тьмой победить. «LA LUCE SPLENDE NELLE TENEBRE»




Алексий ЧЕКАЛЬ
Арт-директор студии PanicDesign
www.panic.com.ua


См. также: «Преодоление»: Выставка о гонениях на Церковь, которую обязательно надо увидеть

Версия для печати

Тэги: Церковь  Новомученики и исповедники ХХ века  Гонения  Выставки 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.