На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

«Здесь танцуют»: провокационные скульптуры выставлены в алтаре капеллы папского дворца


Версия для печати
13.06.13, 09:45

Антиклерикализм убивает креатив в современном искусстве, уверен редактор «НС», побывавший на выставке Камиллы Клодель, Луиз де Буржуа, Кики Смит и других женщин-художников «Папессы». Экспозиция открылась 9 июня в папском дворце в Авиньоне

Выставка в Авиноьне
Папский дворец в Авиньоне

Дворец строился и расширялся при четырех папах XIV века, в итоге превратившись в настоящий лабиринт. Громадные залы и крошечные комнатки, лестницы, тайные ходы, сокровищницы, дворы... Испытываешь сильное впечатление, когда, окончательно потерявшись и доверившись стрелкам-указателям, входишь в главную капеллу и видишь…

Первым делом видишь в алтаре столб с человеческими ногами, на вершине превращающимися в месиво. Отворачиваешься, а в зале на месте для мирян раскинул лапы исполинский черный паук.

 Выставка в Авиноьне
Экспонат выставки

По стенам расставлены модели внутренностей в колбе. В боковой комнате едва не достигает потолка стопка несвежих матрасов. У лестницы нон-стоп демонстрируется видео крестного хода с картиной Пикассо «Авиньонские девицы» (название знакового для современного искусства полотна связано с Авиньонским кварталом Барселоны, а не с городом Авиньоном – ред.).

В этом году вышел фильм режиссера Брюно Дюмона «Камилла Клодель, 1915» с Жюльет Бинош в главной роли. Сюжет биографической ленты разворачивается в психиатрической клинике Монтеверже, куда ученицу Родена поместила ее семья. Камилла Клодель пытается доказать свою нормальность и разбирается в себе. Клиника эта находится в нескольких километрах от Авиньона.

С фильмом перекликается концепция этой выставки – показать Камиллу Клодель и еще четырех женщин художников и скульпторов разных поколений современного искусства именно в Авиньоне. Сама по себе эта идея может быть интересна: определенно возникнают неожиданные параллели в творчестве.

Но замысел выставки оказывается погребен под толстой коростой идеологизированности. Есть у кураторов ключевые слова: Авиньон, папа, женщины. И значит выставку надо назвать «Папессы». Вспомнить легенду о папе-женщине Иоанне (куда без нее!). Все это поместить в часовню, хотя с ней соседствует . Обязательно нужно еще книгу о картах Таро, раскрытую на объяснении аркане «Жрица» («Папесса»). И все это сделано.

Когда видишь все это месиво тел в алтаре папской часовни, как ни странно, не испытываешь ужаса. Ведь, строго говоря, среди представленных работ только одна явно антицерковна – тот самый крестный ход с картиной Пикассо. Остальные же работы, по меркам современного искусства, довольно скромные.

Реального бунта здесь нет. Современным секулярным обществом антиклерикализм художников принят, оправдан и превращен в мейнстрим, если не сказать в официоз. Образно говоря, антилерикализм в современном искусстве – это не скандальный «Писсуар» Марселя Дюшана, а типично советская манера устроить общественный туалет не где-нибудь, а в алтаре храма.

И здесь, когда насладившись элегантными линиями фресок Симоне Мартини и виртузностью охотничьих сцен в папских покоях, выруливаешь на стопку грязных матрасов, на языке вертятся не слова «апостасия» и «апокалипсис», а слово «советИк», «советский», а то и «совковый» в значении «официозный, зашоренный и самодовольный».

А еще «навязчивый» и «занудный», потому что цепочка феминизм плюс антиклерикализм плюс мистический винегрет из аллюзий на культ великой матери, на оккультизм рубежа XIX-XX веков повторяется от раза к разу в разных странах, в разных проектах и под разным соусом и успела набить оскомину.

Для настоящего художника быть вписанным в эту систему по сути то же, что для авангардиста начала ХХ века совершить дрейф в сторону социалистического реализма. Убить в себе творчество и заниматься обслуживанием идеологии.

Так было не только в СССР. Триста лет назад, в 1793 году, в Париже в алтаре Нотр-Дам революционеры короновали Богиню Разума. Сегодня это назвали бы перформансом. Писались партии для хоров, готовились декорации, наряды, на артистах были надеты облачения священников. Идеи Просвещения, которые к тому времени стали точно таким же мейнстримом, превратились в идеологию. Писатели, художники поэты, служили ей, может быть, веря, что остаются вольнодумцами, а, может быть, и нет.

У Бунина есть рассказ «Богиня разума», в котором он описывает, как на кладбище видел кости той самой коронованной актрисы – бедной Терезы-Анжелики Обри:
«Она, говорю, уже хорошо знала, что это значит в действительной жизни, все эти «l'Offrande a la Liberte» и «Toute la Grece ou ce que peut la Liberte». Революционные вожди, как и полагается им по революционным обычаям, развивали сумасшедшую деятельность, каждый Божий день поражали город какой-нибудь новой выходкой, так что в конце концов и восприимчивости не хватало на эти выходки, и самое неожиданное уже теряло характер неожиданности. И все-таки торжество 10 ноября свалилось на Париж (а на Обри еще более) истинно как жуткий снег на голову. «Pour activer le mouvement antipapiste» («чтобы усилить антипапистское движение», фр.), Шомет в четверг седьмого ноября вдруг распорядился на воскресенье десятого о «всенародном» празднестве в честь Разума, о беспримерном кощунстве в стенах Парижского собора, a m-lle Обри было объявлено, что ей выпала на долю величайшая честь возглавить это кощунство. И приготовления к празднеству закипели с остервенением, и к воскресенью все потребное, чтобы Бог и попы были посрамлены окончательно, было вполне готово. Всю ночь накануне лил как из ведра ледяной дождь. Утром он перестал, но грязь была непролазная и дул свирепый ветер. Тем не менее, с раннего утра загрохотали пушки, загремели барабаны, Париж стал высыпать на улицу...

И было великое безобразие, а для Обри и великое мучение, даже телесное. С раннего утра она, вместе с прочими «Обожателями Свободы», то есть с кордебалетом и хором, была уже в холодном соборе, репетировала. По том стали собираться «патриоты», прискакал озабоченный Шомет - и началось торжество. Потом - и все под стук пушек, пение, барабаны и шум толпы - четыре босяка, ухмыляясь, подняли на свои дюжие плечи Обри вместе с ее троном и понесли, в сопутствии хора и кордебалета, пробиваясь сквозь толпу, сперва на площадь, «к народу», а затем в Конвент».

На юге тоже проходили праздники в честь Разума. Во время торжеств обычно казнили преступников. В Авиньонском папском дворе была устроена тюрьма, с 1791 года здесь проходили и казни.

Здесь, в Провансе, есть пещера, в которой отшельничала равноапостольная Мария Магдалина. В ней был несколько веков назад устроен храм. Его разрушили во время французской революции. Это вам не взорвать храм в центре города. Нужно добираться в несусветную глухомань, подниматься к пещере через лес минут сорок по крутой дороге. Энергии и упорства хватило.

На следующий день после посещения Авиньона я уехал на гору, в монастырь прп. Антония Великого недалеко от Сен-Лоран-ан-Руайан. Это подворье Афонского монастыря Симонопетра. Там настоятель архимандрит Плакида (Дезей), известный богослов, интеллектуал и при этом молитвенник. Места похожи на те, где находится пещера св. Марии Магдалины: горы, лес и глушь, храм, монастырь и водопады. И никакого современного искусства. И там очень хорошо.

Отец Плакида сказал: «Самая большая опасность сегодня исходит от антихристианства во власти и в СМИ. Франция превращается в новый Советский Союз. Без ГУЛАГа, но очень советский».

Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Версия для печати

Тэги: Нравы  Искусство  Выставки 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.