Владимир БЕРХИН написал для нас эссе о покаянии. Он утверждает: нельзя учить ребенка покаянию, делая акцент на то, какой он плохой. С ним полемизирует протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ:
Не знаю, что и сказать… Статья совершенно не соответствует ни моему личному опыту, ни моему опыту общения с детьми самых разных возрастов. Но, судя по многим положительным отзывам, есть такая категория людей с нежной впечатлительной психикой, у которых всякая информация, минуя анализирующий рассудок, воспринимается эмоционально. Но не думаю, что таких людей сравнительно много.
Если взрослый человек такой впечатлительный, пусть будет вообще поосторожнее, потому что подавляющая психику информация поступает не через одни молитвословы. И ребёнок, если особенно впечатлительный, нужно ему для чтения выбирать жития святых очень осмотрительно, а жития мучеников вообще нужно преподносить детям и новоначальным взрослым с пояснениями, что мученики, дескать, страдали телом, но уже блаженствовали духом, о чём и свидетельствовали, почему они по-гречески и назывались свидетелями.
Я, кстати, тоже, когда проповедую нашим прихожанам о трудностях спасения, нередко привожу им в подтверждение разговор Спасителя с апостолами, которые спросили Его: «Так кто же может спастись?» И Христос им ответил: «Человекам это невозможно». Но потом я всегда утешительно договариваю слова Христа, что «Богу всё возможно».
Если врачу находит у человека злокачественную опухоль, должен ли этот врач сказать больному правду о его болезни? Не всегда. Бывает, человек настолько малодушен или болезненно впечатлителен, что ему лучше правды не говорить, чтобы он не покончил с собой. Или можно подготовить больного и сказать ему правду позже.
Но, возвращаясь к моему опыту общения с детьми, я не знаю ни одного случая, чтобы на них слова из молитвослова как-то плохо подействовали. Хотя и в семье мы всегда читали утренние и вечерние молитвы вместе с детьми (обычно они же сами и читали), и в воскресной школе у нас преподают детям неадаптированные тексты молитв. У нас в ней сейчас учится более 300 человек; за 22 года её существования перед моими глазами прошло несколько сотен детей и подростков. В летних лагерях дети всегда читали обычные молитвы из молитвослова. Не все из них стали глубоко церковными людьми, но никакой связи с покаянными текстами в этом не усматривается. Обычные человеческие страсти захватывают: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.
На самом деле вред, я думаю, бывает, когда человек неправильно понимает смысл покаянных молитв и наставлений святых отцов. Еще хуже, когда мрачно настроенные родители давят на души младенцев и малых отроков своим неправильным, мрачным духовным состоянием.
На самом деле, причин для уныния и опускания рук вовсе нет. Задача всякого христианина выправить свою волю по воле Божией. В частности, Богу угодно, чтобы люди серьёзно и успешно работали на своих работах, чтобы мамы и папы любили своих детей и заботились о них, чтобы супруги друг друга любили и старались радовать друг друга. При этом, конечно, предполагается, что мы всё это делаем с памятью о Боге, ходя перед Богом, молясь Богу.
Не очень-то получается. И о Боге не помним, и ближних обижаем, и работаем спустя рукава или только ради денег и тщеславия. Но не отчаиваемся. Стараемся исправиться. Не исправляемся. Каемся. Постепенно копится опыт познания своего бессилия, но – это главное – одновременно познаются сила и любовь Божия. Где тут место отчаянию и опусканию рук?
Для христианина, который заботится о своём спасении, постепенно открывается, что нужно корректировать свою духовную деятельность. Не прекращать, а корректировать. Есть, скажем, у человека топор, а нужно ему забить гвоздь. Он пытается ударять по гвоздю лезвием топора – получается так себе. А нужно топор перевернуть и бить обухом. Так и в христианском подвиге. Опыт неудачных собственных усилий подталкивает христианина к тому, чтобы перенаправить свои усилия с душевной борьбы на молитву. Дальше открывается ещё обширнейшее поле для духовной работы. Где тут основания для отчаяния?
Но, конечно, пастырям, родителям, церковным педагогам нужно обращать внимание на то, с кем они общаются. И стараться, насколько хватает разума и духовного опыта предлагать детям и вообще людям свойственную их духовной мере духовную пищу.
Действительно, из своего опыта скажу. Когда я после 5-го курса института впервые прочитал Евангелие, то оно мне было совершенно непонятно и не произвело на меня никакого впечатления. Когда мне позже, но тоже до крещения впервые попалась в руки книга аввы Дорофея, я её, пролистав, даже не стал читать, настолько мне противны были сами имена Дорофей и Досифей. А Достоевского я тогда читал с удовольствием, и его вера как-то, я думаю, на мою душу воздействовала. А вскоре после крещения я прочитал авву Дорофея толи 7 толи 9 раз подряд (не меньше 7 раз точно) без перерыва.
Поэтому, резюмируя, скажу, что учитывать духовную меру людей нужно, давить ни на кого не нужно, но сами по себе наши молитвословы и святоотеческие творения не более опасны, чем огонь лампады перед иконой (может возникнуть пожар, но не лампада виновата).
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Протоиерей Алексий Уминский: Человек как «христианская святыня» Уместно ли ребенку ли ребенку говорить, что он великий грешник? Адаптировать ли для детей опыт святых отцов? Вызвавшую дискуссию статью Владимира Берхина о православном воспитании «И с тех пор я такой», комментирует протоиерей Алексий Уминский
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
«Наши руки в Камбодже»: как живет община бизнесменов и дауншифтеров Православные приходы в Камбодже появились благодаря чудесному исцелению. После того, как у него разбился самолет, русский владелец камбоджийской авиакомпании заболел раком крови и оказался на грани смерти. Но по молитвам местных христиан чудесным образом выздоровел и в благодарность создал в Камбодже православный приход
Федорино счастье: жизнь и приключения старосты храма Этой бабушке 83 года. Феодора Никитична поет песни и шутит. При этом вот уже 30 лет она — староста одного подмосковного храма. А до этого тридцать с лишним лет без отпусков проработала в колхозе. Вырастила восьмерых детей. Может, она всегда такая радостная, потому что никогда не теряла веру, даже в немецком плену?
Личность и Церковь: Человек как загадка и ключ Утро, метро, давка на переходе, улицы Москвы, под завязку заполненные толпами пешеходов и автомобилей. Каждый день ставит передо мной одну и ту же загадку: зачем на свете так много людей, ведь явно уже перебор какой-то? Тем более что друг о друге большинство из них ничего не знает и друг для друга ничего не значит.
Личность и Церковь: Человек выходит из комы Хрестоматийных «злых бабушек» в храме давно нет. В начале девяностых бывали случаи жалоб от прихожан на некорректные замечания старушек-сотрудниц, но мы сотрудниц быстро перевоспитали, а старушки-прихожанки сами перевоспитались. Теперь бабушки, хотя не всегда бывают правы, но почти всегда бывают приветливы с прихожанами.
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
Баба Нюра — приходской ангел В православных приходах бывает одна, а иногда несколько удивительных бабушек. Им за восемьдесят, а они ездят в храм каждое воскресенье за много километров, стоят на службе, как свечки, полны доброты и мудрости. На приходе их знают все и они знают всех. Откуда берутся такие бабушки, и как живет одна из них Анна Андреевна ФАДЕЕВА, выясняла Марина НЕФЕДОВА
Почему я не ушла из Церкви «Прийти» в Церковь не сложно. Во всяком случае, всегда найдется приход, где тебя крестят, не допытываясь о серьезности твоих намерений и глубине знаний катехизиса. Формально войти в Церковь легко. А вот остаться – это уже задача совсем иного порядка. Обстоятельства складывались так, что вскоре после крещения я должна была навсегда уйти из Церкви, с досадой хлопнув дверью. Но этого не произошло. Сегодня мне кажется, что Сам Христос держал меня за руку.
Как я нашла духовного отца Наверное, в жизни каждого человека случаются судьбоносные встречи. Правда, понимаем мы это не сразу, а только по прошествии времени. Придя к вере в 18 лет, я искала ответы на множество вопросов, мучилась множеством сомнений. И Господь послал мне удивительного человека, знакомство с которым определило мой жизненный выбор.
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.