На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Протоиерей Константин Островский: Дело в мрачных родителях


Версия для печати
12.02.13, 16:11

Владимир БЕРХИН написал для нас эссе о покаянии. Он утверждает: нельзя учить ребенка покаянию, делая акцент на то, какой он плохой. С ним полемизирует протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ:


Не знаю, что и сказать… Статья совершенно не соответствует ни моему личному опыту, ни моему опыту общения с детьми самых разных возрастов. Но, судя по многим положительным отзывам, есть такая категория людей с нежной впечатлительной психикой, у которых всякая информация, минуя анализирующий рассудок, воспринимается эмоционально. Но не думаю, что таких людей сравнительно много.

Если взрослый человек такой впечатлительный, пусть будет вообще поосторожнее, потому что подавляющая психику информация поступает не через одни молитвословы. И ребёнок, если особенно впечатлительный, нужно ему для чтения выбирать жития святых очень осмотрительно, а жития мучеников вообще нужно преподносить детям и новоначальным взрослым с пояснениями, что мученики, дескать, страдали телом, но уже блаженствовали духом, о чём и свидетельствовали, почему они по-гречески и назывались свидетелями.

Я, кстати, тоже, когда проповедую нашим прихожанам о трудностях спасения, нередко привожу им в подтверждение разговор Спасителя с апостолами, которые спросили Его: «Так кто же может спастись?» И Христос им ответил: «Человекам это невозможно». Но потом я всегда утешительно договариваю слова Христа, что «Богу всё возможно».

Если врачу находит у человека злокачественную опухоль, должен ли этот врач сказать больному правду о его болезни? Не всегда. Бывает, человек настолько малодушен или болезненно впечатлителен, что ему лучше правды не говорить, чтобы он не покончил с собой. Или можно подготовить больного и сказать ему правду позже.

Но, возвращаясь к моему опыту общения с детьми, я не знаю ни одного случая, чтобы на них слова из молитвослова как-то плохо подействовали. Хотя и в семье мы всегда читали утренние и вечерние молитвы вместе с детьми (обычно они же сами и читали), и в воскресной школе у нас преподают детям неадаптированные тексты молитв. У нас в ней сейчас учится более 300 человек; за 22 года её существования перед моими глазами прошло несколько сотен детей и подростков. В летних лагерях дети всегда читали обычные молитвы из молитвослова. Не все из них стали глубоко церковными людьми, но никакой связи с покаянными текстами в этом не усматривается. Обычные человеческие страсти захватывают: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.

На самом деле вред, я думаю, бывает, когда человек неправильно понимает смысл покаянных молитв и наставлений святых отцов. Еще хуже, когда мрачно настроенные родители давят на души младенцев и малых отроков своим неправильным, мрачным духовным состоянием.

На самом деле, причин для уныния и опускания рук вовсе нет. Задача всякого христианина выправить свою волю по воле Божией. В частности, Богу угодно, чтобы люди серьёзно и успешно работали на своих работах, чтобы мамы и папы любили своих детей и заботились о них, чтобы супруги друг друга любили и старались радовать друг друга. При этом, конечно, предполагается, что мы всё это делаем с памятью о Боге, ходя перед Богом, молясь Богу.

Не очень-то получается. И о Боге не помним, и ближних обижаем, и работаем спустя рукава или только ради денег и тщеславия. Но не отчаиваемся. Стараемся исправиться. Не исправляемся. Каемся. Постепенно копится опыт познания своего бессилия, но – это главное – одновременно познаются сила и любовь Божия. Где тут место отчаянию и опусканию рук?

Для христианина, который заботится о своём спасении, постепенно открывается, что нужно корректировать свою духовную деятельность. Не прекращать, а корректировать. Есть, скажем, у человека топор, а нужно ему забить гвоздь. Он пытается ударять по гвоздю лезвием топора – получается так себе. А нужно топор перевернуть и бить обухом. Так и в христианском подвиге. Опыт неудачных собственных усилий подталкивает христианина к тому, чтобы перенаправить свои усилия с душевной борьбы на молитву. Дальше открывается ещё обширнейшее поле для духовной работы. Где тут основания для отчаяния?
Но, конечно, пастырям, родителям, церковным педагогам нужно обращать внимание на то, с кем они общаются. И стараться, насколько хватает разума и духовного опыта предлагать детям и вообще людям свойственную их духовной мере духовную пищу.

Действительно, из своего опыта скажу. Когда я после 5-го курса института впервые прочитал Евангелие, то оно мне было совершенно непонятно и не произвело на меня никакого впечатления. Когда мне позже, но тоже до крещения впервые попалась в руки книга аввы Дорофея, я её, пролистав, даже не стал читать, настолько мне противны были сами имена Дорофей и Досифей. А Достоевского я тогда читал с удовольствием, и его вера как-то, я думаю, на мою душу воздействовала. А вскоре после крещения я прочитал авву Дорофея толи 7 толи 9 раз подряд (не меньше 7 раз точно) без перерыва.

Поэтому, резюмируя, скажу, что учитывать духовную меру людей нужно, давить ни на кого не нужно, но сами по себе наши молитвословы и святоотеческие творения не более опасны, чем огонь лампады перед иконой (может возникнуть пожар, но не лампада виновата).

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Церковь  Личность  Опыт веры 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.