«Прийти» в Церковь не сложно. Во всяком случае, всегда найдется приход, где тебя крестят, не допытываясь о серьезности твоих намерений и глубине знаний катехизиса. Формально войти в Церковь легко. А вот остаться – это уже задача совсем иного порядка. Обстоятельства складывались так, что вскоре после крещения я должна была навсегда уйти из Церкви, с досадой хлопнув дверью. Но этого не произошло. Сегодня мне кажется, что Сам Христос держал меня за руку.
Фото РИА Новости
Я крестилась в 19 лет, ничего не зная о Церкви, о Православии, о Христе. Я была однозначно верующим в Бога человеком, но связи моей личной веры с христианством не видела. Просто мне встретился человек, который сказал «со властью», что надо креститься. Он был совершенно не такой, как все прочие мои знакомые, и я поверила лично ему. Евангелие я не читала. Имела благое намерение, но больше пары страниц не могла осилить.
Теперь, спустя двадцать лет, я понимаю, что крещение было тогда с моей стороны шагом необдуманным и безответственным. Я не знала, что делаю, чему приобщаюсь и к чему меня это обязывает. Поэтому неудивительно, что в Церковь тогда я так и не пришла. Пыталась было захаживать в храм по соседству, но нашла там только то, что могла найти в моем тогдашнем состоянии, – кучу человеческих несовершенств, которые в церкви смотрелись особенно чудовищно. Смысла богослужений я не понимала и чувствовала, что на службе у меня получается не молитва, а сплошное лицемерие. Врать себе не хотелось, и я перестала ходить в храм, хотя смутно чувствовала, что чего-то самого главного я так и не поняла и когда-нибудь снова приду.
Как-то раз я случайно забрела в церквушку, ранее мной не виденную. Это был вечер Страстной пятницы. Что-то зацепило на службе, подумалось, а не пора ли исповедаться и причаститься... И вот вижу я ночью сон, будто прихожу в церковь на пасхальную службу. Открываю дверь, захожу, а там идет шумное застолье с танцами на столах. Мне становится жутко, я разворачиваюсь к двери, чтобы поскорее покинуть это сборище, и тут кто-то берет меня за плечо. Оборачиваюсь – передо мной стоит священник, которого видела в храме накануне. Он спрашивает: «Почему ты уходишь?» Я отвечаю: «Этого и так хватает в окружающей жизни. Если в Церкви то же самое, зачем мне сюда приходить?» Он говорит: «Ты совсем не туда смотришь и не то видишь. Вот посмотри, как хорошо». Я поднимаю глаза и вижу громадный необъятный храм, купол которого настолько высок, что его не видно, а стены все убраны цветами. Царские врата закрыты и тоже все в цветах. Стоит канун, как празднично убранный стол. И где-то на хорах тихонько репетирует хор, слышится пение неземное. Выходит кто-то из алтаря, начинает кадить, и кадильный дым возносится ввысь, пробивая пространство.
На следующий день я пошла в церковь, исповедалась и причастилась у священника, который мне приснился. Получила от него наставление, которое могла в тот момент воспринять. Так началось мое вхождение в Церковь.
Это было время застоя. В церковь ходить было небезопасно: если об этом узнавало руководство на работе, человек рисковал карьерой, репутацией и вообще очень многим. Мы были почти криптохристианами, и все держалось на взаимном доверии: нашем доверии священнику и его доверии нам. Так вот, тот самый священник, принявший у меня первую исповедь, развернувший меня к Церкви, этот человек, казавшийся мне абсолютным авторитетом, в действительности оказался стукачом и сотрудником органов. Об этом я узнала позже, когда некоторых прихожан его храма начали увольнять с работы.
Впоследствии этот батюшка был уволен из церкви за кражу церковного имущества. Правда, ушел он недалеко. Его перевели вторым священником в другой храм, где он со временем, по-моему, стал настоятелем. Еще он был членом общества «Память» и антисемитом.
В общем, у меня, тогда еще совсем неискушенной и не окрепшей в вере, были все основания разочароваться в Церкви и уйти оттуда навсегда. Но этого не произошло. Почему? Ответа на этот вопрос я до сих пор не знаю. Могу предположить только одно: чтобы разочароваться, надо сначала очароваться. А я никогда не «очаровывалась». Скорее, просто хотела «чего-то большого и светлого» и чувствовала, несмотря ни на что, что здесь это найти можно. И продолжала искать, несмотря на ложь, лицемерие, предательство, с которыми пришлось столкнуться в церковной ограде.
Настоящий поворот в сознании произошел после того, как мы крестили мою новорожденную дочку. Тогда я вдруг стала задумываться о личности Христа, о Его воскресении, о крестной жертве. Стала чаще захаживать в церковь и молиться. В какой-то момент я явственно поняла, что живой Христос стоит передо мной, хоть физическим зрением я его и не вижу. И настал день, когда я окончательно пришла в Церковь просто потому, что иначе не могла.
Думаю, если человек видит в Церкви Христа и приходит к Нему, никакие разочарования его не уведут. Тем более что каждый из нас – часть Церкви, и то, какая она, зависит в том числе и от нас. И чем чаще заглядываешь в свою душу, чем больше себя узнаешь, тем больше понимаешь, как глупо и нелепо считать грехи других людей.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Как я нашла духовного отца Наверное, в жизни каждого человека случаются судьбоносные встречи. Правда, понимаем мы это не сразу, а только по прошествии времени. Придя к вере в 18 лет, я искала ответы на множество вопросов, мучилась множеством сомнений. И Господь послал мне удивительного человека, знакомство с которым определило мой жизненный выбор.
С кем не страшно пойти в разведку Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить
Протоиерей Константин Островский: Дело в мрачных родителях Владимир БЕРХИН написал для нас эссе "И с тех пор я такой". Он утверждает: нельзя учить ребенка покаянию, делая акцент на то, какой он плохой, какой он великий грешник. Комментирует протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ
По статистике, я уже труп: бывший атеист в поисках рая Я был сознательным, активным атеистом, любящим дебаты на религиозную тему. К недалеким, «запуганным Богом» людям я чувствовал неприязнь, смешанную с брезгливостью. Ведь они отказываются брать на себя ответственность, находят причину своих недостатков в Боге, вместо того, чтобы бороться с ними и честно глядеть правде в глаза…
Племянница Игнатия Брянчанинова: "Мечтаю, чтобы внуки говорили по-русски" 13 мая празднуется память святителя Игнатия, одного из немногих святых, которого больше знают не по его архиерейскому титулу, а по фамилии -- Брянчанинов. Как сложилась судьба старинного дворянского рода после революции, где живут Брянчаниновы сегодня?
И с тех пор я такой Как Вы думаете, что произойдёт с человеком, которому очень долго, подробно, с довольно раннего возраста рассказывают, что он чрезвычайно плох? Более того, любые его усилия по изменению такого положения заведомо обречены на провал? А ведь именно так часто выглядит в Церкви разговор о грехе и покаянии, считает Владимир БЕРХИН.
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Бизнесмен на Афоне Сергей РУДОВ, известный российский предприниматель, президент фонда им. преподобного Максима Грека, уже более 50 раз посетил Афон. Как паломничество на Святую гору изменило его жизнь, Сергей рассказал «Нескучному саду».
«Наши руки в Камбодже»: как живет община бизнесменов и дауншифтеров Православные приходы в Камбодже появились благодаря чудесному исцелению. После того, как у него разбился самолет, русский владелец камбоджийской авиакомпании заболел раком крови и оказался на грани смерти. Но по молитвам местных христиан чудесным образом выздоровел и в благодарность создал в Камбодже православный приход
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Схимонах Иннокентий (Сибиряков): "Помогите, я страшно богат!" 5 июля празднуется день всех преподобных отцов Святой Горы. Сейчас поданы документы на канонизацию схимонаха Иннокентия (Сибирякова), бывшего купца-миллионера, пожертвовавшего свое состояние на благие дела и ушедший на Афон. О нем наш рассказ.
Жизнь по Евангелию — раздражает? Все говорят — надо жить по Евангелию. А знают ли они — что это такое на самом деле? Мне в жизни довелось не только увидеть такого человека, но и поработать с ним. В такой ситуации есть только один выход — тоже начать жить по Евангелию. Иначе будешь все время раздражаться на «глупые выходки милосердия» со стороны этого чудика.
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
Протоиерей Алексий Уминский: Человек как «христианская святыня» Уместно ли ребенку ли ребенку говорить, что он великий грешник? Адаптировать ли для детей опыт святых отцов? Вызвавшую дискуссию статью Владимира Берхина о православном воспитании «И с тех пор я такой», комментирует протоиерей Алексий Уминский
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.