Наверное, в жизни каждого человека случаются судьбоносные встречи. Правда, понимаем мы это не сразу, а только по прошествии времени. Придя к вере в 18 лет, я искала ответы на множество вопросов, мучилась множеством сомнений. И Господь послал мне удивительного человека, знакомство с которым определило мой жизненный выбор. Раифский Богородицкий мужской монастырь
Я училась на философском факультете и пыталась «захаживать» в храмы по территориальному признаку — рядом с домом, институтом или туда, где были знакомые прихожане. Несколько раз приходилось задавать батюшкам вопросы и получать ответы, почти как в известном анекдоте: «Отче, а что вы думаете о двенадцатой главе Фомы Аквинского…» — «Замуж, дура, срочно замуж!». Вопросы копились, упорство в поиске ответов иссякало, а замужество, которое позволило бы переключиться с поисков смысла жизни на конкретный круг обязанностей и забот, на горизонте еще не маячило.
В этот период я и попала в Раифский Богородицкий монастырь под Казанью. Паломничать и трудничать я стала не по своей воле. Затянувшийся переходный возраст и конфликты с родителями на фоне все тех же поисков смысла жизни заставили маму поехать вместе со мной в монастырь и поселить меня там на несколько дней. Сама она тогда еще была «захожанкой», но Раифа для нее уже стала духовной родиной, ее тянуло на службы именно туда. Раифа была единственным местом, которое, по мнению мамы, могло исцелить меня от затянувшихся поисков.
Я приехала в монастырь, поселилась в келье с несколькими женщинами, и начался недолгий период моего трудничества. Мы приходили в храм до начала службы и замирали в благоговении. Было удивительно видеть, как все монахи монастыря (более десяти человек) выстраивались лицом на восток и некоторое время просто стояли молча. От этого у меня создавалось впечатление, что я попала в какую-то иную реальность. После службы мы оттирали с пола воск, накапавший со свечей, ухаживали за монастырским огородом и цветником. Соседка по комнате как-то сказала мне: «Ты знаешь, мне кажется, моя жизнь уже закончилась… Вроде бы мне всего пятьдесят лет, но такое ощущение, что все, конец, уже умирать пора». «Мне двадцать три, но у меня такое же ощущение», — ответила я.
Кто знает, к чему бы привели меня духовные поиски, если бы я в один из последних дней пребывания в монастыре не наткнулась на табличку с надписью: «Иеромонах Филарет (Златоустов)». В то время мне уже приходилось слышать краем уха от своих казанских знакомых, что одна из «достопримечательностей» монастыря — иеромонах Филарет, 25 лет заведовавший кафедрой по приборам и автоматам для летательных аппаратов Казанского авиационного института и ушедший в монастырь после того, как пережил клиническую смерть. Я была в таком отчаянии, что даже перестала стесняться и как-то легко открыла дверь, не задумываясь, уместен ли такой вечерний визит к батюшке без предупреждения. Соседка по келье потом удивлялась моей смелости: «Как ты решилась вот так без стука, без приглашения зайти в келью такого знаменитого старца?» А мне уже тогда было понятно, что в Божьем мире все не так, как в светской иерархии начальников и подчиненных. Пусть он знаменитый, но знаменит-то прежде всего своим смирением и любовью. Так неужели такого человека можно бояться?
Отец Филарет встретил меня внимательным дружелюбным взглядом, пригласил попить чаю с шоколадными конфетами. День был постный, но он, наверное, видел, что мне не до поста. Мне сразу стало уютно в его келье, и я с порога начала жаловаться на душевную смуту, на то, что православная вера кажется мне недоступной, ее каноны непосильными. Рассказала, что учусь на философа и боюсь сойти с ума, не сумев разобраться в многочисленных концепциях и взглядах на жизнь, потому что доверяю любой книге, которую открываю. Беспокоил меня и выбор, который необходимо сделать в личной жизни: уходить в монастырь или ждать «хорошего человека», как советовали родственники и батюшка из ближайшего к дому храма. Все вопросы казались мне очень острыми и срочными. Отец Филарет внимательно выслушал меня, а потом достал с полки фотоальбом и показал фотографию, на которой он стоит в окружении улыбающихся молодых людей. Он указал на миловидную девушку, примерно мою ровесницу. «Это моя внучка. Самая любимая, родная девочка. Не так давно мы делали этот снимок. А потом она познакомилась с парнем, влюбилась в него. Встречалась некоторое время, а через какое-то время пошла к нему в гости и оттуда уже не вернулась. Он оказался маньяком. Убил ее, тело разрезал на несколько частей и пытался спрятать. Но его вовремя поймали».
Мои вопросы сразу померкли. Я онемела от ужаса и не знала, что сказать. Наверное, и не нужно было ничего говорить. Отец Филарет не нуждался в утешении, наоборот, он видел, что я, ровесница его внучки, нуждаюсь в поддержке, и был готов помочь мне.
Через пару дней я уехала из монастыря, а вскоре отец Филарет сам нашел меня. Позвонил нашим общим знакомым и попросил передать, что ждет меня в гости. «Теперь ты будешь моей внучкой», — сказал он через какое-то время. Так у меня появился новый родной человек. Когда я жила в Москве, мы переписывались и в конце его писем неизменно стояла подпись «дед Филарет». Меня это очень грело.
От абстрактных философских вопросов отец Филарет потихоньку переключал меня на реальную жизнь: устраивал на лето поработать в монастырском цветнике, знакомил с другими своими духовными детьми. Я видела, как одинаково приветливо он общается что с профессорами, что с местными бабушками, что со вчерашними заключенными (которых иногда назначали ему в келейники). Он избегал любого намека на поклонение ему как «старцу». Тех, кто приходил за советом, старался подтолкнуть к самостоятельному поиску решения. Учил не увлекаться мистикой в простых бытовых неурядицах, легко решаемых при наличии здравого рассудка и желания его применять.
По вопросам, связанным с работой техники, будь то фотоаппарат, компьютер или принтер, я тоже часто обращалась к своему духовнику. Еще бы! Ведь он — профессор, специалист по приборам и автоматам. В свое время именно он помогал директорам школ Татарстана внедрять новый предмет — информатику.
В 2006 году отец Филарет был пострижен в великую схиму с именем Сергий. В 2011-м пережил инсульт, приковавший его к инвалидной коляске. Но он продолжает общаться с людьми и почти каждое воскресенье произносит проповедь. Поначалу мне это казалось странным: схимник должен уходить в затвор. А мой духовник остается все таким же общительным и радушным. Продолжает переписку, телефонные переговоры с друзьями и духовными чадами в разных городах и странах, принимает посетителей. «В древности великосхимники действительно давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере, как в гробу, и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом, — объяснил мне отец Сергий. — Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимников. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре я не раз встречал людей, которые, при попытке заговорить с ними, отвечали, что им разговаривать не разрешено. Их послушание именно таково, и для их души оно полезно. А я, напротив, стремлюсь общаться с теми, кто приходит в монастырь и нуждается в поддержке, просвещении и утешении».
Одно из самых ярких моих воспоминаний о моем духовном отце: я иду к монастырю и вдруг навстречу несется белая «Волга», а за рулем седовласый старец… Подозрительно похож на отца Сергия… Не может быть... Подхожу к его келье — никого нет! В свои 85 лет отец Сергий решил вспомнить былое, приобрел подержанную машину и вновь сел за руль. Сейчас, будучи прикованным к инвалидной коляске, он все равно сохраняет мобильность, его часто можно встретить на территории монастыря в окружении паломников. А на его коленях мурлычет рыжий кот — любимец схиигумена — с ошейником, на котором написано: «Кот Раифский. Телефон хозяина 8919…»
Прошло несколько лет после знакомства с батюшкой. Постепенно жизнь стала налаживаться, я устроилась на работу, сдала экзамены в аспирантуре, а через некоторое время вышла замуж за выпускника семинарии и стала матушкой. Если бы мне, приехавшей тогда в сомнениях и отчаянии в монастырь, кто-нибудь рассказал, какое будущее меня ждет, я бы ни за что не поверила. Только теперь я понимаю: в тот вечер, когда я без стука со слезами на глазах вошла в келью батюшки, начался путь душевного и духовного выздоровления.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Жизнь по Евангелию — раздражает? Все говорят — надо жить по Евангелию. А знают ли они — что это такое на самом деле? Мне в жизни довелось не только увидеть такого человека, но и поработать с ним. В такой ситуации есть только один выход — тоже начать жить по Евангелию. Иначе будешь все время раздражаться на «глупые выходки милосердия» со стороны этого чудика.
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
«Наши руки в Камбодже»: как живет община бизнесменов и дауншифтеров Православные приходы в Камбодже появились благодаря чудесному исцелению. После того, как у него разбился самолет, русский владелец камбоджийской авиакомпании заболел раком крови и оказался на грани смерти. Но по молитвам местных христиан чудесным образом выздоровел и в благодарность создал в Камбодже православный приход
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
Протоиерей Алексий Уминский: Человек как «христианская святыня» Уместно ли ребенку ли ребенку говорить, что он великий грешник? Адаптировать ли для детей опыт святых отцов? Вызвавшую дискуссию статью Владимира Берхина о православном воспитании «И с тех пор я такой», комментирует протоиерей Алексий Уминский
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
Почему я не ушла из Церкви «Прийти» в Церковь не сложно. Во всяком случае, всегда найдется приход, где тебя крестят, не допытываясь о серьезности твоих намерений и глубине знаний катехизиса. Формально войти в Церковь легко. А вот остаться – это уже задача совсем иного порядка. Обстоятельства складывались так, что вскоре после крещения я должна была навсегда уйти из Церкви, с досадой хлопнув дверью. Но этого не произошло. Сегодня мне кажется, что Сам Христос держал меня за руку.
И с тех пор я такой Как Вы думаете, что произойдёт с человеком, которому очень долго, подробно, с довольно раннего возраста рассказывают, что он чрезвычайно плох? Более того, любые его усилия по изменению такого положения заведомо обречены на провал? А ведь именно так часто выглядит в Церкви разговор о грехе и покаянии, считает Владимир БЕРХИН.
Бизнесмен на Афоне Сергей РУДОВ, известный российский предприниматель, президент фонда им. преподобного Максима Грека, уже более 50 раз посетил Афон. Как паломничество на Святую гору изменило его жизнь, Сергей рассказал «Нескучному саду».
Племянница Игнатия Брянчанинова: "Мечтаю, чтобы внуки говорили по-русски" 13 мая празднуется память святителя Игнатия, одного из немногих святых, которого больше знают не по его архиерейскому титулу, а по фамилии -- Брянчанинов. Как сложилась судьба старинного дворянского рода после революции, где живут Брянчаниновы сегодня?
По статистике, я уже труп: бывший атеист в поисках рая Я был сознательным, активным атеистом, любящим дебаты на религиозную тему. К недалеким, «запуганным Богом» людям я чувствовал неприязнь, смешанную с брезгливостью. Ведь они отказываются брать на себя ответственность, находят причину своих недостатков в Боге, вместо того, чтобы бороться с ними и честно глядеть правде в глаза…
С кем не страшно пойти в разведку Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Протоиерей Константин Островский: Дело в мрачных родителях Владимир БЕРХИН написал для нас эссе "И с тех пор я такой". Он утверждает: нельзя учить ребенка покаянию, делая акцент на то, какой он плохой, какой он великий грешник. Комментирует протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.