На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Евангелие не про нас?


Версия для печати
24.10.12, 12:56

Мало в мире христиан, которые живут по Евангелию – тех, кто всерьез и по-настоящему исполнил хотя бы некоторые из заповедей Христа, кто сделал их центром всей своей жизни, почитают как святых. Вообще-то каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Живем, как умеем, исполняя иногда кое-что, да и то вполсилы, в четверть, в одну тысячную собственных сил и возможностей. Но при этом обычно мы все же сознаем, что наше христианство – в лучшем случае попытка, а не результат. А еще чаще – мечта или разговор о христианстве.

Мытарь и фарисей

Так что упрекать кого-то другого, что живет он не по Евангелию – дело безнадежное. Всегда можно будет ответить с полным на то основанием: «ты на себя-то посмотри!» В притче о мытаре и фарисее так прямо и сказано: кто посмотрел на себя и только на себя, тот и вышел из храма «более оправданным», невзирая на все духовные достижения другого.

Но есть ситуация, когда молчать все-таки не стоит – это когда начинает звучать проповедь, как называл это апостол Павел, «иного благовествования», а говоря современным языком – альтернативного евангелия. В Послании к Галатам (Гал. 1:6-8) Павел выразился предельно ясно: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема».

Это вполне понятно: христианская жизнь не есть покой, а движение к великой цели, которая лежит вне пределов видимого мира, которую мы надеемся достигнуть лишь в жизни будущего века. Указывать пальцем на тех, кто идет к ней не так быстро, как, по твоему мнению, идешь ты сам, просто нелепо. Но вот если произошла подмена цели, если люди идут не в ту сторону – это уже катастрофа.

Именно это я и слышу в последнее время всё чаще, всё громче, всё авторитетнее. Вот, например, ясно ведь сказано: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14), и даже пример дан, когда Сам Христос молился о распинавших на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34) – но нет же, говорят мне, это совсем не наш случай, потому что грешники перед нами еще не покаялись, а если даже покаялись, то не так, и в любом случае мы еще подумаем, стоит ли их прощать.

Сказано ясно: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф. 6:19) – но нет же, говорят мне, церковь должна демонстрировать всем свое богатство и даже роскошь, чтобы произвести должный эффект на людей богатых и успешных.

И самый свежий пример, уж не буду приводить ссылку – мне объяснили, почему к нашему времени никак не применимы слова «ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Оказывается, дело в том, что сегодня публичная молитва, демонстрация своей веры служит «мишенью для продажных блогеров» – так что будем молиться на страх врагам. Странна сама мысль о молитве вопреки кому-то, к тому же во времена апостолов за веру во Христа не в блогах высмеивали, а камнями побивали и на крестах распинали. Теперь же наоборот, приглашают в народные собрания и сажают на самые почетные места (кстати, об этом тоже в Евангелии есть, но уж ладно, не буду придираться). И вообще вопрос о том, что из личного и сокровенного можно выставлять напоказ, не изменился за последние две тысячи лет совершенно.

С каких слов начинается нагорная проповедь, что звучит на каждой литургии: «блаженны нищие духом, кроткие, плачущие, изгнанные за правду». А что слышно у нас? Дружно все встаем с колен и строим нечто великое и славное, причем желательно сразу и империю, и симфонию. Может быть, это прекрасная цель – только она не имеет ничего общего с евангельским учением о Царстве Божием. Если бы не так, Христос воплотился бы римским императором, главой самого великого и славного в истории государства в период его расцвета. Или принял бы предложение сатаны насчет «всех царств мира и всей славы их».

Он отказался, потому что прекрасно сознавал цену этим царствам и этой славе, потому что желал неизмеримо большего, и желал этого для нас. Но всё это так загадочно, так вызывающе, что проще все-таки как-нибудь с царствами и славой разобраться. Только христианство тогда становится не путем, по которому надо идти в Царствие, а еще одним сокровищем, которое надо убрать на полочку и тщательно оберегать от посягательств. Можно его использовать как ресурс на переговорах со славными царями.

Только это ведь выходит не по назначению, и тогда обетования, данные в Евангелии, никак к нам не относятся. Тогда получается, что мы играем на поле того, кому принадлежат царства мира и вся их слава, играем по его правилам и в его игру. И что, надеемся у него при этом выиграть?

Я крайне далек от мысли последовать примеру Лютера и начать обличать направо и налево нынешнюю церковную действительность, а тем паче – призывать ее по своему разумению переделывать. Вряд ли оно выйдет лучше, чем было, и уж совершенно точно не чувствую я за собой права обличать других, что живут не по-евангельски, когда и сам от идеала безмерно далек.

Но очень хочется предложить: давайте мы все-таки не будем от Евангелия потихонечку так отказываться, не будем делать вид, что оно написано давно и совсем не про нас, а мы уж тут сами как-нибудь разберемся. У нас мало что получается, нам многое в нем просто пока не понятно: я вот до сих пор не очень понимаю, как это можно подставлять другую щеку, когда тебя бьют – но это не значит, что заповедь эта не для меня, что она устарела, что в нынешних конкретных условиях мне следует отвечать хуком справа. Нет, я просто до этой заповеди пока не дорос.

Евангелие дано каждому из нас и всему человечеству на вырост, и мы пока путаемся в нем, как малыш в папином кабинете, где столько всего непонятного и сложного. Но лучше нам будет самим расти – а не низводить то, чего не поняли, чего не достигли и чего не сумели, до уровня собственных малышовых понятий. Мы же так самих себя обкрадывать будем, в конце-то концов.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Личность  Евангелие  Опыт веры 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.