«Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным. Но раскроем Евангелие и посмотрим на Него как на человека… Вот Он лежит младенцем в колыбели, вот мальчиком приходит во Храм, вот выходит на проповедь как взрослый муж. Мы видим Его радостным и гневным, спокойным и утомленным, видим постящимся в пустыне и пирующим с людьми… видим славное преображение и мучительное моление в саду, крестные муки и таинство Воскресения.
Он во веки тот же – и в каждый час Своей земной жизни Он немного иной. В этом вся суть христианства. Он не застыл в блаженном бездействии и безмыслии нирваны, не скрыт от людских взоров в непостижимой выси небес, не принимает Он и многочисленных обманных обличий, как рассказывали о множестве божеств до и после Него. Он – Человек, Он пребывает с людьми, Он проживает с ними каждый миг их земной жизни во всём многообразии и полноте. Во всём, кроме греха.
Говоря о христианстве, мы привыкли рассуждать о неизменном: вот наше богословие, наши обряды, наши правила… Хотя постепенно меняются и они, но их удобно описать как непреложные. А что же люди? «Всё слабее тени, обманчивей сновидений» – так говорит об их жизни чин погребения. И тут же добавляет: «Но свет лица Твоего, Христе, и счастье видеть Твою красоту подай тому, кого Ты возлюбил, упокой его по любви Твоей к людям!» К людям, а не к богословию, не к обрядам и не к правилам.
А люди разные, и они меняются. Меняется даже внешний облик обычного городского прихода: четверть века назад это были всё больше старушки в платках, иной раз с внучатами, тайком от родителей приведенными к причастию. Они приходили в церковь как в тихую гавань после бурной жизни, чтобы оплакать ушедшее и вымолить радость для своих внучат. Тех бабушек с нами уже нет, и немного осталось тех, кто еще помнит и крестные ходы под милицейским надзором, и тайную передачу Евангелия, обернутого в «Известия», и литургию на квартире научного сотрудника, по совместительству – батюшки. Опыт исповедничества.
Другое время – другие проблемы… или только кажется, что они другие? Стоят на службе бодрые молодые люди, пришли не прошлое оплакивать – будущее строить. Множество восстановленных храмов, пышных богослужений, пресс-конференций и телепередач – и скупые цифры социологических опросов. Из тех, кто называет себя православными, в Бога верит примерно половина, молится пятая часть, а регулярно бывает в храме и приступает к таинствам – меньше десятой части. Кто эти люди, чего искали они и не нашли в Церкви? Или даже не искали? И на этом фоне – разлетевшийся многотысячный тираж книги о современных подвижниках, да не о постах и молитвах, а о человеческих чертах, о слабостях и причудах. Так и слышишь: «да расскажите же нам не об обрядах, расскажите о людях! Какие они там у вас, чем живут, чему радуются, от чего страдают? Как примут они нас, неготовых, непросвещенных?»
Мы много говорим о богословии, политике, истории и культуре – благо, христианство неисчерпаемо богато смыслами. Кажется, настало время говорить о людях, и не монументально говорить, не акафистно, а попросту: вот уж какие есть. Говорить не только внешним, чтобы их увлечь, заинтересовать, но прежде всего себе самим, чтобы понять: а какие мы сами? Кто стоит рядом со мной в храме, кто подходит к чаше вместе со мной? Чему можем мы научить друг друга, чем друг другу помочь? Да просто – о чем поговорить?
Первое чудо Христа, о котором рассказывает нам евангелист Иоанн – превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской. Как это по-человечески, как комедийно выглядит: созвали гостей, а с выпивкой не рассчитали, в разгар празднества нечего стало наливать. Ну причем, причем тут Сын Божий, пришедший спасти весь род человеческий? А Он им помог. Для Него нет мелочей, потому что там, где Он, любое событие обретает полноту, повседневность обращается в радость, как вода в тяжелых сосудах – в отборное вино.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Протоиерей Константин Островский: Дело в мрачных родителях Владимир БЕРХИН написал для нас эссе "И с тех пор я такой". Он утверждает: нельзя учить ребенка покаянию, делая акцент на то, какой он плохой, какой он великий грешник. Комментирует протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
Протоиерей Алексий Уминский: Человек как «христианская святыня» Уместно ли ребенку ли ребенку говорить, что он великий грешник? Адаптировать ли для детей опыт святых отцов? Вызвавшую дискуссию статью Владимира Берхина о православном воспитании «И с тех пор я такой», комментирует протоиерей Алексий Уминский
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
«Наши руки в Камбодже»: как живет община бизнесменов и дауншифтеров Православные приходы в Камбодже появились благодаря чудесному исцелению. После того, как у него разбился самолет, русский владелец камбоджийской авиакомпании заболел раком крови и оказался на грани смерти. Но по молитвам местных христиан чудесным образом выздоровел и в благодарность создал в Камбодже православный приход
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Федорино счастье: жизнь и приключения старосты храма Этой бабушке 83 года. Феодора Никитична поет песни и шутит. При этом вот уже 30 лет она — староста одного подмосковного храма. А до этого тридцать с лишним лет без отпусков проработала в колхозе. Вырастила восьмерых детей. Может, она всегда такая радостная, потому что никогда не теряла веру, даже в немецком плену?
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
Личность и Церковь: Человек как загадка и ключ Утро, метро, давка на переходе, улицы Москвы, под завязку заполненные толпами пешеходов и автомобилей. Каждый день ставит передо мной одну и ту же загадку: зачем на свете так много людей, ведь явно уже перебор какой-то? Тем более что друг о друге большинство из них ничего не знает и друг для друга ничего не значит.
Личность и Церковь: Человек выходит из комы Хрестоматийных «злых бабушек» в храме давно нет. В начале девяностых бывали случаи жалоб от прихожан на некорректные замечания старушек-сотрудниц, но мы сотрудниц быстро перевоспитали, а старушки-прихожанки сами перевоспитались. Теперь бабушки, хотя не всегда бывают правы, но почти всегда бывают приветливы с прихожанами.
Бизнесмен на Афоне Сергей РУДОВ, известный российский предприниматель, президент фонда им. преподобного Максима Грека, уже более 50 раз посетил Афон. Как паломничество на Святую гору изменило его жизнь, Сергей рассказал «Нескучному саду».
Почему я не ушла из Церкви «Прийти» в Церковь не сложно. Во всяком случае, всегда найдется приход, где тебя крестят, не допытываясь о серьезности твоих намерений и глубине знаний катехизиса. Формально войти в Церковь легко. А вот остаться – это уже задача совсем иного порядка. Обстоятельства складывались так, что вскоре после крещения я должна была навсегда уйти из Церкви, с досадой хлопнув дверью. Но этого не произошло. Сегодня мне кажется, что Сам Христос держал меня за руку.
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
«Пути Господни»: книга о поиске веры Как русским эмигрантам удалось сберечь веру, а советским людям к вере вернуться, рассказывает в своей книге художник и публицист Ксения КРИВОШЕИНА. Слово автору:
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.