«Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
В старом советском фильме «Подвиг разведчика» есть такая сцена: нацистские офицеры пьют «за нашу победу». Среди них находится советский разведчик. Как ему быть? Пить за победу врага? Или отказаться и выдать себя с головой? Он выждал, пока все выпьют, а потом повторил: «за нашу победу», – и лишь затем выпил сам, имея в виду совсем не то, за что пили остальные. Когда сегодня говорят о «торжестве православия» в связи с выступлениями православных активистов, запрещающих мюзиклы и сдирающих майки, у меня возникает ощущение, что мы тоже подразумеваем под этими словами нечто совершенно разное.
Я крестился весной 1986-го года, шел Великий пост. Я ничего толком не знал о христианстве, разве что Евангелие только почитал, Символ веры не то чтобы был мне не известен – я и не подозревал, что он существует. Учиться приходилось на ходу, но в каждом новом христианине, в каждом церковном обряде, в каждой раскрытой христианской книге я видел нечто новое и прекрасное, так отличавшееся от советского «многословного безмолвия» и «многодумного безмыслия», как называл это Галич. Я видел глубокие смыслы и совсем иные отношения, основанные не на партийности, не на поиске удовольствий и не на материальной выгоде. Нет, у меня не было иллюзий, что все в Церкви – ангелы небесные, слишком очевидно это было не так. Но собираясь вместе, мы стремились к чему-то совершенно иному, высокому и прекрасному. Мы шли ко Христу. А там уж у кого как получалось.
И еще я открывал, что всё самое лучше в русской и мировой культуре, что только было мне известно, не просто созвучно христианству, а вырастает из него, по сути принадлежит ему. Это была радость узнавания, и чтобы найти нечто евангельское в пушкинском «Памятнике» или «Капитанской дочке», вовсе не нужно было искать там «православные маркеры»: батюшек, молебны, иконки и проч. Наоборот, без них даже было интереснее! Оказывается, евангельский дух настолько органичен русской культуре, самому строю русского языка, что Пушкин, даже подражая язычнику Горацию или описывая приключения молодого повесы, становится проповедником христианского отношения к жизни.
А эстрада? Ну что было библейского в группе «Бони-М», под которую выплясывали на пионерских дискотеках? Так оказывается, они пели псалом «на реках вавилонских!» А мюзикл «Иисус Христос – супер-звезда»? Да, там всё неканонично, но ведь это история о том, как наши современники, молодые ребята, встречаются с нашим Учителем и видят в Нем что-то исключительно важное для себя! Я не смотрел тогда этого мюзикла, мне и без него было что читать и что слушать, но сам факт его существования мне никак не мешал – скорее радовал.
Мир очевидным образом лежал во зле, мы были слишком слабы и малочисленны, чтобы его переделать, да и не ставили мы перед собой такой задачи. Скорее, мы хотели переделать самих себя. И мы радовались всему, что только несло на себе отсвет Истины, пусть слабый и несовершенный. В конце концов, и мы приходили ко Христу очень разными путями. Достаточно сказать, что евангельскую историю многие из нас, включая меня, прочитали впервые в «Мастере и Маргарите», а вовсе не в каноническом варианте. Да, Булгаков и не думал подменять собой Новый Завет, но так уж оно получилось. И многие из тех, кого привлек булгаковский Иешуа, пришли к евангельскому Христу. Никаким путем Христос не гнушался, чтобы привести нас к Себе.
С тех пор прошло четверть века. Очень многое переменилось… Если говорить о церковной жизни – восстановлены храмы, крещены люди, изданы книги. Идут богослужения, для проповеди нет никаких препятствий. Жить бы да радоваться. А еще… сбылись с пугающей точностью слова, сказанные еще в 1930-е годы м. Марией (Скобцовой): «Если в Церковь, одаренную терпимостью и признанием со стороны советской власти, придут новые кадры людей, этой властью воспитанные... сначала они, в качестве очень жадных и восприимчивых слушателей, будут изучать различные точки зрения, воспринимать проблемы, посещать богослужения и т.д. А в какую-то минуту, почувствовав себя наконец церковными людьми по-настоящему, по полной своей неподготовленности к антиномическому мышлению, они скажут: вот по этому вопросу существует несколько мнений – какое из них истинно? Потому что несколько одновременно истинными быть не могут. А если вот такое-то истинное, то остальные подлежат истреблению как ложные. Они будут сначала запрашивать Церковь, легко перенеся на нее привычный им признак непогрешимости. Но вскоре они станут говорить от имени Церкви, воплощая в себе этот признак непогрешимости».
Конечно, такое встречалось и прежде, и четверть века назад такого было в церковных стенах, пожалуй, даже больше, чем есть теперь. Но всё тогда было легко объяснить внешним влиянием, даже вливанием «советскости»: ну вот так жила вся страна, неудивительно, что эти настроения проникали и в церковь. Только сейчас я вижу иное: «советскость» накапливается уже у нас внутри, она предъявляет себя остальному обществу, которое взирает на нее с изумлением.
Как раньше комсомольские патрули следили за внешностью стиляг, а потом хиппарей, насильно их стригли и рвали «неправильную» одежду – так теперь православные активисты сдирают с прохожих майки с неверным рисунком. Как на Пасху стояли вокруг храмов кордоны и пускали с разбором (сам проходил через такие), так теперь ряженые казаки не пускают на выставку на «Винзаводе». Не просто повторение пройденного, а шутовская пародия на него. И наконец: прежде запрещали райкомы мюзикл про Христа как вражескую пропаганду, теперь запрещают его от имени православия ровно по тем же основаниям!
Не много ли чести майкам и винзаводам? И не слишком ли много ответственности берут на себя активисты? Пока мы отвечаем за порядок в храме или в собственной душе (второе намного сложнее), нам и то трудно справиться. Но если мы возьмем ответственность за всё, что только происходит в нашей стране, просто надорвемся. С коммунистами примерно так и получилось: добились, чтобы не ходили по улицам «волосатики», чтобы не слушали враждебную музыку, а вот экономику модернизировать сил уже не хватило.
Хотим ли мы объявлять себя большинством? Всё время ведь это звучит: нас очень много, это мы устанавливаем тут правила… Только большинство из этого большинства крайне редко бывает в церкви или не бывает совсем, да и в Бога верят далеко не все. Хотим ли мы именно такое православие принять за норму, с блинами на масленицу, с яичками на Пасху, с освященной водичкой, но без таинств, без Писания и, по сути, без Христа? А придется, если следовать логике большинства. И если закон будет защищать именно его религиозные чувства, то рано или поздно придется по этому закону наказывать тех, кто не дает ему спокойно жить, как ему хочется. За это гнали и пророков, и апостолов, но едва ли нам стоит присоединяться к гонителям.
Словом, если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть, потому что не к этому мы призваны, не в этом смысл нашего христианства. Даже если рассуждать в сугубо земных категориях, нет ничего проще, чем разозлить наших сограждан неустанной борьбой за собственные права, принятием неисполнимых обязательств и тому подобным. Собственно, коммунисты на том и погорели: они слишком надоели всем остальным и даже самим себе, и своей неустанной борьбой в первую очередь.
Неожиданно оказались в наши дни пророческими и стихотворные строки Бродского, которые когда-то казались злой карикатурой: «Входит некто православный, говорит: “Теперь я – главный”». И даже воочию мы увидели на очередном стоянии около суда исполнение слов «Дайте мне перекреститься, а не то – в лицо ударю», причем били девушку – гарантированная победа, в нокаут она активиста не отправит.
И вот что печальнее всего… Когда был осквернен храм, мы услышали четкую и ясную позицию наших пастырей и архипастырей, выступивших против этого осквернения, и с тех пор она была многократно повторена. А вот после выступлений наших собственных активистов звучат лишь общие слова о недопустимости противостояния и проч. – но так, что их можно совсем не услышать или, услышав, не отнести к себе. Наверное, есть надежда, что «некто православный» поможет разобраться с врагами и добыть у государства некие преференции. А когда потребуется, с ним легко можно будет справиться…
Только это мало у кого в истории получалось - остановить победителя, познавшего вкус победы. И еще труднее – уговорить побежденных, что им теперь не нужен реванш. А как оно бывает, когда на защиту своих прав в массовом порядке выходят неверующие, мы уже знаем. Как аукнется, так оно, увы, и откликнется.
Так что не стану я пить за вашу победу, дорогие православные активисты – она точно не будет Христовой.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
"2,5% заключенных - верующие" Какой смысл сами сотрудники учреждений пенитенциарной системы вкладывают в свою деятельность? Как они представляют себе сотрудничество с Церковью? Об этом главный редактор "НС" Юлия Данилова спросила <b>Виталия Полозюка</b>, первого заместителя начальника ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста РФ по воспитательной работе с осужденными, полковника внутренней службы, принимавшего участие в X Рождественских чтениях
Протоиерей Алексий Уминский: Человек как «христианская святыня» Уместно ли ребенку ли ребенку говорить, что он великий грешник? Адаптировать ли для детей опыт святых отцов? Вызвавшую дискуссию статью Владимира Берхина о православном воспитании «И с тех пор я такой», комментирует протоиерей Алексий Уминский
«Наши руки в Камбодже»: как живет община бизнесменов и дауншифтеров Православные приходы в Камбодже появились благодаря чудесному исцелению. После того, как у него разбился самолет, русский владелец камбоджийской авиакомпании заболел раком крови и оказался на грани смерти. Но по молитвам местных христиан чудесным образом выздоровел и в благодарность создал в Камбодже православный приход
Обзывалки и геенна огненная Сейчас многие считают возможность материться в Сети признаком свободы. Но в Нагорной проповеди Христос сказал, что даже за слово "безумный" наказанием будет геена огненная? О чем речь, почему можно критиковать конкретные поступки и мнения другого человека даже в резкой форме, а переходить на личности и выносить суд об этом человеке нельзя, поясняет публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Протоиерей Константин Островский: Дело в мрачных родителях Владимир БЕРХИН написал для нас эссе "И с тех пор я такой". Он утверждает: нельзя учить ребенка покаянию, делая акцент на то, какой он плохой, какой он великий грешник. Комментирует протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.