На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 10 (81)'2012

Евангельские группы: разум и чувства


Версия для печати
02.10.12, 09:30

Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала в некоторых из групп совместного чтения Евангелия них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее изучать Евангелие в группе, и зачем это нужно?


Между строк

Ходить на групповое чтение Евангелия я стала случайно. Просто у нас на приходе, в храме Покрова Богородицы в Красном Селе, организовалась группа волонтеров, помогающих бездомным. И по понедельникам мы решили проводить организационное собрание. Среди нас были люди малоцерконые. Да, впрочем, и для церковных требовалось какое-то духовное объединение. Чтобы мы ни на секунду не забывали, ради Кого мы этим занимаемся. На собраниях мы стали читать Евангелие. Оказалось, что это удивительно сосредотачивает. И заставляет взглянуть на бесконечно знакомый текст по-новому. Я была совершенно уверена в том, что встречи по изучению Писания везде проходят одинаково — как наши, разумеется. И с удивлением обнаружила, что это совершенно не так.

Сотрудник Центра духовного развития молодежи при Даниловом монастыре и ведущий евангельских кружков Федор Ярмош убежден: разнообразие необходимо. «Сейчас столько людей пришло в Церковь, все они отличаются внутренним миром, психикой, исканиями. Поэтому и Евангелие стоит изучать разными способами. Во-первых, самому хоть раз прочесть весь текст. Во-вторых, дома читать толкования. Плюс собраться с такими же, как он, в группе», — считает Федор. Для себя он разделяет группы по принципу отношения к познанию Бога: «Ведь зачем мы читаем Евангелие? Ради того, чтобы встретиться со Христом. Возможно, это слишком возвышенная фраза, но суть сводится к этому». Но такие встречи могут быть разными, как и виды евангельских групп.

Например, группы библеистского толка. Акцент здесь делается на правильном понимании текста с научной точки зрения. Здесь равно важны и версии перевода, и историко-культурный контекст. Наша приходская евангельская группа оказалась именно из этой категории. Помимо синодального перевода мы используем и сравниваем между собой несколько источников. Церковнославянский, древнегреческий, древнееврейский текст. Нюансы перевода дают возможность понять, что же имелось в виду в спорных местах.

Какие такое достоинство Иуды воспринят апостол Матфей, например? Если посмотрим в церковнославянский текст, то обнаружим, что там написано «епископство». Все сразу же встает на свои места. Бывают и более сложные случаи, когда приходится разбирать исторический, ветхозаветный контекст, привлекать лекции по богословию, святоотеческий комментарий и т. д.

Возможно, кому-то такой подход покажется слишком упрощающим или рационалистичным — мол, мы делаем вид, что все дело в словах, а как же быть с высокими смыслами? Возможно, такой кружок больше подойдет для людей, склонных к интеллектуальному исканию. Подобные собрания часто выливаются и в миссионерскую активность. При этом от ведущего требуется большой набор разносторонних знаний. Оптимальным модератором для такого кружка окажется священник.

Непререкаемые авторитеты

В храме святого апостола Фомы на Кантемировской чада иерея Даниила Сысоева продолжают дело своего наставника. Здесь явно готовят миссионеров: обязательно учат отрывки из Нового Завета наизусть, находят в тексте места, полезные для ведения дискуссии с инославными. Чтобы вовлечь всех присутствующих в обсуждение, ведущий Виктор Куприянчук придумал такую схему: вопросы по тексту исходят не от него. Их задают друг другу по цепочке. Мне пришлось выкручиваться и отвечать на непростой вопрос соседки справа. Зато потом пришлось — уже над моим вопросом — поломать голову девушке слева от меня. Таким образом выявляются сложные и спорные места в прочитанном отрывке. Точку в дискуссии ставит чтение толкования святых отцов. При мне читали комментарии Феофилакта Болгарского.

Место из Писания, которые мы обсуждали, было довольно непростое — о том, что Иуда «низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его» (Деян. 1: 18). Так что же случилось с Иудой? Версий у нас было множество. Святитель Феофилакт же со слов ученика апостола по имени Папий приводит историю о том, что дерево, на котором повесился предатель, не выдержало его, и он не смог удавиться. А заболел неизвестной болезнью, от которой раздувался до чудовищных размеров, пока наконец не лопнул. И в том месте по сей день стоит страшная вонь. История эта потрясла мое воображение. Так что, у Иуды была возможность покаяться, раз он не покончил с собой? Все очень хотели услышать от ведущего комментарий. Но тот сказал только, что у святителя Феофилакта есть ссылка, что Папий сам передает эту историю с чужих слов. Следовательно, это лишь слухи. По правилам кружка, толкования святых отцов комментировать не положено. И мое любопытство осталось неудовлетворенным.

Федор Ярмош разъяснил мне, в чем тут дело: «Группу храма апостола Фомы я бы отнес к разряду библейской катехизации. Там акцент делается именно на познании Духа Святого, действующего в Церкви, прежде всего через познание толкований святых отцов. Ведь Святой Дух — соавтор Божественного Писания, и Он действовал через богодухновенных авторов, которые создавали Писание. Он же действовал и через святых отцов, которые толковали Писание. И в этой группе акцент делается на познании именно этого толковательного аспекта. Такие кружки часто принимают дидактический вид. Я считаю, что хорошо бы, чтобы такого рода кружки вел священнослужитель. Потому что к священнику относятся как к педагогу, люди склонны к нему прислушиваться».

Струны души

В трапезной храма святой мученицы Татианы при МГУ за чтением Евангелия собрались четыре девушки и два мужчины. «Здесь я воспитываю в себе смирение, — говорит Олег, внушительного вида человек в летах. — Когда я сюда шел, я думал, вести кружок будет батюшка. А тут мало того что не батюшка, так еще и девушка ведет!» Руководит собранием Татьяна, катехизатор из того же Центра духовного развития молодежи. Уже третий год эта группа читает Евангелие от Луки — за одну встречу разбирают стихов по пять. Зато как подробно! Прощупывают каждое слово, каждую запятую. После молитвы Татьяна просит Олега прочитать отрывок из Евангелия. Затем каждый отвечает на стандартный набор вопросов: что мне непонятно? что меня поразило больше всего в этом тексте? чему этот отрывок учит меня? Акцент делается на личном восприятии текста.

За два часа я узнала о собравшихся массу информации. Кто из какой семьи, кто откуда приехал и т. д. Потому что, разбирая текст Писания, его прилагают непосредственно к своей жизненной ситуации. Вот сейчас, в данную секунду я поступаю по слову Евангелия или нет? А вчера? А как мне следует поступить завтра? При этом, читая Евангелие дома, каждый ограничен своим личным опытом. Здесь же происходит взаимообмен. «У каждого есть некий внутренний фильтр. Казалось бы, ты уже сто раз прочел этот отрывок и все толкования наизусть знаешь. Но он от этого тебе не стал ближе. А тут ты вдруг услышишь такую историю о том, что для другого значит этот отрывок, что он, наконец, заживет и в тебе, и ты поймешь, о чем это. Это как соборность в Церкви», — убеждена Татьяна Зайцева.

Мне так и не удалось выдавить из себя ни слова. Почему-то мне стало казаться, что мои переживания совершенно не важны для других. Да и сказать было как-то нечего. Мои сомнения развеял второй молодой человек, Михаил: «Мне здесь не сразу понравилось. Но я решил попробовать походить. Сначала молчал, а с третьего раза как прорвало». Впрочем, по опыту Татьяны, ведущей, некоторых «прорывает» и с первого раза. Тут все зависит от отношений в группе, от открытости ее участников. Причем буквально от каждого присутствующего.

И это неудивительно, ведь оптимальное количество членов группы по опыту Татьяны — не более 12 человек. Если же собирается больше 15 человек, ведущему уже сложно обо всем позаботиться. Тогда начинаются проблемы с «выскочками» — с теми, кто всегда активно выступает, отвечает на вопросы. В таких случаях необходимо устанавливать четкую дисциплину. Впрочем, и на той группе, где довелось побывать мне, тоже действуют четкие внутренние правила: собравшиеся не перебивают друг друга, слово предоставляется каждому, оценку (например, это ерунда и т. д.) высказываниям другого давать нельзя.

Святые отцы и тут присутствуют за столом и задают общий вектор беседы. Точно так же ведущий должен обладать знаниями по библеистике. Но главным в этой евангельской группе становится именно то, что поражает собравшихся в этом тексте больше всего — не кого-то вообще, а конкретно этих людей. «Здесь мы делимся своими чувствами, переживаниями и соображениями — а как же нам ту или иную заповедь Христа в свою жизнь воплотить? И я бы назвал именно эти группы собственно евангельскими, — подытоживает Федор Ярмош. — То есть если первое — это академические группы, где особенно важен интеллектуальный поиск, то второе — это евангельские группы в чистом виде, где слово Божие мы стараемся пропустить через сердце».

По мнению Татьяны Зайцевой, при чтении Писания в группе общение происходит сразу на двух уровнях — с Богом и ближним, это вертикальная и горизонтальная встреча одновременно.

Практикум

Собственно евангельские группы лучше всего годятся для того, чтобы их вел мирянин. Конечно, он должен знать основы катехизиса, прочитать заранее толкования святых отцов. «Мне часто приходилось сталкиваться с тем, что человек даже воцерковленный, но не прошедший катехизацию не может оценить значение отрывка в контексте, уловить его более широкий смысл, а для этого нужно знать не только Новый, но и Ветхий Завет», — убеждена Татьяна Зайцева. Но при этом ведущий группы никого ни в чем не наставляет. Он скорее модератор, помогающий другим высказаться, следуя его собственному примеру. Но подготовка дает возможность вовремя отследить догматические промахи, если такие возникнут.

Главное тут — не возгордиться и не возомнить себя особенными, избранными. «Надо отдавать себе отчет в том, что при чтении Евангелия у вас будет возникать больше вопросов, чем верных ответов на них. Важно не мнить о себе слишком много», — делится опытом Татьяна. Если группа существует при приходе, такого не происходит. Ведущий обычно находится в контакте со священником, и тот следит за делами в общине. Если же группа организована у кого-то дома, хорошо получить благословение священника, что поможет ощущать себя частью Церкви, считает Татьяна: «Пока члены группы остаются полноправными членами Церкви, участвуют в Таинствах, они включены в нечто большее, чем свои собственные мысли. Чтение Евангелия не должно затмевать собой Таинства, иначе есть риск скатиться в сектантство».

Если вы хотите организовать евангельскую группу или присоединиться к уже существующей, зайдите на сайт http://predanie.ru. Тут собрана информация по поводу большинства существующих на территории России евангельских групп. Там же есть и практические материалы о том, как организовать группу. Там же вы найдете и святоотеческие толкования, и современные комментарии.

Более того, существуют группы, которые читают Евангелие по скайпу. Используя при этом функцию видеоконференции. «Это очень удобно для тех, у кого в городе, допустим, нет евангельского кружка. А необходимость посещать группу есть», — говорит Татьяна Зайцева, ведущая групп.

Так что первое — найти единомышленников. Пусть даже и в скайпе.

Анна ПАЛЬЧЕВА

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Евангелие  Опыт веры 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.