Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Ходить на групповое чтение Евангелия я стала случайно. Просто у нас на приходе организовалась группа волонтеров, помогающих бездомным. И по понедельникам мы решили проводить организационное собрание. Среди нас были люди малоцерконые. Да, впрочем, и для церковных требовалось какое-то духовное объединение. Чтобы мы ни на секунду не забывали, ради Кого мы этим занимаемся. На собраниях мы стали читать Евангелие. Оказалось, что это удивительно сосредотачивает. И заставляет взглянуть на бесконечно знакомый текст по-новому. Я была совершенно уверена в том, что встречи по изучению Писания везде проходят одинаково – как наши, разумеется. И с удивлением обнаружила, что это совершенно не так.
Сотрудник Центра духовного развития молодежи при Даниловом монастыре и ведущий евангельских кружков Федор Ярмош убежден: разнообразие необходимо. «Сейчас такое многообразие людей пришло в Церковь, все эти люди с разной психикой, с разными исканиями. Поэтому и Евангелие стоит изучать разными способами. Во-первых, самому хоть раз прочесть весь текст. Во-вторых, дома читать толкования. Прочитал сегодняшний Евангельский отрывок, чтобы понимать, что будет на службе. Плюс собраться с такими же, как он, в кружке», — считает Федор. Он провел собственную классификацию кружков и разделает их по принципу отношения к познанию: «К познанию Бога, конечно. Ведь зачем мы читаем Евангелие? Ради того, чтобы познать Бога, увидеть что-то для себя, встретиться с Иисусом Христом. Возможно, это слишком возвышенная мистическая фраза, но суть сводится к этому».
Непререкаемые авторитеты
В храме св. апостола Фомы на Кантемировской чада иерея Даниила Сысоева продолжают дело своего наставника. Здесь явно готовят миссионеров: обязательно учат отрывки из Нового Завета наизусть, находят в тексте места, полезные для ведения дискуссии с инославными. Чтобы вовлечь всех присутствующих в обсуждение, ведущий Виктор Куприянчук придумал такую схему: вопросы по тексту исходят не от него. Их задают друг другу по цепочке. Мне пришлось выкручиваться и отвечать на непростой вопрос соседки справа. Зато потом пришлось – уже над моим вопросом – поломать голову девушке слева от меня. Таким образом выявляются сложные и спорные места в прочитанном отрывке. Точку в дискуссии ставит чтение толкования святых отцов. При мне читали комментарии Феофилакта Болгарского.
Место из Писания, которые мы обсуждали, было довольно непростое – о том, что Иуда «…низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его" (Деян 1:18). Так что же случилось с Иудой? Версий у нас было множество. Святитель Феофилакт же со слов ученика апостола по имени Папий приводит историю о том, что дерево, на котором повесился предатель, не выдержало его, и он не смог удавиться. А заболел неизвестной болезнью, от которой раздувался до чудовищных размеров, пока, наконец, не лопнул. И в том место по сей день стоит страшная вонь. История эта потрясла мое воображение. Так что, у Иуды была возможность покаяться, раз он не покончил с собой? Все очень хотели услышать от ведущего комментарий. Но тот сказал только, что у святителя Феофилакта есть ссылка, что Папий сам передает эту историю с чужих слов. Следовательно, это лишь слухи. По правилам кружка, толкования святых отцов комментировать не положено. И мое любопытство осталось неудовлетворенным.
Федор Ярмош разъяснил мне, в чем тут дело: «Группу храма ап. Фомы я бы отнес к разряду библейской катехизации. Там акцент делается именно на познании Духа Святого, действующего в Церкви. Прежде всего, через познание толкований святых отцов. Ведь Святой Дух – соавтор Божественного Писания, и Он действовал через богодухновенных авторов, которые создавали Писание. Он же действовал и через святых отцов, которые толковали Писание. И в этой группе акцент делается на познании именно этого толковательного аспекта, дарованного так же Святым Духом. Такие кружки часто принимают дидактический вид. Я считаю, что хорошо бы, чтобы такого рода кружки вел священнослужитель. Потому что к священнику относятся как к педагогу, люди склонны к нему прислушиваться, он обладает авторитетом, некоторым знанием. А плюс к этому еще и дарами Святого Духа».
Между строк
Совершенно иной тип кружка – это группа библеистского толка. Акцент здесь делается на правильном понимании текста именно с научной точки зрения. А к Писанию подходят, в первую очередь, именно как к тексту. «Я бы сказал, что тут делается акцент на том, что Бог оставляет след в этом мире — прежде всего, Он оставляет этот след в жизни Церкви. Так же, в частности, в этом тексте. И мы изучаем Бога через этот след, который Он оставил. На людях в том числе. Христос с кем-то встретился, с кем-то пообщался, и мы теперь изучаем этот след», — так это описывает Федор Ярмош.
Надо сказать, что наша приходская евангельская группа оказалась именно из этой категории. Помимо Синодального перевода, мы используем и сравниваем между собой несколько источников. Церковнославянский, древнегреческий, а в некоторых случаях привлекаем и древнееврейский текст. И стараемся понять, что же имелось в виду в спорных местах.
Какие такое достоинство Иуды воспринят апостол Матфий, например? Если посмотрим в церковнославянский текст, то обнаружим, что там написано «епископство». Все сразу же встает на свои места. Бывают и более сложные случаи, когда приходится разбирать исторический контекст, привлекать лекции по богословию и т.д.
Возможно, кому-то такой подход покажется слишком упрощающим – мол, мы делаем вид, что все дело в словах, а как же быть с высокими смыслами? Но вот своим опытом делится Федор: «Я однажды присутствовал на кружке, где на занятиях подряд разбирали первый псалом. Ведущий, обладающий колоссальным багажом знаний, приводил огромное количество параллелей из других мест Писания. Так что тут многое зависит от того, насколько у присутствующих и у ведущего есть желание и знания для того, чтобы погрузиться во все эти тонкости». Такой миссионерски ориентированный кружок больше подойдет для людей, которые находятся на пороге Церкви, для тех, кто еще раздумывает, у кого есть интеллектуальное искание. Такие кружки часто рождают миссионерскую активность. От ведущего требуется большой набор разносторонних знаний. Скорее всего, оптимальным человеком для ведения кружка и здесь окажется священник.
Струны души
В трапезной храма св. мч. Татианы при МГУ за чтением Евангелия собрались четыре девушки и два мужчины. «Здесь я воспитываю в себе смирение», — говорит Олег, внушительного вида человек в летах. – Когда я сюда шел, я думал, вести кружок будет батюшка. А тут мало того, что не батюшка, так еще и девушка ведет!» Руководит собранием Татьяна, катехизатор из того же Центра духовного развития молодежи. Уже третий год эта группа читает Евангелие от Луки – за одну встречу разбирают стихов по пять. Зато как подробно! Прощупывают каждое слово, каждую запятую. После молитвы Татьяна просит Олега прочитать отрывок из Евангелия. Затем каждый отвечает на стандартный набор вопросов: Что мне непонятно? Что меня поразило больше всего в этом тексте? Чему этот отрывок учит меня?
За эти два часа я узнала о собравшихся массу информации. Кто откуда приехал, кто где и с кем живет, и т.д. Потому что слова Христа надо было прилагать к своей собственной жизненной ситуации. Причем именно той, в которой находишься прямо сейчас. Мне сказать почему-то было нечего. Мои сомнения развеял второй молодой человек, Михаил: «Мне здесь не сразу понравилось. Но почему-то я решил остаться и начал ходить. Сначала молчал, а с третьего раза как прорвало».
«Я бы назвал именно эти группы собственно евангельскими кружками», — говорит Федор Ярмош. То есть, если первое это катехизация, второе – академические группы, то третье – это как раз и есть евангельский кружок в чистом виде. Акцент делается на личностном восприятии текста. То есть, мы смотрим на то, какой след оставляет текст в душе человека, как он влияет на душу участника. Безусловно, святые отцы точно так же присутствуют за столом и задают общий вектор беседы. Точно так же ведущий может и должен обладать какими-то знаниями по библеистике. Но акцент делается именно на то, что конкретно собравшихся здесь поражает в этом тексте больше всего? То есть, если в первом кружке мы прочтем, что так поступать надо и никуда от этого не деться, во втором кружке мы узнаем, что вообще-то, бьют обычно по левой щеке, потому что бьют с правой стороны. И начнем разбираться, почему было сказано именно так. А здесь мы делимся своими переживаниями по поводу того, а как же нам это в свою жизнь воплотить»?
Именно такие группы лучше всего годятся для того, чтобы их вел мирянин. Конечно, модератор должен быть подготовлен, должен прочитать заранее толкования святых отцов и т.д. Но он тут никого ни в чем е наставляет. Он, скорее, модератор. И просто предлагает другим высказаться, следуя его собственному примеру. При этом не стоит слишком опасаться того, чтобы впасть в какую-нибудь ересь. За все годы ведения евангельских кружков Федор сталкивался с подобной ситуацией лишь однажды. Да и то, члены группы осудили своего собрата прежде, чем модератор успел раскрыть рот. Так что бояться не стоит.
Практикум
Если вы хотите организовать евангельскую группу или присоединиться к уже существующей, зайдите на сайт
http://predanie.ru. Тут собрана информация по поводу большинства существующих на территории России евангельских групп. Там же есть и практические материалы о том, как организовать группу. Там же вы найдете и святоотеческиетолкования, и современные комментарии.
Более того, существуют группы, которые читают Евангелие по скайпу. Используя при этом функцию видеоконференции. «Это очень удобно для тех, у кого в городе, допустим, нет евангельского кружка. А необходимость посещать группу есть», — говорит Татьяна Зайцева, ведущая кружков.
Конечно, желательно, чтобы у ведущего была какая-то подготовка. Но ни о каком стандарте образования для модераторов евангельских встреч говорить не приходится. Можно пойти на курсы катехизатров при Синодальном отделе по религиозному образованию. Впрочем, Федор Ярмош призывает всех не стесняться и браться за дело: «Если собрались просто пять друзей почитать Евангелие, то их компетенция ниже, ответственность ниже и спрос с них меньше. И они понимают, что многие вопросы могут на этот раз остаться без ответов. И перед ними встает задача к следующему кружку найти ответ на этот вопрос».
Так что главное тут – найти единомышленников. Пусть даже и в скайпе.
Анна ПАЛЬЧЕВА
Версия для печати
Тэги:
Духовная жизнь
Общество
Евангелие
Община
Миссия
Опыт веры