Йозеф Бойс позировал с мертвым зайцем. Анатолий Осмоловский – с головой мертвой старухи. Демиен Херст выставил на продажу за астрономическую сумму человеческий череп, обложенный бриллиантами. В центре Москвы проходит выставка пластифицированных человеческих тел. Почему современное художников интересует уже не просто изображение смерти, а сами скелеты и трупы? Рассуждает Андрей ЯХНИН Гюнтер фон Хагенс
В самом центре Москвы открылась выставка под названием «Тайны тела. Вселенная изнутри». На ней представлены настоящие мертвые тела людей и отдельные внутренние органы, прошедшие специальную процедуру консервации с помощью полимерных материалов. Эта процедура, представляемая как новейшее научное достижение, на самом деле не имеет никакого практического применения, за исключением создания экспонируемых объектов из некогда живых человеческих тел. Выставка бодро рекламируется как невероятно полезная с «познавательной» точки зрения, поскольку позволяет широкому кругу зрителей ознакомиться с азами анатомии. Более того, на эту выставку приглашаются дети, как с родителями, так и в составе учебных экскурсий.
Перед нами серьезный феномен, требующий внимательного анализа. Он представляет собой некое продолжение деятельности известного паталогоанатома и по совместительству художника Гюнтера фон Хагенса, по прозвищу «доктор смерть». Именно он изобрел этот метод консервации тканей человеческого тела и применил его для своих скандальных выставочных проектов существующих на грани современного искусства и околонаучного оккультизма. Это обеспечило им в свое время огласку и успех, сопровождаемый судебными делами в Германии и Италии.
Но прежде чем более подробно остановиться на деятельности фон Хагенса, необходимо совершить краткий исторический экскурс.
Идея десакрализации мертвого тела, священность которого является частью христианского мировоззрения, восходит еще ко времени Возрождения. Тогда человеческое тело постепенно стало восприниматься не как неотделимая часть человеческой личности, которая расстается с бессмертной душой лишь до всеобщего воскресения, а как отдельная субстанция. Основанием здесь было не только возвращение к эллинистическим традициям платонизма, но и глубокое проникновение оккультных идей средневековья в зарождающуюся светскую культуру и науку. Трактаты о теле философов и художников Возрождения насквозь пропитаны этим оккультизмом, человеческое тело воспринимается ими как часть космогонии обезбоженного и развоплощенного мира.
Эти концепции с особой силой возродились в Новое Время в результате распространения идей Просвещения в Европе. Так в ХIХ –ом веке получили широкое распространение публичные лекции со вскрытием мертвых тел и демонстрацией внутренних органов и тканей.
ХХ-й век характерен возникновением нового феномена под названием «современная культура». Она уже не является культурой в ренессансном, а тем более, в христианском понимании этого слова. Если в центре христианской культуры, еще неразделимой с культом, стоял Бог, а в центре культуры Ренессанса стоял человек, то основой так называемой «современной культуры», стал человек падший, культивирующий свою падшесть, воспринимаемую им как «свободу». И эта культура впитала в себя все темные оккультные учения и идеи, в том числе и касающиеся человеческого тела.
Таким рубежом культур можно считать начало ХХ-го столетия ознаменовавшегося в России явлением под названием «Серебряный век». Возникший тогда конгломерат теософских и антопософских идей с общественными, религиозными и культурными процессами является предтечей рассматриваемого нами феномена.
Антропософы воспринимали человеческое тело, как субстанцию, подлежащую постоянному развитию и совершенствованию от «низшего» к «высшему» в результате своей связи с невидимым астральным миром. Это было сознательное и последовательное стирание из культуры и жизни представления о Боговоплощении, которое освятило человеческую природу соединением ее с природой Божественной. Такие демонические идеи не отрицали всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда, ибо и бесы веруют, и трепещут.(Иак. 2-19). Однако в отличие от христианского вероучения, воскресение воспринималось не как воссоединение с телом для новой жизни в Царствие Небесном, а как восстание из пепла, продолжение тяжелого пути «свободного познания», начатого еще с грехопадения, иными словами как вечная богооставленность и смерть. Так Андрей Белый, известный поэт серебряного века и в то же время антропософ и ученик Рудольфа Штейнера, писал: «Лазурь – символ высоких посвящений, золотой треугольник – атрибут Хирама, строителя Соломонова храма. Мир до срока постигнутый в золоте и лазури сгорает рассыпаясь. Пеплом вместе с ним сгорает постигающий, чтобы восстать из мертвых для длительного пути» .
Современная культура прошла большой путь с начала века, трансформировавшись через модернизм и постмодернизм в неотъемлемую часть современной постхристианской цивилизации, сохранив при этом свою основную онтологическую черту – полную подчиненность мятущемуся падшему духу, постулируемую как свободу от табу. Одним из таких табу является традиционное христианское отношение к человеческому телу. Гуру современного искусства и философии Жан Бодрийяр, сказал об этом: «На предыдущей, религиозной стадии смерть была явной и признанной, а сексуальность - запретной. Сегодня все наоборот» .
Современное искусство, являющееся важнейшей частью современной культуры обладает богатейшей историей использования человеческих тел в выставочной практике. Здесь можно упомянуть и «классика» венского акционизма Георга Нитша, устривающего страшные и кровавые сатанинские оргии поставленные по евангельским сюжетам, и деятельность художник-феминисток, позирующих в обнаженном виде с фаллоимитаторами.
Однако экспонирование настоящих мертвых тел, впервые предпринятое Гюнтером фон Хагенсом в 1995 году – относительно новое явление. Здесь мы видим с одной стороны предельное выражение демонического развоплощения мира, культ абсолютной и вечной смерти, с другой стороны соблюдение всех необходимых законов, необходимых для формата успешного проекта современного искусства. Успех этой передвижной выставки, состоящей из пластифицированных мужских и женских мертвых тел, имитирующих половые акты, придавали скандалы, которые неизменно сопровождали ее во всех странах. Так в Германии появилась информация, что для мумификации использовались купленные по бросовой цене трупы китайских заключенных, а в Израиле женщина узнала в одном из экспонатов тело своего возлюбленного, с которым не виделась много лет.
Сам Гюнтер фон Хагенс утверждает, что его выставка – это лишь попытка «по-новому» взглянуть на человеческое тело и попытка пересмотреть «устаревшие» запреты и табу, связанные с ним. При этом он старательно прячет свое бледное лицо и стеклянный взгляд под широкими полями черной шляпы, которую он никогда не снимает в публичном пространстве. Этим образом Гюнтер фон Хагенс, сознательно отсылает нас к своему предшественнику и гуру современного искусства Йозефу Бойсу, шаману и оккультисту. Его фотография с известной акции «как объяснить современное искусство мертвому зайцу», где он позирует с изуродованным гримом мертвенным лицом и дохлым зайцем поразительным образом напоминает силиконовые лица трупов фон Хагенса.
Таким образом, выставка проходящая в Москве, не просто растиражированный в коммерческих целях проект «доктора смерть», а продолжение разрушительного демонического вектора в современной культуре. И пока мы не осознаем его истинное духовное содержание, мы по-прежнему будем играть роль мертвого зайца, которому объясняют что такое современное искусство.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Авангардист и Церковь Во взаимоотношениях Церкви и современного искусства произошел любопытный прецедент. Известный художник-авангардист Гор Чахал готовился к выставке в Центре современного искусства «Винзавод». Неожиданно, как рассказывает сам художник в своем интернет-дневнике, «"Винзавод" отказался быть соорганизатором выставки, снял с себя всю ответственность за ее проведение и потребовал официального письма от Московской Патриархии, в котором было бы ясно указано, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке»
Выставка лучших художников-иллюстраторов в «Покровских воротах» С 11 по 23 апреля в культурном центре «Покровские ворота» пройдет выставка детской иллюстрации «Книжка с картинками». Издательство «Никея» представляет работы выдающихся современных художников-иллюстраторов. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Выставки в МУАРе: Неведомые храмы исчезнувшей страны Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было».
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Искусство есть мечтать и видеть сны В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке до конца сентября открыта экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует». Это именно экспозиция, а не выставка в привычном смысле. Ее жанр многосоставен и сложен, соответствует теме «современное искусство для неофитов».
Отчеканенный праздник В Эрмитаже развернуты три интересные экспозиции: «Гроза двенадцатого года», «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях) и «Оловянные солдатики в Эрмитаже»
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
«Преодоление»: Выставка о гонениях на Церковь, которую обязательно надо увидеть 7 ноября в Музее современной истории России открылась выставка о подвиге, жизни и судьбе Церкви в СССР. Экспонаты уникальны: облачение патриарха Тихона и хирургические инструменты архиепископа Луки, протоколы допросов новомучеников и книжки свяшенников-ренегатов, потиры для лагерной Литургии, сделанные из стаканов и многое-многое другое. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Русская Палестина в центре Москвы: в «Манеже» открылась выставка Палестинского общества 5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.