Есть в православном обиходе тема, которая для одних словно бы неприлична, а у других вызывает возбуждение и бойцовский задор. Это тема масонства. В этой области предостаточно мифологии. Между тем в интернете есть официальные сайты масонских лож России, имеются книги с исследованиями их деятельности. Может, не такое оно и тайное, это масонское сообщество? О «вольных каменщиках», мифических и реальных, рассказывает Алексей Иванович БОЛДЫРЕВ, доцент кафедры русской философии философского факультета МГУ.
Хранители
Для того чтобы разговор о масонстве был более-менее серьезным, надо попытаться дать определение, а что это такое? Хотя бы в самом общем виде. Формально это не религия, и, вместе с тем, это нечто «религиозное», в особенности связанное с христианством; есть в масонстве представления и о Боге, об Абсолюте, об аскетике, о молитве… Только все эти представления словно разбросаны на поле широкой религиозной свободы – кто что подберет. В ряде случаев масон может быть и пантеистом, и деистом, и даже считать себя православным. Русские масоны XIX века, например, опирались в своих духовных исканиях на Библию, святоотеческие писания, а также некоторые обновленческие течения западного христианства и мыслителей, стоящих вне прямой церковной традиции.
Масонов не назовешь клубом по интересам, поскольку они не ставили своей целью развлечься или просто обменяться мнениями. Это и не политическая организация в её чистом виде. По крайней мере, в русской масонерии до XX века эзотерическое всегда доминировало над политическим.
Так, путем перебора разных понятий можно прийти к выводу, что масонство – это особое религиозно-нравственное движение. Такое определение при всей его абстрактности вернее всего выражает как близость к мистике и эзотерике, так и стремление к нравственному совершенству масонов. Их цель – самопознание, самосовершенствование, через приобщение к тайным знаниям о мире, Боге и человеке, но, главное, к специфической посвятительской практике (инициации). Брат масон должен быть просвещенным, добродетельным, духовно развитым гражданином не столько своей страны, сколько всего мира. И всех, достойных посвящения, он должен вести к просвещенности, добродетели и духовному развитию.
Собственно, масонство в его современном виде и возникло на волне эпохи Просвещения, когда авторитет Церкви был по многим причинам не просто подвергнут сомнению, но в значительной степени утрачен. Вся Европа буквально в одночасье покрылась сетью тайных обществ. В России, например, в результате петровских реформ вестернизированное дворянство оказалось оторвано от Церкви, и без того ослабленной предшествующим расколом, а священник стал, по слову Пушкина, «не вхож в порядочное общество». И православная практика духовного устроения личности казалась нашим дворянам чем-то весьма архаичным, грубым и годным разве что для простонародья.
Авторитетным для аристократов сделалось Знание с большой буквы, которое отнюдь не отвергает светские «науки, искусства и ремесла», и, вместе с тем, «спасает» от наскоков всяческого вольнодумства и атеизма все ещё драгоценные для многих истины о бытии Божьем и бессмертии души. Представления о происхождении этого самого Знания черпались из самых разнообразных источников, создавая духовную сумятицу и ничем не ограниченную самонадеянность. Ведь корни масонского знания тайны и сокровенны, а, значит, не всем доступны. К слову пришлись «мудрость египетских жрецов», христианских гностиков, традиции легендарных тамплиеров или, например, еврейское средневековое мистическое учение Каббала. Поддерживалась фантастическая концепция, что все эти тайны чудесным образом передавались из поколения в поколение и, в конечном счете, дошли до масонов. Для чего надо было выстраивать такую генеалогию масонских идей?
Масоны были ловцами душ. Да и всякая, даже самая тайная организация нуждается в притоке свежей крови и в силу этого вынуждена как-то открываться миру. Спертый воздух сектантской замкнутости неизбежно обрекает на маргинальность и духовное вырождение. Поэтому масоны, рекрутируя в свои ряды, часто для вящей популярности подделывали древние акты, старинные рукописи, доказывая свое древнее происхождение: «Идите к нам, мы знаем то, что не знает никто, ибо в профанной культуре все это давно утрачено»! В конечном счете, в ряде организаций заявили, что они наследники еще Первоадама. Что якобы Адам в раю получил высшее знание от Бога, которое не было до конца забыто после грехопадения. И среди многочисленных адамовых потомков, рассеянных Богом по всему лицу земли после вавилонского столпотворения, это тайное знание по цепочке передавалось из поколения в поколение. Масон Иван Перфильевич Елагин, статс-секретарь императрицы Екатерины Великой писал, что знание масонства «та самая премудрость, которая от начала мира у патриархов и от них преданная, в тайне священной хранилась в храмах халдейских, египетских, персидских, финикийских, иудейских, греческих и римских и во всех мистериях или посвящениях еллинских…». Далее перечисляются почти все известные к тому времени духовные традиции человечества. Таким образом, масоны высказали претензии на обладание универсальным подлинно эзотерическим знанием. Именно масоны, дескать, владеют эффективными технологиями преображения падшей природы человека.
Но почему религиозно-нравственное движение, казалось бы проповедующее всем известные христианские добродетели, филантропию – вдруг тайное? На этот вопрос не так просто ответить. Есть объяснения социально-исторические, психологические, есть и метафизические. Но, даже не углубляясь в них, а апеллируя к здравому смыслу, можно утверждать: человеку всегда нравилось таинственное. Кто из нас с детства не любил секретов? Мир полон интересных загадок, да и сам для себя человек, кажется, навсегда останется притягательной и неразгаданной тайной. И вот создаются разные группы эзотерической направленности, на знамени которых прямо по Достоевскому написано: чудо, авторитет, тайна. Своего рода ролевая игра в сокровенную истину. Не случайно масоны так внимательно относятся к ритуально-магической стороне своей деятельности, которая и составляет их основной секрет. Тайные знаки, тайные обряды… Князю Ивану Лопухину, сенатору и приближенному лицу императора Павла I было мало чисто масонской таинственности. Разрабатывая ритуалы в своей ложе, он даже старался соединить их с таинствами православной литургии.
Есть еще версия, что тайные эзотерические общества возникают как результат неустранимого духовного неравенства. Люди незаурядные ищут общения с себе подобными, по возможности изолируясь от всех прочих. Как писал Уильям Блейк (который также имел отношение к эзотерическим обществам):
«Общаться благородные умы должны бы лишь друг с другом
Ибо где он, тот, стойкость чью нельзя поколебать?».
То есть, общаясь с менее благородными умами, ты якобы жертвуешь качеством своего сознания.
Каменщики
Масоны с самого момента своего возникновения довольно жестко конкурировали между собой. Но все они имеют, судя по всему, общее происхождение.
Одна из наиболее авторитетных версий гласит, что масоны в действительности родились из братства вольных каменщиков – организации строителей, которая по всей Европе строила католические храмы. Откуда, собственно, и название: масон значит каменщик. Оттуда же и весь их строительный символизм. Масонские цеховые организации были закрытыми, секреты мастерства не передавались просто так, человеку со стороны. У вольных каменщиков тоже были свои ритуалы посвящения, символы принадлежности к ремеслу и цеху.
Предполагают также, что в эпоху Просвещения в цеховые организации каменщиков стали проникать люди с идеями эзотерическими, чтобы придать этим идеям весомость и организационную оформленность с помощью почтенного и авторитетного сообщества. Так реальное, т.е. оперативное масонство наполнилось специфическим духовным смыслом, превратившись в масонство спекулятивное (умозрительное). Обычно называют дату рождения масонского движения – 1721 год. Это официальный съезд в Лондоне всех масонских организаций данного типа. Почему это все происходило в Англии и почему там зародилось масонство, сказать сложно, в литературе на эту тему отчетливых высказываний нет. Возможно, так сложилось потому, что Англия менее всего испытывала влияние Римского престола и в силу этого располагала большей религиозной свободой.
Ученики
Есть легенда о том, что Петр I привез идеи вольных каменщиков из своего путешествия в Европу. Но это ничем не подтверждено. Наиболее достоверные сведения сообщают о капитане Джоне Филипсе, который основал ложу в России в 1731 году, принимавшую в свои ряды только иностранцев живших в России. Со временем стали появляться и другие ложи, прельщая новомодной аристократической забавой и отечественное дворянство.
На протяжении десятилетий европейские масоны разрешали своим русским братьям так называемые работы в ложах только на первых трех степенях посвящения: «Ученик», «Товарищ», «Мастер». Работами называлась деятельность по самосовершенствованию и постижению масонских истин, воспитание в себе нового, по представлениям масонов, человека, и распространение масонских идеалов.
Первичная ячейка масонской организации могла называться еще «ателье» или «мастерская», и такие названия восходят к временам, собственно, каменщиков, которые собирались на отдых после работы в недостроенное помещение храма – «ателье». В разных системах, в разных «ателье» масонства было свое особое деление на «градусы» восхождения к совершенству, но, как правило, первые три степени посвящения – это первичное масонство, называемое «иоанновским». Оно еще не выражает какой-то глубинной сути всего движения в целом.
«Иоанновское» оно потому, что святой Иоанн Богослов был в центре их интересов, возможно в силу того, что в текстах апостола (Евангелие от Иоанна, Откровение) много таинственных и мистических моментов, которые составляют определенные трудности для толкования. Для масонов святой Иоанн Богослов был наиболее «эзотерическим».
Некоторые русские масоны лишь в 1781 году сумели добиться статуса так называемой независимой провинции и права быть допущенными к высшим степеням посвящения. Это значило, что русские масоны становились не просто терпеливыми путешественники по предложенным путям самосовершенствования, но и со-творцами этих самых путей. Вскоре была создана сиентифическая (то есть научная) ложа «Гармония». Это был проект воспитания светски образованного и вместе с тем отрешенного от страстей мудреца, добравшегося до тайн мироздания, перед которым открыт путь не только восстановления утраченной природы райского человека, но и прямого отождествления с Богом. Участник ложи «Гармония», упомянутый нами князь Иван Лопухин писал, что человек может «центрально слиться с высшим солнцем чистого света». Религиозный перфекционизм и ересь человекобожия расцветали в масонских ложах пышным цветом. Православие оставалось всего лишь «внешней Церковью», равно как и все «историческое христианство».
Товарищи
Общеизвестно, что архитекторы В.И. Баженов и М. Ф. Казаков были масонами. В их проектах как-то отражается масонское мировоззрение: размах и устремленность вверх колоннад, их расположение, особенная строгость классицизма. Вообще архитекторы-масоны оставили заметный след в русской культуре. Непривычная взгляду псевдоготика Владимирской церкви в Быково, которую проектировал и строил В. И Баженов, предположительно его же – дом Пашкова. М. Ф. Казаков был архитектором Казанского собора в Санкт-Петербурге. На фронтоне собора – треугольник с изображением солнца. Солнце – универсальный символ связи масонства с дохристианской традицией и намек на то самое слияние, про которое писал И. Лопухин.
Екатерина II всякого причастного к тайному обществу не любила, прекрасно понимая, что существование тайных обществ – это возможность утечки, как сейчас сказали бы, стратегически важной информации дипломатического, военного характера, тем более что все акты признания русские масоны получали из-за границы. Из-за нерасположения к нему «матушки-императрицы» Баженов не смог осуществить строительство царицынского дворца, а потом и вовсе был отстранен от дел.
После 1789 года, когда в России появились первые беженцы из Франции, заявлявшие, что «всю эту смуту» (Великую Французскую революцию) устроили масоны, понятия «масон» и «вольнодумец» окончательно слились в сознании образованного общества. В результате по указу от 1 августа 1792 г. масонские ложи были запрещены. Потом, после периода благоволения Павла I, масонство запрещалось высочайшим рескриптом Александра I в 1822 году, а при восшествии на престол царя Николая I запрет на тайные общества был воспроизведен. Это было тем более актуально после декабристского бунта, хотя вопрос о принадлежности декабристов к масонам не решен до сих пор.
Вообще, идея колебать троны земных царей вполне в духе европейского левого масонства. Само слово «конституция» первоначально получило широкое хождение в масонской среде. Идея Соединенной Европы – тоже масонская. Слово «товарищ» пришло оттуда же. Есть мнение, что принцип «Свобода, равенство, братство» позаимствован у масонов-радикалов. А вот правые масоны, к которым принадлежал Лопухин, как раз критиковали «пагубную систему мнимой вольности», чтили иерархию и революционному действию противопоставляли духовное деяние.
Cовременники
Архитектура, религиозно-философские и художественные тексты, некоторые идеалы Просвещения…Что еще оставили масоны прошлого в культурной и социальной жизни современности? Сегодня феномен масонства и его идейное содержание изучают в курсах гражданской истории, культурологи и истории философии, на спецкурсах по мистическим учениям. В Москве проводятся тематические экскурсии, связанные с масонской историей и архитектурой. Общеизвестна взаимовыручка в среде масонских братьев. Масоны стали героями кинофильмов.
Но история масонства еще не закончилась. По крайней мере, набрав в поисковике нужные слова, вы легко войдете на сайты современных лож, красочно оформленных и нацеленных на удовлетворение всяческого любопытства.
Например, на сайте Великой Ложи России вы прочтете, что она «…упорядочивает совместную работу, направленную на раскрытие высшего духовного начала в человеке и познание универсальных принципов бытия». Члены этой ложи верят в «Высшую Силу» под именем Великого Архитектора, идут вместе по «трудной дороге самопознания», политикой и миссионерством не занимаются. А еще: «Ведущим в Ордене является ритуал. Прохождение ритуала – индивидуальный опыт каждого из братьев. Ритуал – это аллегория, система символов в действии. Он не может быть полностью выражен иными способам. В строгом следовании ритуалу и принципам регулярности находит свое выражение верность традициям Ордена». Все это очень напоминает ролевую игру. А интерфейс сайта как будто позаимствован у компьютерной игры в жанре стратегии.
Читаем, как стать масоном. Для этого нужно: быть старше 21 года, иметь «добрый нрав» (то есть высокие моральные качества) и располагать ощутимым капиталом. Последнее связано с благотворительностью, которой занимаются масоны, и с регулярными денежными взносами. Кандидат должен «верить в Бога, бессмертие души и в высшее предназначение Человека во Вселенной».
Почему масоны, позиционирующие себя как тайная организация, так открыто о себе заявляют, можно объяснить словами Ф. Ницше: «Я научился не выдавать себя молчанием». Поэтому все, что написано о масонах, надо рассматривать с осторожностью. Они многое придумывают о себе, может быть, даже и разоблачения самих себя.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
К протестам добавились оскорбления. Колонна «Pussy riot» попыталась оскорбить Церковь Пресс-служба Московской Патриархии прокомментировала оскорбления в адрес Патриарха Кирилла во время сегодняшнего «Марша миллионов». Оскорбления свидетельствуют о том, что протестующим безразлично их Отечество, считает глава пресс-службы диакон Александр Волков.
Перешли на личности: на оппозиционном митинге впервые прозвучали лозунги против Патриарха Такого поворота в протестной риторике можно было ожидать, уверены библеист Андрей Десницкий и телеведущий Александр Архангельский. Очевидцы подтверждают что антицерковные лозунги в толпе действительно звучали, кроме того, по их словам, в течение всего митинга молодые коммунисты раздавали листовки антирелигиозного содержания.
Есть ли у правосудия границы приличия? В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Почему гомосексуалистами не рождаются Отношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни видят в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуалистами не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения, объясняет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей ЛОРГУС.
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
День защитника отечества: есть ли в православных рыцарское начало? Мне не хватает в православной проповеди об идеалах, о том, какими должны быть православные, – мужчины-рыцаря. Есть глава, хозяин, кормилец, но нет рыцаря, и нет рыцарства. Для меня оно предполагает не только защиту, но и вдохновение. Мужчины – женщиной. Как в Дон-Кихоте
Кощунство в светском государстве? Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам, - считает публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Прот. Владислав Свешников: частные проявления кощунства связаны с образом жизни всего общества Недавно все православное общество было потрясено кощунственной акцией в храме Христа Спасителя. Мы спросили у настоятеля храма Трех Святителей на Кулишках, автора книги «Очерки христианской этики» доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова, что такое кощунство с его точки зрения
За что надо судить группу «Pussy Riot»? Александр Щипков считает, что если оценивать «панк-молебен» в храме Христа Спасителя с религиозной точки зрения – эта выходка лишь проявление духовной инфантильности. Но с правовой точки зрения, организаторов «молебна» должны судить за «разжигание межрелигиозной розни». Совсем недавно прокуратура квалифицировала их действия, как «хулиганство» и завела на девушек уголовное дело.
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
Просить Pussy Riot о покаянии — нет смысла Преподаватель МДА священник Федор Людоговский, подписавшийся под открытым интернет-письмом Патриарху в защиту девушек Pussy Riot, хотел бы посетить участниц «панк-молебна» в следственном изоляторе
Ольга Седакова: группа «Femen» и панк-молебен в Храме Христа Спасителя – это не феминизм! Поэт, кандидат филологических наук, почетный доктор богословия Европейского гуманитарного университета, преподаватель кафедры теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ Ольга Седакова рассказала «НС» чем российский «феминизм» отличается от западного
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.