История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову.
— Отец Георгий, Вы когда-то написали книгу о Льве Толстом, в свое время это был скандал: отлучение великого писателя от Церкви. Общественность тогда восприняла это отлучение неоднозначно. Сегодня в какой-то мере эта ситуация напоминает историю с панк-хулиганками из «Pussy Riot», вы согласны провести такую параллель?
Конечно, сопоставлять то, что сделали девушки с тем, что делал Л. Н. Толстой, сложно по многим причинам. Это совершенно разные исторические эпохи, следовательно, и совершенно разные люди, с разной мотивацией. Это обязательно надо учитывать. По поду отлучения писателя повторю то, что говорил и писал уже много раз: Св. Синод постарался всеми силами избежать общественного скандала, поэтому в итоговом документе слово «отлучение» отсутствует. В то же время Св. Синод констатировал, что писатель сам отторг себя от церковного общения, и все христиане должны это знать. Синодальный акт был вызван не только публицистикой писателя, в которой уже давно присутствовали антицерковные мотивы (фактически с «Исповеди»), и которые со временем усиливались – например, в трактате, посвященном критике догматического богословия, присутствует сознательное отрицание всех основополагающих догматов христианства. Формальный повод – роман «Воскресение», изданный в 1899 г., где отрицание и критика переходят в гротескное кощунство. Но сопоставлять кощунство Л. Толстого с кощунством четырех девушек странно хотя бы потому, что писатель имел достаточно определенное представление о Православии, тогда как из интервью участниц группы, оставшихся на свободе, показанном перед началом передачи «Госдеп – 2» с участием Кс. Собчак, а также из реплик мужа одной из участниц группы в этой же передаче я заключил, что это совершенно невежественные люди.
— Льва Николаевича никто не привлекал к уголовной ответственности, хотя православие было государственной религией. Почему сегодня Церковь вместо того чтобы применить канонические наказание (например отлучение), призывает к "ужесточению уголовного наказания"?
Есть сведения, правда, не подкрепленные надежными источниками, что одно время рассматривался проект о заключении Л. Н. Толстого в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, так что нечто подобное в голову современникам писателя приходило. Но его общественный авторитет и мировая известность не способствовали реализации подобных проектов, чего нельзя сказать о его ближайших сотрудниках, например, Н. Н. Гусеве и В. Г. Черткове, которые были высланы из России. Я совершенно не согласен, что Церковь призывает к ужесточению уголовного наказания. Я не слышал подобных формулировок из уст авторитетных церковных иерархов, а то, что подобные призывы позволяют себе в состоянии раздражения отдельные facebook – еры, остается на их совести. Миссия Церкви заключается не в требовании мести, а в стремлении вразумить заблуждающихся, в ожидании покаяния от них, в молитве за них, но и в напоминании компетентным органам, что они обязаны действовать строго по закону. По поводу отлучения от Церкви участниц группы могу сказать, что не вижу в этом большого смысла – эти люди, не способные, по мысли одного известного иерарха начала ХХ века, отличить кадило от митрополита, будут только рады столь пикантному продолжению и без того уже очень серьезно разгоревшегося скандала.
— Какова была реакция церковного общества на поведение графа Толстого? Кто-то собирал подписи, как это делают сегодня некоторые? Была ли дискуссия в церковной среде о Толстом до отлучения?
Я отвечаю на этот вопрос с учетом сказанного выше по поводу применимости к Л. Толстому термина «отлучение». Церковное сообщество в целом поддержало выступление Св. Синода, но надо учитывать, что произведения Л. Н. Толстого, в которых присутствовала критика Церкви и государства, в России не были широко распространены – произведения писателя издавались либо с обширными цензурными изъятиями, либо в копиях, которых не могло быть достаточно много. Правда, однажды В. В. Розанов сделал очень интересное и характерное признание: даже в провинциальных городах России все, кто был заинтересован в знакомстве с новыми произведениями писателя, могли получить к ним доступ. По поводу дискуссии в церковной среде: была только дискуссия в среде иерархов и в кругах, близких к Св. Синоду, по поводу того, какая именно мера по отношению к писателю будет адекватной. А что касается недовольства, то совершенно определенно можно сказать, что даже члены семьи писателя (например, его дочь Т. Л. Толстая) выразили ему крайнее недоумение по поводу кощунственных глав романа «Воскресение», в которых в гротескной форме изображалась Божественная Литургия.
— Отлучение Льва Толстого было правильной мерой, на Ваш взгляд?
На мой взгляд, синодальный акт 20-22 февраля 1901 г. является самым глубоким словом Церкви за всю синодальную историю ее существования – взвешенным, умным, в чем-то очень сочувственным писателю. Это была очень правильная, исторически оправданная мера. Если бы Церковь молчала, ее молчание было бы расценено как окончательная капитуляция, как признак того, что Л. Н. Толстой может позволять себе вообще все, что ему угодно. Но уровень раздражения по отношению к Церкви был в начале ХХ века уже так высок, что любое слово церковной власти по любому поводу было бы расценено крайне негативно.
И в этом я вижу очевидную параллель с современной ситуацией. Слово Церкви должно быть мудрым, исполненным любви, но в то же время это слово «со властью». Конечно, эта мера против Л. Н. Толстого вызвала общественный скандал – представители интеллигенции, давно сами отлучившие себя от Церкви, устраивали общественные манифестации, стихийные чествования писателя на вокзалах и выставках и т.д., но не было главного – неопределенности. Черное было названо черным, а белое – белым. И в конечном итоге этот акт адекватно – как неизбежный – приняла вся мировая христианская общественность, а не только православные – и католики, и даже многие протестанты, хотя идеи писателя были последним очень близки.
Мне кажется, и наша реакция на этот отвратительный эпизод в храме Христа Спасителя должна быть соответствующей: мы не можем молчать, потому что эти люди попирают не только церковную, но и народную святыню (ведь храм Христа Спасителя является памятником отечественной войны, памятником крови, пролитой в 1812 г. за Россию). Мы обязаны сказать им, что то, что они делают – гадко и подло по отношению ко всему русскому народу, который совсем недавно в этих же самых стенах с такой любовью и верой поклонился великой христианской святыне – Поясу Пресвятой Богородицы. Но, конечно, в нашу задачу не входит определять меру гражданской ответственности за совершенное преступление – это уже задача государства и его компетентных органов.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Ученики чародеев: О чем молчат масоны? Есть в православном обиходе тема, которая для одних словно бы неприлична, а у других вызывает возбуждение и бойцовский задор. Это тема масонства. В этой области предостаточно мифологии. Между тем в интернете есть официальные сайты масонских лож России, имеются книги с исследованиями их деятельности. Может, не такое оно и тайное, это масонское сообщество? О «вольных каменщиках», мифических и реальных, рассказывает Алексей Иванович БОЛДЫРЕВ, доцент кафедры русской философии философского факультета МГУ.
Есть ли у правосудия границы приличия? В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву
Свастика в поддержку «Pussy riot»: как защитить храмы от вандализма? Протоиерей Дмитрий Смирнов рассказал – как будет защищать свой храм, пострадавший недавно от хулиганства, а его прихожане поделились своими мнениями о произошедшем. Забор предложено отмыть, а храм оснастить системой видеонаблюдения
Февраль 1917: К чему привела «демократия» в Церкви События конца февраля – начала марта 1917 года оказали огромное влияние на жизнь Православной Церкви. Впервые за несколько веков верующие получили возможность выбирать себе епископов. Реальность оказалась гораздо сложнее мечты, и восстановление древних демократических принципов управления епархией обернулось неоднозначным явлением «феврализма»
Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
Дети русской эмиграции о революции 1917 года Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.
Об архиерейском деспотизме, епархиальных реформах и новых книгах 13 июня в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сразу двух книг: «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя председателя Управления делами Московской Патриархии и «Церковная миссия в эпоху перемен» филолога, старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого.
Василий Розанов: христианин или богоборец? Когда видишь сегодня в «фейсбуке» гневный пост про «засилье попов», про Церковь и чиновничество или про то, что христианство мертво, то вспоминаешь Розанова. Обо все этом он писал еще сто лет назад. Загадочный русский философ, которого одни считали антихристианином, другие антисемитом, одни провидцем, другие – краснобаем, лишенным убеждений, умер в этот день в 1918 году – возле Троице-Сергиевой лавры, после исповеди и причастия
Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики» Кипят споры вокруг результатов конкурса храма Новомучеников российских на крови, на Большой Лубянке. 130 лет назад в Петербурге проходил конкурс проектов другого храма на крови. Он также вызвал баталии. После революции Александр Бенуа даже желал этому храму быть… взорванным. Какие проекты участвовали в конкурсе, как он проходил, и кто в царской России решал – быть ли храму, и каким?
Февральская революция: почему Церковь поддержала Временное правительство? События февраля 1917 года по-прежнему остаются предметом ожесточенных споров. Сегодня некоторыми историками найден новый главный революционер и борец с самодержавием -- Русская Церковь. Воззвание Синода о поддержке Временного правительства трактуется ими как одобрение происходившего тогда в стране. На чьей же стороне была Церковь в действительности?
Декабристы и Церковь: свобода превыше всего В этот день в 1825 году на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание. Одни называют их "первенцами свободы", другие – масонами и смутьянами, желавшими разрушить собственную страну. Как они относились к Церкви?
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
«Сталин – православный царь»: миф и реальность 60 лет назад скончался Иосиф Сталин, почитатели которого есть даже среди верующих. Некоторые считают его тайным христианином и русским патриотом, который якобы долго и методично шел к высшей власти в компартии, чтобы перебить ленинскую гвардию безродных космополитов и начать возрождать Российскую империю. Об истоках народного и официального мифотворчества и размышляет Андрей ЗАЙЦЕВ.
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
За 100 лет русский антиклерикализм почти не изменился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные нападки на Церковь напоминают атмосферу накануне революции 1917-года. Мы решили разобраться -- в чем сходство.
Патриарх Алексий I: Мне всегда отвратительна революция Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения патриарха Алексия I (Симанского). Переживший крушение того мира, который он любил, великий иерарх, тонкий политик и дворянски сдержанный аристократ, он был очень закрытым человеком. Публикуем фрагмент одного из его писем духовнику, которое проясняет, как он относился к революции: и к октябрьской, и к февральской. Письмо написано через 3 дня после октябрьских событий
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Что такое Вселенские соборы? 31 мая Церковь празднует память святых отцов семи Вселенских Соборов. Какие решения принимались на этих соборах? Почему они называются «вселенскими»? Кто из святых отцов принимал в них участие? Рассказывает Андрей Зайцев.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.