Отношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни видят в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуалистами не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения, объясняет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей ЛОРГУС.
— В неверующем обществе отношение к этим людям меняется: то что раньше считалось неприемлемым, все больше принимается. Как может Церковь реагировать на эти изменения? И должна ли реагировать?
— Для христианина гомосексуальное поведение является грехом и искажением природы человека. Двух мнений здесь быть не может. Священное Писание говорит нам об этом и в Ветхом, и в Новом Завете, и словами апостола Павла о том, что мужеложники Царства Божия не наследуют, если не покаются. (1Кор. 6.9-10). Думаю, наша Церковь никогда не сможет и не должна изменить или как-то смягчить ценностного утверждения о том, что гомосексуализм является тяжким грехом.
Что касается канонического церковного права, то оно может меняться. Например, в Ветхом Завете таких людей побивали камнями. Сейчас, разумеется, таких мер нет. Но и современных четких формулировок, как именно следует ограничивать людей, которые живут в этом грехе, тоже нет.
— Но гей-активисты и их сторонники утверждают, что гомосексуальность – это врожденная личностная особенность. Если человек рождается с такой ориентацией, значит, она естественна, говорят они. Наука действительно открыла ген гомосексуальности?
— В 1991 году американский врач Саймон Ле Вей исследовал 35 мужчин-гомосексуалистов, умерших от СПИДа, и заявил, что нашел в их гипоталамусе небольшие изменения, крошечный сгусток нейронов, который по его гипотезе мог быть связан с гомосексуальностью. Второе «открытие» этого рода было заявлено в 1993 г. Генетик Дин Хаммер, тоже американец, обнаружил в одной из хромосом участок, как он предположил, ответственный за мужскую гомосексуальность. Вот на эти два факта как правило опираются те, кто хочет доказать природное происхождение гомосексуализма. Это лишь гипотеза, никем и никогда не подтвержденная. Далеко не все генетики и врачи ее разделяют, тем более что вокруг нее очень много политики, ажиотажа и самых разных спекуляций. Кстати, и Ле Вей, и Хаммер были гомосексуалистами. Тем не менее, корректность и объективность их исследований никогда не подвергалась сомнению, что само по себе говорит о том, насколько сложная ситуация сложилась вокруг этой темы.
Но важно другое. Гомосексуалистами не рождаются по той простой причине, что человек вообще не рождается с ощущением своего пола. Все мы рождаемся мужчинами или женщинами с биологической, а для христиан и с духовной точки зрения. Но сексуальная ориентация у ребенка отсутствует. Да, у него есть признаки полового поведения, это факт. Но в полном смысле слова ощутить себя как сексуальное существо человек может только в старшем подростковом возрасте, а то и к 20 годам. Даже если мы признаем за факт, что существует некая генетическая предрасположенность к гомосексуализму, она все равно не может быть решающей, потому что сексуальность человека складывается в первую очередь за счет социально-психологических факторов. Тут имеют значение во-первых, семейно-родовая история (это самое важное), во-вторых, личная история самого человека, и лишь затем - социальное влияние и природно-биологическая предрасположенность. Половая ориентация находится в сфере выбора человека, а не предопределяется его генетикой. Гомосексуализм – это выбор. Почему человек его делает - это другой вопрос.
— Что может подтолкнуть к такому выбору?
— Большое число мужчин-гомосексуалистов являются жертвами совращений в раннем детстве. Я как пастырь сталкивался с этим неоднократно. Вообще факторов очень много. Имеет значение личная история ребенка: что с ним происходило в раннем детстве, в позднем детстве, с чем и с кем он сталкивался, какие события запечатлелись в его сознании. Дальше идут факторы социально-ролевые – отношения в классе, например.
В моей практике было несколько случаев, когда гомосексуальная склонность была воспитана мамой. Например, маме хотелось дочку, а родился мальчик. И вот она завивает сыну волосы, надевает на него платьице. Это выглядит как игра, как невинное чудачество. Но для ребенка это может иметь травматичные последствия.
Еще одна патологическая ситуация: если мама воспитывает ребенка одна, она может бессознательно отводить ему роль эмоционального партнера. Такой «психологический инцест» тоже может сильно деформировать личность. В формировании самоидентичности семья имеет фундаментальное значение. Если семья дисфункциональна, если в ней нарушены связи, если между отцом и матерью, между родителями и детьми установились отстраненные, холодные отношения, в детях это может отозваться самыми разными личностными нарушениями, в том числе в половой сфере.
Встречаются иные сценарии посттравматического искажения личности. Женщина, пережившая тяжелую травму в гетеросексуальных отношениях, может встать на путь отказа от общения с мужчинами. Но может быть и психическая причина для глубокого страха перед мужчиной, толкающая на отношения только с женщинами.
— Ну а если ребенок растет в нормальной семье, но вокруг него бушуют страсти, все говорят об ущемлении прав меньшинств, в школе рассказывают, что гомосексуализм – это норма, в кино показывают романтические истории об «однополой любви». Может ли социум повлиять на выбор подростком своей ориентации?
— Может. Но главное все-таки – это семья. Если мама с папой любят друг друга и сохраняют близкие, доверительные отношения с детьми, для ребенка это будет опорой в его идентификации. А то, что происходит вне семьи, он будет воспринимать как враждебный мир. Как это было в христианских семьях в атеистическую эпоху.
Я помню, как нам учительница в третьем классе рассказывала про Солженицына – какой он предатель родины и проч. Мне было ее жалко. У нас в семье к Солженицыну было совсем другое отношение, и мне было очевидно, что учительница несет какую-то чушь, хотя я и не понимал, какую. Пришел домой, рассказал маме. Она рассмеялась, и я понял, что не ошибся. Дети способны отличить правду от лжи, главное – чтобы им было на что опереться дома. Открытая, эмоционально теплая атмосфера в семье помогает раскрыться эмоциональной сфере детей и в итоге дает им возможность состояться.
— С точки зрения психологии гомосексуализм – это нарушение личности?
— В 1973 году гомосексуализм был исключен из списка ментальных заболеваний — сначала в Америке, позже в Европе и в России. Тем не менее, для большинства психотерапевтов и психиатров он остается серьезной проблемой человека. Причем эта проблема никогда не стоит в одиночестве. Как правило, в истории такого человека обнаруживается много травмирующих факторов, которые помешали его самоидентификации. И для психолога это всегда глубинная и целостная работа с личностью, а не только с его ориентацией.
Что такое самоидентификация? Это первый этап зрелости личности. Это ответ на вопрос «кто я такой?» во всех аспектах: в сексуальном, в личностном, в семейном, в биологическом, в религиозном, в социальном. Окончательная самоидентификация может затянуться на долгие годы, и тогда мы говорим об инфантильности. Гомосексуализм – это проявление инфантильной личности. Человек страдает от своей инфантильности. И если он обращается к нам за помощью, мы должны ему эту помощь оказать. Именно помощь, а не лечение! Гомосексуализм не болезнь, а личностный выбор, тут неуместно говорить о лечении или исцелении.
Сексуальность складывается на многих бессознательных этапах развития, поэтому с ней очень трудно работать. Однажды ко мне обратилась женщина. Она жила в браке, у нее были дети, но она всю жизнь ощущала в себе гомосексуальное влечение. Она его никогда не выражала, не реализовала, но оно присутствовало в ней. Все, что мы с ней смогли сделать – скорректировать отношение к себе как к женщине и только как к женщине, которая открыта к сексуальным отношениям только с мужчиной.
Она смогла распознать в себе то бессознательное, что вызывало в ней гомосексуальные желания. И это стало для нее духовным открытием. Не думаю, что наша работа облегчила ей жизнь. Может быть, даже наоборот, потому что разрыв между мировоззрением и бессознательным причиняет много боли. Но это был ее выбор. И многие люди, испытывающие гомосексуальные наклонности, живущие в таком расщепленном состоянии, ищут пути преодоления.
— А в чем может заключаться пастырская помощь?
— На мой взгляд, главная духовная задача, которая стоит перед гомосексуалистом - это преодоление своей гомосексуальности. Потому что путь человека к Богу не может быть вне личности. Одна из важнейших составляющих православной антропологии — это богословие личности. А личность включает в себя как необходимый элемент поло-ролевую идентификацию. Нет личности вне пола. Нет личности среднего рода. Нет личности третьего рода. Есть только мужчина и женщина.
Поэтому духовный путь личности – это путь либо мужчины, либо женщины. Они отличаются. Естественно, никакая духовная жизнь невозможна вне решения этого вопроса. Гомосексуализм является препятствием для духовной жизни, поэтому духовная жизнь должна начаться с его преодоления, хотя бы частичного.
Что тут может сделать священник? С моей точки зрения, если человек сказал священнику об этом на исповеди, пастырь должен объяснить ему библейское и церковное учение о человеке, о канонических правилах и положениях, должен помочь ему отнестись к себе как к нуждающемуся в пастырско-духовной помощи и настроить его на преодоление. Работа по преодолению начинается с личностного выбора. Если человек сам не выбрал путь преодоления, ни пастырская, ни психологическая работа невозможна. Принудительно, насильственно изменить человека нельзя.
Людей, которые испытывают гомосексуальные наклонности и хотят измениться, немало. Как правило, они не ведут гомосексуальную жизнь, но страдают от этого влечения. Некоторые создают семью, некоторые не создают. В любом случае они идут по пути своего изменения. Бывают и другие ситуации, когда человек приходит на пастырскую беседу и исповедуется в том, что имеет однополого партнера. Он понимает, что не может приступить к Таинствам, но не готов изменить свой образ жизни. В любом случае очень важна неосуждающая позиция пастыря. Многие священники крайне агрессивно относятся к этому греху, а необходимо, чтобы пастырь сострадал людям, которые в этом признаются. Это должна быть не жалость, а именно сострадание, основанное на уважении к личности. С одной стороны, сочувствие, с другой – твердость в позиции. Необходимо сочетание этих двух качеств. Мы должны помнить, что имеем дело с «жертвами», с людьми, которые страдают. Для пастыря и для психолога проблема выглядит именно так.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Надо ли называть инвалидов политкорректно? Нейтральные слова вдруг стали обидными: «старики», «инвалиды», «слепые»... Отчего это происходит? Зачем и кому нужны громоздкие синонимы? Как выдержит политкорректные нововведения русский язык?
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Участница «Pussy Riot» извинилась перед православными Неожиданное продолжение получила история с «панк-молебном» в храме Христа Спасителя. Одна из участниц обратилась к общественности с покаянием, которого так долго ждала Церковь
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Ольга Седакова: Этика, из нее политика Неожиданное наследие СССР – это крайний индивидуализм и отторжение коллективного. Сегодня ситуация меняется: люди хотят жить не только для себя и хотят менять жизнь вместе. Тому, как это сказывается на обществе и политике, посвятила свой доклад на недавней конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда», прошедшей в Милане, известный поэт Ольга Седакова. ТЕКСТ ДОКЛАДА (В сокращении).
День защитника отечества: есть ли в православных рыцарское начало? Мне не хватает в православной проповеди об идеалах, о том, какими должны быть православные, – мужчины-рыцаря. Есть глава, хозяин, кормилец, но нет рыцаря, и нет рыцарства. Для меня оно предполагает не только защиту, но и вдохновение. Мужчины – женщиной. Как в Дон-Кихоте
Просить Pussy Riot о покаянии — нет смысла Преподаватель МДА священник Федор Людоговский, подписавшийся под открытым интернет-письмом Патриарху в защиту девушек Pussy Riot, хотел бы посетить участниц «панк-молебна» в следственном изоляторе
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Священники-американцы о гомосексуализме Легализация однополых «браков», судебные иски против центров реабилитации геев, усыновление детей гомосексуалистами, люди, выросшие в гомосексуальных семьях, и приходящие в Церковь, – в США эти проблемы стоят остро. Как к ним относится Православная Церковь? Рассказывают протоиерей Иосия Тренхам из Калифорнии (Антиохийский Патриархат) и иерей Иоанн Вайтфорд из Техаса (РПЦЗ).
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Почему мы такие злые? Почти каждый, кому приходилось возвращаться на родину из других краев, ощущал на себе этот эффект. Едва ступив на родную землю, ты словно входишь в некую особую ауру. Еще никто не оттоптал тебе ног в метро, ничего плохого не сделал, а тело реагирует. Что-то словно сжимается в солнечном сплетении, едва заметно напрягаются плечи, кисти рук и челюсти. Мы чувствуем, что попали в агрессивную среду. Своим мнением о причинах этого делится психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
К протестам добавились оскорбления. Колонна «Pussy riot» попыталась оскорбить Церковь Пресс-служба Московской Патриархии прокомментировала оскорбления в адрес Патриарха Кирилла во время сегодняшнего «Марша миллионов». Оскорбления свидетельствуют о том, что протестующим безразлично их Отечество, считает глава пресс-службы диакон Александр Волков.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.