Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.Афинская школа. Фрагмент фрески Рафаэля. 1511 год. Ватикан
Еще когда не было ни алгебры, ни химии, ни географии – в школах уже преподавали риторику и логику, причем с них и начинали. Вместе с грамматикой они составляли тройку самых первых дисциплин в античной школе, на латыни – «тривиум», откуда и слово «тривиальный», т.е. всем известный, не требующий никаких особых знаний. И лишь тот, кто успешно их освоил, переходил к следующей ступени – квадривиуму, состоящему из арифметики, геометрии, астрономии и музыки.
Такое отношение к этой дисциплине сохранялось веками. Можно вспомнить, что и в российских семинариях еще недавно «риторикой» называли второй класс, сразу после «грамматики» для самых юных (у Гоголя все это описано в повести «Вий»). Правда, не уверен, что риторику там действительно преподавали. Но вот логика сохранялась в гимназическом курсе до самой революции 1917-го года, причем в советское время посетители музея Ленина могли полюбоваться аттестатом Володи Ульянова, где все оценки были отличными, кроме одной. По логике у него была четверка, и, говорят, совсем не твердая. Охотно верю.
А после революции скоро стало не до логики, не до риторики. В самом деле, если все решения принимает партия и она же тебе о них подробно рассказывает – зачем тебе умение последовательно рассуждать или умение отстаивать свою позицию в споре? Тех, кто мыслил слишком логично или ораторствовал слишком убедительно, наряжали в бушлаты и давали в руки кайло. Правда, логика ненадолго вернулась в школы в конце жизни Сталина, был даже издан учебник. Вот пример правильного силлогизма из этого учебника: «Все граждане СССР имеют право на образование. Мы – граждане СССР. Следовательно, мы имеем право на образование». И не поспоришь, всё верно.
Но вот с риторикой была совсем беда, и в теории, и на практике. Искусство публично выступать, или умение убеждать, как можно определить эту дисциплину, было никому не нужно в стране, где говорить перед публикой можно было только по заранее утвержденной бумажке. И если вдруг бумажки путались и мужчина произносил «как мать говорю, как женщина», это никого не смущало – привычные ритуалы были соблюдены, а смысла в тех речах никто и не искал (было такое в одной из песен Галича, да может, и в реальности происходило).
Сегодня мы, казалось бы, живем в совсем другом обществе. И как те самые граждане СССР, имеем право на образование. Иметь-то мы его имеем, да, и еще много на что есть у нас права, да вот поди воспользуйся… И публично выступать можно сколько хочешь. Только на согласованном митинге, а его поди согласуй. Согласуешь – так за тебя громогласные ораторы всё доложат, тебе останется только поддерживать их кричалки. Или в парламент можно избраться и там потом выступать, только он у нас, как известно – не место для дискуссий.
Отчего же так получилось? Самая лучшая книга на русском языке о том, как правильно и грамотно спорить – «Спор» С. Поварнина, – была написана в 1923 году и с тех пор многократно переиздавалась. Тогда, в ранние двадцатые, еще живы и активны были те, кто привык и к Думе с дискуссиями, и к острой публицистике, и к публичным диспутам на самые разные темы. И они старались не просто сберечь ту культуру, в том числе и культуру спора, которая была для них настолько же привычна и естественна, как и правила поведения за столом.
В этой культуре не бывает единственно верной позиции, которую должны все разделять, а если кто отказываются – либо идиот (не может понять), либо мерзавец (не хочет). В ней приходится учитывать все возможные возражения, предвидя даже те, которые еще не были высказаны – чтобы их упредить и заранее учесть, выстраивая линию защиты. В ней не стыдно признать слабость одного своего аргумента или даже свою частичную неправоту, если, конечно, оппонент укажет на некие новые факты и построит убедительные рассуждения – и такая уступка только укрепит твою позицию в целом, ведь сразу станет видно, что это не тупое упрямство, а многосторонний и сложный взгляд на мир, восприимчивый к новым фактам.
Но у нас пока что преобладает совсем другая картина. Любое признание собственной неправоты, сколь угодно частной и мелкой – признак слабости. Любое согласие с оппонентом – тоже. Да вообще всё признак слабости, кроме пламенного биения себя в грудь и утробного уханья, примерно как у самцов горилл при дележе территории. А что вы хотите, долгие десятилетия именно такой тип спорщиков выводился в результате совершенно не естественного отбора.
Интернет и прочие средства массовой коммуникации мы в результате освоили куда легче и быстрее, чем те самые простые правила культуры. Да без них как-то проще, в самом деле… Ведь и демократия в России началась с кричалок «да-да-нет-да» в поддержку единственно возможного демократического лидера, и с парламентских дискуссий с участием танков и спецназа. Лучше уж без такого… Но что это я все о политике? Достаточно заглянуть в любую интернетную дискуссию, чтобы убедиться: будь у ее участников в подчинении танковые дивизии, давно бы уже устроили локальную Прохоровку. И перед ядерными ударами не остановились бы, ради торжества правды и справедливости.
Последнее слово каждый хочет оставить за собой, и кажется ему, что так он переубедил собеседника, или хотя бы переговорил… а на деле он ему доказал: говорить дальше нет никакого смысла.
Самое грустное, когда видишь подобный стиль спора в разговорах о церкви. Да, у нее есть враги и просто недоброжелатели, кто спорит. Но никто не отталкивает от нее людей с такой силой, как неуемные ее сторонники и защитники, путающие апологетику (защиту христианства от ложных обвинений) с оправданием любых поступков «своих» и с гневным обличением «чужих». Главное, что в этом разговоре за «чужими» не признается вообще ничего хорошего, любая их негативная черта раздувается до вселенских масштабов. Но если мы так поступаем с другими – стоит ли удивляться, что и нам платят той же монетой? В Евангелии нас об этом предупреждали.
Когда-то древние греки решили, что самое главное, чему стоит учить своих детей – это умение грамотно писать на своем языке, умение здраво рассуждать и умение убеждать других в собственной правоте. Иначе говоря, грамматика, логика и риторика.
С этого начиналась афинская демократия, великая античная культура, европейская цивилизация в целом. И без них всё это очень скоро заканчивается, превращаясь в первобытное свое состояние. В тот самый спор двух горилл о разделе территории.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Манифест «русского Брейвика» собрал 10 000 «лайков» в сети Идеи манифеста в крайней форме несут в себе достаточно распространенное отношение к жизни: «Если Бога нет, то все позволено». Комментирует духовник филологического факультета ПСТГУ протоиерей Лев СЕМЕНОВ
«Сталин – православный царь»: миф и реальность 60 лет назад скончался Иосиф Сталин, почитатели которого есть даже среди верующих. Некоторые считают его тайным христианином и русским патриотом, который якобы долго и методично шел к высшей власти в компартии, чтобы перебить ленинскую гвардию безродных космополитов и начать возрождать Российскую империю. Об истоках народного и официального мифотворчества и размышляет Андрей ЗАЙЦЕВ.
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Обзывалки и геенна огненная Сейчас многие считают возможность материться в Сети признаком свободы. Но в Нагорной проповеди Христос сказал, что даже за слово "безумный" наказанием будет геена огненная? О чем речь, почему можно критиковать конкретные поступки и мнения другого человека даже в резкой форме, а переходить на личности и выносить суд об этом человеке нельзя, поясняет публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
Протоиерей Владимир Воробьев: Двадцать лет, как один день Накануне 20-летнего юбилея ПСТГУ ректор университета протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ рассказал «НС» о том, как лекции в кинотеатрах положили начало университету, как по вдохновению им был написан тропарь св. патриарху Тихону, и существовал ли в действительности «отец Арсений»
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Василий Розанов: христианин или богоборец? Когда видишь сегодня в «фейсбуке» гневный пост про «засилье попов», про Церковь и чиновничество или про то, что христианство мертво, то вспоминаешь Розанова. Обо все этом он писал еще сто лет назад. Загадочный русский философ, которого одни считали антихристианином, другие антисемитом, одни провидцем, другие – краснобаем, лишенным убеждений, умер в этот день в 1918 году – возле Троице-Сергиевой лавры, после исповеди и причастия
"2,5% заключенных - верующие" Какой смысл сами сотрудники учреждений пенитенциарной системы вкладывают в свою деятельность? Как они представляют себе сотрудничество с Церковью? Об этом главный редактор "НС" Юлия Данилова спросила <b>Виталия Полозюка</b>, первого заместителя начальника ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста РФ по воспитательной работе с осужденными, полковника внутренней службы, принимавшего участие в X Рождественских чтениях
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Диоклетиан: гонитель Церкви, спасатель империи 20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан. Его гонения на Церковь были последней попыткой уничтожить христианство. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть, как св. Константин Великий сделал христианство религией не только терпимой, но и предпочитаемой самим «кесаревым домом».
С кем не страшно пойти в разведку Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить
Декабристы и Церковь: свобода превыше всего В этот день в 1825 году на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание. Одни называют их "первенцами свободы", другие – масонами и смутьянами, желавшими разрушить собственную страну. Как они относились к Церкви?
Об архиерейском деспотизме, епархиальных реформах и новых книгах 13 июня в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сразу двух книг: «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя председателя Управления делами Московской Патриархии и «Церковная миссия в эпоху перемен» филолога, старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого.
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.