На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Есть ли у правосудия границы приличия?


Версия для печати
10.08.12, 10:57

В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву.
Табуированность предполагает, что некое выражение или высказывание является невоспроизводимым. Мы можем сколько угодно цитировать людей, с которыми не согласны, повторять их высказывания, но табуированные выражения недопустимы даже для отчужденного цитирования. Эту принципиальную невоспроизводимость хорошо иллюстрирует история, рассказанная Достоевским в «Дневнике писателя» (за 1873). Мастеровые вели разговор, используя одно и то же «нелексиконное» существительное, «до крайности к тому же немногосложное». Автор, возмутившись, закричал им: «Помилуйте! Всего только десять шагов прошли, а шесть раз (имя рек) повторили! Ведь это срамеж! Ну, не стыдно ли вам?» В ответ он получил резонное возражение: «А ты что же сам-то семой раз его поминаешь, коли на нас шесть разов насчитал?»

Что же делать, если данное словоупотребление становится предметом обвинения в суде? Думаю, единственный разумный выход – вообще не делать табуированную лексику предметом судебного разбирательства. Если дело дошло до суда, значит, в нем должны присутствовать другие аспекты, заслуживающие рассмотрения, а не только непристойные выражения. Какие-то высказывания могут быть подвергнуты публичному обсуждению, но есть вещи, которые целомудреннее не произносить, а подвергать благоумолчанию.

Языковые табу – вещь изменчивая. Со временем какие-то выражения могут переставать восприниматься как табуированные и наоборот. С одной стороны, сейчас снимаются какие-то запреты. Скажем, несколько десятилетий назад матерные выражения считались недопустимыми в женских устах и в присутствии женщин. Можно было услышать такую фразу: «Я бы тебе по-другому ответил, если бы не присутствующие здесь женщины». В современной речевой практике, среди молодежи это правило уже часто практически не действует. С другой стороны, со временем возникают новые табу. Правда, происходит это не так быстро, процесс часто измеряется десятилетиями. Скажем, слово жид первоначально было вполне употребительным и нейтральным, постепенно стало восприниматься как оскорбительное и недопустимое даже для цитирования. Любопытно, что поздние советские издания словаря Даля фототипически воспроизводили дореволюционное (второе) издание, однако страница, на которой в этом издании находилось слово жид, была переформатирована, и это слово было оттуда выкинуто.

Люди могут сознательно нарушать табу. В определенных кругах это даже модно. Но это значит, что табу в обществе продолжают существовать. То, чего не существует, нарушить невозможно.

Любая культура включает в себя систему запретов. Эти запреты в частности касаются употребления каких-то выражений. Без запретов культура существовать не может. И в условиях межкультурного взаимодействия неизбежно возникают ситуации, когда запреты, присутствующие в одном культурном пространстве, сталкиваются с тем, что нечто аналогичное разрешено в другой среде. Это касается и разных культурных общностей внутри одного языка. Вполне понятно, что в подобных ситуациях возникает напряжение: то, что чрезвычайно ранит носителей одних, другим кажется совершено нормальным и вызывает у них искреннее недоумение. Например, во многих западных странах табуируются совсем другие выражения, нежели у нас. Там очень болезненно реагируют на любое проявление «неполиткорректности». Не зная этого, мы можем походя оскорбить человека и даже не понять «что тут такого». Чужие табу вообще усваиваются довольно сложно. Человек не понимает, не чувствует неприличия выражений в иностранном языке. Именно поэтому иностранцы, изучающие русский язык, так легко начинают материться. Для них эти слова не являются табуированной лексикой.

Думаю, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Иногда стороны стараются минимизировать общение, но иногда, напротив, намеренно учащают контакты, желая обидеть друг друга или покрасоваться за чужой счет. Впрочем, бывает, что культуры сближаются, какие-то табу снимаются или, наоборот, культуры воспринимают табу друг друга, но определенные культурные различия все равно остаютсяКонфликтов не было бы, если бы все люди были преисполнены друг к другу самых добрых чувств. Но едва ли это осуществимо.

Подготовила Евгения ВЛАСОВА

Версия для печати

Тэги: Общество  Конфликты  Законы  Нравы  Субкультуры 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Есть ли у правосудия границы приличия?

В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.