В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву.
Табуированность предполагает, что некое выражение или высказывание является невоспроизводимым. Мы можем сколько угодно цитировать людей, с которыми не согласны, повторять их высказывания, но табуированные выражения недопустимы даже для отчужденного цитирования. Эту принципиальную невоспроизводимость хорошо иллюстрирует история, рассказанная Достоевским в «Дневнике писателя» (за 1873). Мастеровые вели разговор, используя одно и то же «нелексиконное» существительное, «до крайности к тому же немногосложное». Автор, возмутившись, закричал им: «Помилуйте! Всего только десять шагов прошли, а шесть раз (имя рек) повторили! Ведь это срамеж! Ну, не стыдно ли вам?» В ответ он получил резонное возражение: «А ты что же сам-то семой раз его поминаешь, коли на нас шесть разов насчитал?»
Что же делать, если данное словоупотребление становится предметом обвинения в суде? Думаю, единственный разумный выход – вообще не делать табуированную лексику предметом судебного разбирательства. Если дело дошло до суда, значит, в нем должны присутствовать другие аспекты, заслуживающие рассмотрения, а не только непристойные выражения. Какие-то высказывания могут быть подвергнуты публичному обсуждению, но есть вещи, которые целомудреннее не произносить, а подвергать благоумолчанию.
Языковые табу – вещь изменчивая. Со временем какие-то выражения могут переставать восприниматься как табуированные и наоборот. С одной стороны, сейчас снимаются какие-то запреты. Скажем, несколько десятилетий назад матерные выражения считались недопустимыми в женских устах и в присутствии женщин. Можно было услышать такую фразу: «Я бы тебе по-другому ответил, если бы не присутствующие здесь женщины». В современной речевой практике, среди молодежи это правило уже часто практически не действует. С другой стороны, со временем возникают новые табу. Правда, происходит это не так быстро, процесс часто измеряется десятилетиями. Скажем, слово жид первоначально было вполне употребительным и нейтральным, постепенно стало восприниматься как оскорбительное и недопустимое даже для цитирования. Любопытно, что поздние советские издания словаря Даля фототипически воспроизводили дореволюционное (второе) издание, однако страница, на которой в этом издании находилось слово жид, была переформатирована, и это слово было оттуда выкинуто.
Люди могут сознательно нарушать табу. В определенных кругах это даже модно. Но это значит, что табу в обществе продолжают существовать. То, чего не существует, нарушить невозможно.
Любая культура включает в себя систему запретов. Эти запреты в частности касаются употребления каких-то выражений. Без запретов культура существовать не может. И в условиях межкультурного взаимодействия неизбежно возникают ситуации, когда запреты, присутствующие в одном культурном пространстве, сталкиваются с тем, что нечто аналогичное разрешено в другой среде. Это касается и разных культурных общностей внутри одного языка. Вполне понятно, что в подобных ситуациях возникает напряжение: то, что чрезвычайно ранит носителей одних, другим кажется совершено нормальным и вызывает у них искреннее недоумение. Например, во многих западных странах табуируются совсем другие выражения, нежели у нас. Там очень болезненно реагируют на любое проявление «неполиткорректности». Не зная этого, мы можем походя оскорбить человека и даже не понять «что тут такого». Чужие табу вообще усваиваются довольно сложно. Человек не понимает, не чувствует неприличия выражений в иностранном языке. Именно поэтому иностранцы, изучающие русский язык, так легко начинают материться. Для них эти слова не являются табуированной лексикой.
Думаю, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Иногда стороны стараются минимизировать общение, но иногда, напротив, намеренно учащают контакты, желая обидеть друг друга или покрасоваться за чужой счет. Впрочем, бывает, что культуры сближаются, какие-то табу снимаются или, наоборот, культуры воспринимают табу друг друга, но определенные культурные различия все равно остаютсяКонфликтов не было бы, если бы все люди были преисполнены друг к другу самых добрых чувств. Но едва ли это осуществимо.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Для Pussy Riot попросили три года Со своими речами в хамовническом суде выступили сторона обвинения и адвокат потерпевших по делу Pussy Riot. Прокурор попросил для PR три года колонии общего режима, а адвокат от имени своих доверителей – условного срока
Опять «Пусси»: протодиакона Андрея Кураева могут пригласить в суд по делу о панк-молебне 20 июля состоялось очередное предварительное судебное заседание по делу «Пусси райот». Адвокат участниц группы, уже около полугода пребывающих под стражей, подал ходатайство о привлечении к судебному процессу известного православного публициста и миссионера отца Андрея Кураева и самого Патриарха Кирилла
Храм построили благодаря бунту заключенных Историю бунта заключенных, произошедшего несколько лет назад в одной из российских тюрем, рассказал священнослужитель, очевидец этих событий. По его словам, протест – это не всегда плохо
Перешли на личности: на оппозиционном митинге впервые прозвучали лозунги против Патриарха Такого поворота в протестной риторике можно было ожидать, уверены библеист Андрей Десницкий и телеведущий Александр Архангельский. Очевидцы подтверждают что антицерковные лозунги в толпе действительно звучали, кроме того, по их словам, в течение всего митинга молодые коммунисты раздавали листовки антирелигиозного содержания.
Захар Прилепин: ксенофобия без розовых очков Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Другой протест, или забытое слово Схема бытия, упрощенная до противостояния «оппозиция-власть», не учитывает того, что власти бывают разные. Сегодня бывает проще грозить кулаком неким проворовавшимся чиновникам, чем пойти против мнения коллег на работе, а кредит на машину или квартиру удерживает от резких движений почище любого полицейского
К протестам добавились оскорбления. Колонна «Pussy riot» попыталась оскорбить Церковь Пресс-служба Московской Патриархии прокомментировала оскорбления в адрес Патриарха Кирилла во время сегодняшнего «Марша миллионов». Оскорбления свидетельствуют о том, что протестующим безразлично их Отечество, считает глава пресс-службы диакон Александр Волков.
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
Безопасность подростка в городе: инструкция по выживанию Как научить наших детей подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь, но не воспитать в них агрессивность? Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря КАСТЮКЕВИЧА – исполнительного директора Национального совета айкидо России, автора книги о безопасности в мегаполисе
Кощунство в светском государстве? Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам, - считает публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
«Я ксенофоб. Что делать?» В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?
Самуцевич освободили на обычных условиях Мосгорсуд не стал накладывать на Самуцевич дополнительных обязательств в связи с ее условно-досрочным освобождением. Условия вполне стандартные для УДО – необходимость отмечаться, подписка о невыезде и отсутствие правонарушений
Свастика в поддержку «Pussy riot»: как защитить храмы от вандализма? Протоиерей Дмитрий Смирнов рассказал – как будет защищать свой храм, пострадавший недавно от хулиганства, а его прихожане поделились своими мнениями о произошедшем. Забор предложено отмыть, а храм оснастить системой видеонаблюдения
Pussy Riot не пришли на встречу со священником 21 марта СИЗО номер 6, где содержатся возможные участницы группы «Pussy riot», посетили два священника. Фигурантки громкого дела о хулиганстве не пришли на службу в тюремный храм и не изъявили какого-либо желания встречаться со священнослужителями
В России подсчитали «мирных» экстремистов Сегодня в Москве правозащитный центр «Сова» представил отчет о неправомочном применении антиэкстремистского законодательства. По словам директора центра, только 33 человека из числа осужденных за экстремизм, сидят за преступления не связанные с реальным насилием
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.