На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Ольга Седакова: группа «Femen» и панк-молебен в Храме Христа Спасителя – это не феминизм!


Версия для печати
13.03.12, 11:28

Поэт, кандидат филологических наук, почетный доктор богословия Европейского гуманитарного университета, преподаватель кафедры теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ Ольга Седакова рассказала «НС» чем российский «феминизм» отличается от западного.



Феминизм не феминизм


«Такой воинствующий «феминизм» – по-моему, исключительно наше, местное явление. Я не слышала, чтобы европейские феминистки делали что-то похожее. У западного феминизма есть свои неприятные стороны: например, специальные книжные магазины, в которых продаются книги, написанные исключительно женщинами. Мне как писателю это представляется несколько унизительным. Но вообще «нормальный» феминизм отстаивает права женщин в обществе: равенство в работе, в зарплате, в избирательных правах и т.п. Группа Femen, называя себя феминистской, на самом деле ничем таким не занимается. Их акции протеста могли бы исполнять и мужчины. Но, вероятно, гораздо эффектней, если обнаженные женщины бросаются на пулемет. Или это новый вариант «Свободы на баррикадах»? И «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя – его вполне могли бы исполнить мужчины, что здесь собственно женского и «феминистского»? Но думаю, если бы такое устроили мужчины, реакция была бы гораздо жестче. К женщинам в подобных акциях заведомо относятся снисходительней».

Женщине женскую жизнь!


«В Европе феминистки действительно много добились. Мы пользуемся плодами борьбы на социальное достоинство женщин, уже не задумываясь об этом. Например, общее избирательное право – во многом заслуга движения суфражисток. Или право женщин на получение высшего образования: ведь такого права у женщины не было много веков! Еще совсем недавно женщина во Франции не имела права на собственный счет в банке: ее жалование переводилось на счет мужа.

В Советском Союзе вопрос о гендерных правах был явно не первым. В каком- то смысле бесправны были все, и мужчины и женщины. Но в другом отношении – советская женщина обладала теми правами, которых добиваются западные феминистки: например, работать наравне с мужчиной на самых тяжелых работах. У нас женщинам никто не запрещал укладывать шпалы, работать на вредных производствах. Наши женщины, скорее, не имели возможности оставаться женщинами. Женственность плохо сочеталась с «пролетарским» проектом. Женщина в этом проекте была «работницей» и «товарищем», а не нежной девицей, изящной дамой и т.п. В Англии мужчина боится оказать внимание женщине – предложить помочь нести тяжесть, подать пальто и т.п. Феминистка может оскорбиться: ее трактуют как слабый пол! В советском быту никто этого и не предлагал. Женщина была «сильным полом», она несла на себе и традиционно мужскую ношу. Семья часто держалась на женщине. Жена принимала решения, жена распоряжалась деньгами. Своего рода матриархат. Мужья, особенно в простонародных семьях, побаивались своих жен. В Советской России таких семей, где работал бы только муж, а жена могла оставаться дома с детьми, почти не было. У нас, по-моему, стоило бы начать другое движение – за восстановление достоинства мужчин.

Зачем женщинам права в Церкви


В западном мире феминизм ставит и церковные проблемы. Феминистки требуют женского священства. В Англиканской церкви это уже реальность. Католичество с этим требованием категорически не соглашается. Но участие женщин в богослужениях там расширяется. На Литургии женщины могут читать Священное Писание. Женщинам поручается в Церкви все больше и больше разных других служений. У нас мысль о женском священстве пока еще - слава Богу! - не проснулась. Но можно заметить, что у нас в Церкви женщины могли бы исполнять больше обязанностей, чем сейчас. Например, женщины могли бы управлять какими-то общественными делами, просвещением, благотворительностью – «диаконией» в старом смысле этого слова. Способности организовывать, устраивать очень свойственны женщинам. И конечно, творчество. У нас и теперь много женщин - иконописцев. Литургические тексты созданы почти исключительно мужчинами, но ведь была монахиня Кассия, которая написала первые четыре песни канона Великой Субботы! Духовное образование, прежде недоступное для женщин, теперь можно получить. Таким образом появляются женщины-историки Церкви, литургисты… Я думаю, женское творчество в Церкви само собой будет все более заметным».

Время женщин


«Когда в рамках предвыборной кампании были прения между Ириной Прохоровой и Никитой Михалковым, она его очень легко поставила на место. Многие стали говорить, что не брат Ирины, которого она представляла в этих дебатах, а она сама была бы лучшим кандидатом в президенты. В нашей власти явно недостает женского участия – в сравнении не только с европейскими, но уже и с азиатскими странами. Вспомним великую Екатерину. Но общество еще не очень к такому готово. Женский ум не принято уважать. Мне, например, в России не раз приходилось слышать комплимент о том, что у меня «не женский ум». Я уверяю, что если бы такое сказали в Европе, это расценивалось бы как оскорбление. У нас это привычно.

Современная пост-технологическая цивилизация выравнивает полы. Специфически «мужских» видов деятельности (требующих физической силы) все меньше. Это прежде мужчины сражались в тяжелых доспехах, а женщинам это было не под силу. Теперь, когда высокая технология облегчила очень многие роды работ, природные различия становятся не так существенны. Я бы сказала, что общество не феминизируется, а просто становится «унисекс»».

Возврат невозможен


«Патриархальные отношения в том виде, в котором они существовали во времена Домостроя, больше невозможны. Но возможно другое: уважительное сотрудничество и (на мой взгляд, с которым многие не согласятся) признание за мужчиной первенства в семье, но первенства не тиранического, а любящего, ответственного. Что Домострой, Средневековье! Еще в Кодексе Наполеона отношения между мужчиной и женщиной описаны как отношения садовника и яблони: яблоня принадлежит садовнику, но садовник яблоне не принадлежит. Такие отношения, я думаю, уже больше никогда не будут приняты».

Подготовила Ирина Сечина

Версия для печати

Тэги: Общество  Субкультуры 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.