Блаженный Исидор Твердослов, преподобный Дорофей Югский, святой Иоанн Многострадальный – вот лишь немногие имена святых, иконы которых представлены на выставке «В земле Российской просиявшие», открывшейся в музее им. Андрея Рублева на прошлой неделе. Несмотря на то, что открытие выставки прошло незамеченным, в запасе остался еще есть целый месяц, что бы посмотреть эту уникальную коллекцию икон малоизвестных русских святых.Преподобный Авраамий Галичский с житием. Третья четверть XVIII века
Выставка рассказывает не только о малоизвестных подвижниках. На ней представлены иконы таких основателей русской святости, как преподобные отцы Киево-Печерские Антоний и Феодосий или преподобный Сергий Радонежский. Кураторы выставки поставили задачу показать «палитру» русской святости от крещения Руси до синодального периода. Наталья Николаевна Чугреева, организатор выставки и старший научный сотрудник музея, проводит небольшую экскурсию: «Все началось с Киевской Руси: князь Владимир, святые Борис и Глеб, потом Киево-Печерские святые Антоний и Феодосий», — экспозиция выстроена не хронологически, а географически, сами иконы сгруппированы по регионам и иконографии. После Киевской Руси - Ростовскую земля, святитель Леонтий, претерпевший мученическую смерть в борьбе с язычеством. Затем Новгород и Тверь. Северные земли, святые Соловецкого острова и Поморья представлены удивительными святыми: Михаил Клопский, Ефрем Новоторжский, Елиазар Анзерский. В центре композиции Московское княжество, икона преподобного Сергия Радонежского, с необычным числом клейм и редким сюжетом об исцелении бесноватого. Она не спроста занимает центральное место. Именно преподобный Сергий уже во всех Среднерусских землях зажег огонь святости — история основания большинства северных русских монастырей так или иначе связана с Троице-Сергиевой Лаврой. Заканчиваясь, экспозиция рассказывает о синодальном периоде в истории Русской Православной Церкви и завершается иконой святым Димитрии Ростовском, как бы замыкая круг. Его Четьи Минеи (крупнейший сборник житий русских святых) в свое время стали крупнейшей «энциклопедией» русской святости.
На выставке есть и премьеры. Редкая надгробная икона святого Иосифа Волоцкого, где он изображен со сложенными на груди руками. Икона только что после реставрации. «Реставраторы сняли поздний слой записи и вот видите, открылось старинное письмо», — Наталья Николаевна показывает место на иконе где можно теперь увидеть белую монашескую пряжечку.
К иконам будут прилагаться пояснения с выдержками из житий: «Просто так показать иконы мало, мы же должны объяснить, в чем заключается подвиг того или иного святого», — рассказывает Наталья Николаевна. Организаторы выставки, среди которых есть как православные, так и светские ученые еще не пришли к единому мнению по этому вопросу и пока житийных «объяснений» под иконами нет. Между тем со многими из изображенных святых связаны порой почти приключенческие истории. Например, блаженный Исидор Твердослов, которого по «Иконописному подлиннику» изображают «подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы». Блаженный Исидор пришел в Ростов Великий из далекой Германии, где он родился в богатой славянской семье католического вероисповедания. В порыве искренней веры он снял с себя богатые одежды и стал вести жизнь юродивого, оставаясь еще католиком. Вскоре, поняв несостоятельность латинского учения, Исидор пешком пошел в Ростов, по дороге претерпевая унижения и побои. В Ростове он принял православие и построил себе на ближайшем болоте тростниковую хижину где и молился ночами, а днем принимал насмешки от жителей Ростова. Свое прозвище «Твердослов» он получил благодаря твердому слову прозорливца, которым он славился. О новгородском святом блаженном Николае житие рассказывает такую историю: «Блаженный Николай жил на Софийской стороне Новгорода. На Торговой стороне в то же время подвизался блаженный Феодор, также юродивый Христа ради (память 19 января/1 февраля). Оба святых, обличая распри новгородцев Софийской и Торговой сторон, мнимо враждовали. Они изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Однажды, догоняя своего «непримиримого врага», блаженный Николай пошел по Волхову как по суше и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым».
Часто пояснений требует не только «биография» святого, но и причудливая иконография. Так на редкой иконе святых Зосимы и Савватия Соловецких предстоящих молитвенно перед Иоанном Крестителем, за Соловецким монастырем на морской глади изображен кораблик, который везет по морю целый маленький белокаменный городок с башенками, а на иконе «Явление иконы святителя Николая великому князю Димитрию Донскому на реке Угреше» на горизонте нарисованы загадочные шатры. По маленькой комнате выставки можно ходить часами, рассматривая все новые и новые подробности.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Красноярскую «Родину» урезали Организаторы скандальной выставки «Родина» приняли решение снять часть экспонатов с выставки– сообщили в Красноярской епархии. Но есть ли у Церкви право вмешиваться в искусство?
Авангардист и Церковь Во взаимоотношениях Церкви и современного искусства произошел любопытный прецедент. Известный художник-авангардист Гор Чахал готовился к выставке в Центре современного искусства «Винзавод». Неожиданно, как рассказывает сам художник в своем интернет-дневнике, «"Винзавод" отказался быть соорганизатором выставки, снял с себя всю ответственность за ее проведение и потребовал официального письма от Московской Патриархии, в котором было бы ясно указано, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке»
Выставка лучших художников-иллюстраторов в «Покровских воротах» С 11 по 23 апреля в культурном центре «Покровские ворота» пройдет выставка детской иллюстрации «Книжка с картинками». Издательство «Никея» представляет работы выдающихся современных художников-иллюстраторов. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Выставки в МУАРе: Неведомые храмы исчезнувшей страны Две выставки об утопии и антиутопии советского зодчества XX столетия проходят в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. О том, что не было построено. Обычно, когда начинаешь фразу со слов «о том, что не было…», - продолжаешь: «к сожалению». В случае с новыми выставками все не так предсказуемо. Возможно, «к сожалению». Но вернее: «слава Богу, что не было».
Иван III: выставка в Кремле Крест, с которым прибыла в Россию Софья Палеолог, каменная плита с титулом великого князя Московского, иконы Дионисия и знаменитый «угорский золотой» можно увидеть на выставке «Великий князь и государь всея Руси Иван III».
Искусство есть мечтать и видеть сны В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке до конца сентября открыта экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует». Это именно экспозиция, а не выставка в привычном смысле. Ее жанр многосоставен и сложен, соответствует теме «современное искусство для неофитов».
Отчеканенный праздник В Эрмитаже развернуты три интересные экспозиции: «Гроза двенадцатого года», «Мы все в одну сольемся душу» (Отечественная война 1812 года в медалях) и «Оловянные солдатики в Эрмитаже»
Откровение Дюрера: концентрация и драматизация До 1 февраля в Москве проходит выставка «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Для искусства Руси того же времени Апокалипсис – это масштаб: многофигурные сцены, небо свивается как свиток, огромные циклы фресок на стенах храмов или двухметровые иконы. Для немецкого мастера в Апокалипсисе важен контраст между вселенским и частным, поэтому на небе – 24 старца, а на Земле – спокойный пейзаж, Небесный Иерусалим же выглядит немецким городом с башенками. Не поэтому ли им выбран и формат – не фреска, а гравюра?
Бах в Голицынском, бункер Сталина, Маркс сегодня, Дюрер в Москве Путеводитель 25-31 ноября: концерты в Голицынском и Марфо-Мариинской, Дюрер и его «Апокалипсис» в Щусева, лекции о. Андрея Лоргуса, юбилей шестидесятников в Политехе с чтением стихов, встречи с Наумовым и Белохвостиковой, экскурсии в бункер Сталина, лекции об актуальности марксизма и о том, как в наш век обращаться с иррациональным, не прибегая к религии.
«Преодоление»: Выставка о гонениях на Церковь, которую обязательно надо увидеть 7 ноября в Музее современной истории России открылась выставка о подвиге, жизни и судьбе Церкви в СССР. Экспонаты уникальны: облачение патриарха Тихона и хирургические инструменты архиепископа Луки, протоколы допросов новомучеников и книжки свяшенников-ренегатов, потиры для лагерной Литургии, сделанные из стаканов и многое-многое другое. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Русская Палестина в центре Москвы: в «Манеже» открылась выставка Палестинского общества 5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка российского Императорского православного палестинского общества. В экспозиции представлено около 900 экспонатов, рассказывающих об истории русского присутствия на Святой земле, в том числе Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне.
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.