На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Мастер-класс для школьных театров


Версия для печати
20.11.08, 17:40

С 14 по 20 ноября в Москве прошел Х Всероссийский фестиваль школьных театров «Русская Драма». В этом году он посвящен памяти Великой Княгини Елизаветы Федоровны и проходит в рамках программы "Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания".


Сцена из спектакля "Белый ангел", (Театр "Пилигрим", г. Серпухов). Святая мученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна дарит Евангелие террористу Каляеву

В фестивале школьных театров «Русская Драма» в этом году приняло участие 14 лучших любительских театров из 120, приславших свои заявки. Это детские и молодежные театральные коллективы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, вузов и учреждений дополнительного образования, прошедшие конкурсный отбор в регионах. География участников охватывает пространство от Пскова и Иркутска, до Волгограда, Татарстана и Соликамска. В жюри вошли народные артисты России Юрий Каюров, Лилия Толмачева, Николай Бурляев, протоиерей Александр Ильяшенко и др. Наряду со взрослым жюри, от каждого коллектива работает детское и юношеское жюри, вручающее победителям специальные дипломы. Гран-при фестиваля получил спектакль «Дом свободы» православного творческого объединения «MiP» (г. Саров Нижегородской области). За годы работы фестиваля «Русская драма» на сцене «Камерной сцены» сыграно более 130 спектаклей.


Весь спектакль как на ладони
Слово «школьные» вовсе не значит, что в труппе только школьники. Артисты здесь – это те, кто учится и учит. В спектаклях заняты и дети, и молодежь, и взрослые (например, преподаватели воскресных школ). «Это фестиваль для любительских театров, которым сегодня нужна поддержка. В основе их творчества -- традиции русских театров, для которых духовно-нравственные проблемы личности важнее эгоизма, пошлости и растления, -- пояснил «НС» художественный руководитель Московского театра русской драмы «Камерная сцена» Михаил Щепенко. -- Критерием отбора стали единство формы и содержания, умение мыслить и донести эту мысль, сделать ее интересной и нужной для зрителя».


Михаил Щепенко, художественный руководитель Московского театра русской драмы «Камерная сцена»


Участие в этом фестивале для самих театров настолько важно, что их не смущают затраты на дорогу и трудности пути. Например, театр-студия «Перемена» (лауреат фестиваля) приехал из г. Соликамска (пять с половиной часов на автобусе до Перми и еще сутки на поезде). «Это один из редких фестивалей, где создана особая атмосфера со-трудничества и со-участия молодежи и тех, кто с ней работает. Каждый вечер происходит «разбор полетов», где компетентное жюри не только дает объективную оценку спектакля, но и отвечает на вопросы руководителей и актеров»,- считает литературный критик Капитолина Кокшенева.

Как со сцены рассказать о Боге
Каждый спектакль – это не пьеса Островского, Гоголя или Шукшина, а сценарий по мотивам их прозаических произведений, написанный руководителями-режисcерами школьных театров. Например, история о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (театр-студия «Перемена», г.Соликамск) звучит от лица дворовых этих помещиков, между которыми тоже возникает конфликт.


Сцена из спектакля "Белый ангел", (Театр "Пилигрим", г. Серпухов)


Многие участники - православные. Но можно ли через театр привести человека к Богу? «Да, можно, и для этого вовсе не обязательно включать в спектакль библейские сюжеты, - считает руководитель театра «Перемена» Лия Пыльская. – Для этого спектакль должен пробуждать в зрителе чистые, возвышенные устремления души. Заставлять задуматься о собственной жизни, побуждать к трезвой переоценке собственных поступков и поиску нравственных ориентиров. Это возможно, когда сами артисты искренни в своем творчестве, когда они сами находятся в духовном поиске. Поэтому я борюсь за каждого своего ребенка (в труппе играют ребята первого, пятого и восьмого класса), чтобы он не скатился в болото обыденной, пошлой, бесперспективной жизни. Сегодня ведь в школу боишься войти: на крыльце уже после второго урока семиклассницы распивают пиво, курят, ругаются матом. И в этой школьной среде существуют какие-то свои представления о том, что такое хорошо (круто, как они говорят) и плохо. Поэтому я стараюсь уберечь своих ребят, на примере героев из спектаклей воспитать в них нравственные критерии оценки жизни и развить в них потребность к творчеству. Поэтому в наших спектаклях звучат темы любви к родному дому, к своим близким, к своей земле, ее красоте».


Лия Пыльская и ее воспитанники


Дети в «Перемене» сами делают костюмы, рисуют декорации, пишут маленькие сценарии. И для Лии Пыльской эта подготовительная работа сейчас стала намного важней, чем сам спектакль.

Кризис жанра
Известно, что уверовав, многие расстоются с театром. Несколько лет назад такое желание возникло и у Елены Дмитриевой, руководителя молодежного театра «Благодатное небо» (Волгоград, диплом "За верность духовной традиции в сценической реализации русской прозы"). Двадцать лет она ставила спектакли, которые занимали призовые места на всероссийских конкурсах и фестивалях, а потом бросила театр и хотела уйти работать в храм. Многие коллеги смотрели на Елену с недоумением, но убедить ее остаться в театре не могли. Раскололась и молодежная театральная труппа: некоторые ребята разделяли мнение своего руководителя: нельзя перевоплощаясь в другого человека оставаться самим собой.
Но из бесед со своим духовником, Елена, которая к тому времени поступила на богословский факультет Царицынского православного университета, поняла, что это был только этап переосмысления своего творческого пути. «Бог дал тебе талант. Ты не имеешь права закапывать его в землю. Вот сейчас, когда ты не хочешь этим заниматься, это и будешь делать», - сказал духовник. Поэтому организация праздников в воскресных школах и массовых представлений на уличных площадках города в главные православные праздники стали очередным этапом ее деятельности. В университете она обрела и круг единомышленников, а в результате появилась новая труппа, но уже из воцерковленных людей – студентов университета. Они назвали ее «Благодатное небо».


Артисты театра "Благодатное небо"


Сцена из спектакля "Другая жизнь" театра "Благодатное небо"


Елена любит повторять слова своего архипастыря митрополита Волгоградского и Камышинского Германа: «Пусть все узнают, как православные умеют не только молиться и работать, но и отдыхать». Правда, спектакли ее театра никак нельзя назвать "легкими". На фестиваль Молодежный театр «Благодатное небо» привез пьесу по мотивам рассказа Шукшина «Билетик на второй сеанс». Ее главный герой (которого с трудом можно назвать положительным), пытается найти причину мучающей его необъяснимой тоски. И постепенно приходит к мысли, что тоска – следствие его душевной опустошенности, которую нельзя заполнить ни вином, ни развратом, ни безудержным весельем. Только обретение Бога способно решить эту проблему. К сожалению, как именно можно было бы проиллюстрировать эту мысль, чтобы она не давила на зрителя, Елена пока не знает.

Мастерство и горение души
Далеко не все кажутся безупречными с профессиональной точки зрения. Комментирует Михаил Щепенко:

«Нужен ли профессионализм, когда пуста душа? Довольно часто мне приходится сталкиваться с явлением, когда актеры первоклассно обучены своему ремеслу, но душа их не волнуется поставленными в спектакле вопросами. И поэтому они не в состоянии заинтересовать зрителя. В их работе и отношении к коллегам превалируют эгоизм и эгоцентризм. Это и понятно, потому что актеру сегодня надо пробиваться самому, и для этого расталкивать других локтями. В профессиональном театре, к сожалению, актеры подчас не думают о коллективном результате», -- считает художественный руководитель Московского театра русской драмы «Камерная сцена».

В результате мы получаем искусство, в котором нет горения души, нет единства зрительского зала вокруг некой идеи, душа зрителя остается не удовлетворена, -продолжает Михаил Щепенко. - Нужен ли такой профессионализм? Салтыков-Щедрин в свое время говорил о творчестве: «Если внутренности мои не дрожат (от сопереживания описываемой теме – А.Р.), лучше брошу перо, даже если придется умереть голодным».

А в любительском варианте театр - это всегда неравнодушное отношение к проблематике спектакля. Это дух общности, семьи, общины, а это главная составляющая истинного искусства, в том числе и профессионального. И если коллектив серьезный, то мастерство рано или поздно к нему приходит. Тем более что все руководители – настоящие профессионалы своего дела. От режиссеров профессионального театра они отличаются лишь тем, что им приходится выполнять еще и работу сценографа, художника, костюмера, гримера и драматурга.

Алексей РЕУТСКИЙ

Версия для печати

Тэги: Школа  Призвание  Театр 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.