Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Римма ГАЛЕЕВА, психолог школы «Интеллектуал»:
— Ситуации, когда ребенок ругает учителя, самые разные. Сколько лет ребенку? В какой школе учится? Как у него складываются отношения с мамой? Как он относится к предмету? Когда знаешь все это, легче понять, что произошло и как реагировать. Конечно, маме стоит не давать сразу оценку тому, что ребенок сказал, а спросить, что произошло, каковы факты. В идеале, при доверительных отношениях, родители не сомневаются в том, что ребенок говорит правду: я допускаю, что ты прав, но не торопись делать выводы, стоит узнать аргументы другой стороны.
Лучше всего родителям самим прийти в школу и посмотреть, в чем дело. «Учительница — дура» может значить что угодно: и что ребенок сомневается в ее умственных способностях, и что она ему по-человечески не нравится, и, наконец, что он так оценивает ее с нравственной точки зрения, — и вот в этом случае непременно надо разбираться.
Если ребенок в самом деле не считает педагога умным — это, как ни странно, даже менее тревожно, чем все остальное: да, в школе встречаются непрофессиональные люди. Если вы сами считаете учителя не только непрофессиональным, но и неприятным человеком, то вряд ли сможете скрыть это от ребенка — он все поймет на невербальном уровне, а вас заподозрит в лицемерии. Поэтому до разговора с ребенком попробуйте разобраться сами. Недостаток профессионализма может быть кажущимся. Возможно, и вы, и ваш ребенок недостаточно компетентны, чтобы делать такие выводы. Во всяком случае, не сомневаются в своих суждениях только незрелые умы. Можно поговорить об этом с ребенком.
Тем не менее вы убеждены, что учитель плох. Но почему? Возможно, это временно: он молод и неопытен. Или стар и болен, а работу не бросает из-за заработка, от одиночества и т. д. Это тоже можно обсудить: опыт сочувствия нашим детям очень полезен. Если ребенок не прав — надо разговаривать о том, где он ошибся и почему. Если не прав учитель — разбираться с тем, что конкретно он сделал: учителя в самом деле могут сделать что-то неприемлемое, даже вплоть до уголовщины. И тут надо действовать — с необходимой степенью резкости и в рамках правовой сферы.
А вот если ребенок маленький, надо задуматься, все ли с ним в порядке. У маленьких детей обычно действует некая презумпция мудрости взрослого: для него учитель по умолчанию умный и хороший. И до ребенка надо донести, что о любом человеке, не только взрослом, лучше отзываться взвешенно. В нашей традиции взрослые вправе рассчитывать на уважение детей. В нашем детстве еще считалось, что мы должны слушаться взрослых просто потому, что они взрослые; с учителем не надо спорить, его надо слушаться. Сейчас времена поменялись. Взрослый уже не может рассчитывать на уважение только потому, что он старше, — однако он достоин уважения, как любой человек. Сейчас ученик может не соглашаться со взрослым и спорить с ним; более того, есть школы, для которых право ученика самостоятельно думать и не соглашаться с учителем — это базовая ценность. А если ребенок одаренный, он вообще может сопротивляться любому готовому знанию: он должен его сам добыть, а не принимать на веру; не каждый учитель к этому готов.
В школе у ученика и учителя есть определенные функции: один приходит учиться, другой учить, между ними существует договор и ясные формальные отношения. Когда ребенок ставит под вопрос прямую функцию учителя — учить, мешает ему выполнять его работу, с ним обязательно надо разговаривать о том, что учеба — это совместный труд учителя и ученика, и успех возможен только при согласованности усилий, готовности к сотрудничеству.
К сожалению, дети воспроизводят то, что им транслируют взрослые. Мы стали свидетелями процесса «десакрализации» Учителя. В нашей стране учителя никогда не получали больших зарплат, но их труд долгое время воспринимался и ими самими, и обществом как миссия. Сейчас учителям предлагают роль наемных работников, предоставляющих образовательные услуги. А учителя, что бы там ни говорили, не только учат, но и воспитывают наших детей. Ребенок зачастую проводит с ними больше времени, чем с родителями.
Когда родители, а вслед за ними дети относятся к учителю как к обслуге и учитель чувствует себя униженным, это влечет за собой некоторые последствия. Во-первых, учитель в таких условиях будет постоянно испытывать соблазн использовать власть над ребенком для моральной компенсации, для самоутверждения. Поэтому родители, отказывая в должном уважении учителю, подставляют собственного ребенка. Во-вторых, любое обучение невозможно без элементов принуждения. Если учитель не требователен к ученикам, то пользы от такой учебы никакой. Естественным правом на такое принуждение в глазах ученика может обладать только авторитетный для него человек. Наконец, обесценивается само знание, ради которого дети идут в школу. Ведь носитель этого знания не достоин уважения в глазах ребенка.
Родители и учителя — естественные союзники. Только если они будут с должным уважением относиться друг к другу и к ребенку, можно рассчитывать на успех.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Детский вопрос: общаться важнее, чем учиться? Моему сыну 14 лет. Он все свободное время проводит с друзьями, или гуляет с ними, или в интернете общается. А учиться когда же? Моя подруга, увлекающаяся психологией, говорит, что ему сейчас по возрасту положено общаться, это "ведущая деятельность". Это что получается, надо отстать от него и пусть общается сколько хочет, а учеба побоку?
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Дети в детских домах не плачут: все равно никто не придет Я ничего не знаю про американских усыновителей. Зато знаю кое-что про шведских, а в контексте "продажи наших собственных детей за границу" это в принципе одно и то же. Так вот, мне посчастливилось в течение нескольких лет поработать переводчиком у шведов, приезжавших сюда усыновлять детей. И ни один вид деятельности ни до ни после не приносил мне такого удовлетворения и ощущения нужности и важности того, что я делаю. Прошло больше десяти лет, а я до сих пор помню почти все супружеские пары, с которыми довелось работать. И всех вспоминаю с теплом и благодарностью.
Какое дело в семье - мужское? Священник Феодор КОТРЕЛЕВ продолжает рассказ о своей семье. В этой части он вспоминает о своем двоюродном деде – актере-вахтанговце, знатоке старого московского быта, и рассуждает о том, что в семье должен делать мужчина. Например, отец Феодор ко всему прочему умеет шить - даже облачение сшил себе сам
ОПК на старте: Как в школах выбирали религию С сентября 2012 года во всех школах России появится новый обязательный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). В мае школы определялись с выбором модулей. Какую же религию предпочитают россияне и почему?
Социальное расслоение: принцы и нищие в школе Как объяснить ребенку, что не стоит завидовать тем, кто богаче? Как соблюсти золотую середину, чтобы ребенок не стал ни стяжателем материальных благ, ни закомплексованным «нищебродом»?
Успешные мамы Рассказы о жизни многодетных семьей кажутся порой какими-то "теоретическими", выдуманными и нежизненными, это может касаться как хвалебных, так и ругательных статей. Фотографы Евгений Глобенко и диакон Андрей Радкевич не рассказывают о мамах, а показывают их – красивых, счастливых и успешных.
Мальчик, который выжил: подлинная история одного усыновления «Я недавно получил письмо по электронной почте от одной многодетной мамы, которую помню еще девочкой, – пишет своем блоге епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. – Я, когда читал текст, не мог удержаться от слез. Этот рассказ являет тайну приобщения к жизни, которая есть Любовь». ПОЛНЫЙ ТЕКСТ истории о мальчике, который выжил – на нашем сайте.
Семья Ильяшенко: традиции счастья Семей, где вера передается из поколения в поколение, сегодня немного. Рассказом об одной из таких удивительных семей мы начинаем новый цикл материалов – в доме отца Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и 31 внук.
Воспитание детей: ставка на лидерство Мысль о том, что нужно выгрызть свое место, догнать и перегнать, очень сильна в России в последние два десятилетия. Сами не видя того, родители транслируют это детям с возраста песочницы. Все ли могут стать лидерами, насколько высокую планку ставить себе и своим детям и как относиться к тем, кто слабее тебя, – накануне дня народного единства и согласия выясняет Екатерина БУРМИСТРОВА
Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?
«Ябеда-корябеда», или Мифы о стукачестве в России Принято считать, что российские граждане не любят «стучать» - в отличие от граждан западных стран, где информирование государственных органов о несоблюдении законов и правил считается исполнением гражданского долга. Мы осуждаем эту практику, противопоставляя закону нравственные нормы, жалуясь при этом на собственное равнодушие и отсутствие в стране порядка.
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Какое кино смотреть с детьми Понятие «детское кино», кажется, так и не реанимировалось в российском кинематографе. Старое кино умело говорить с детьми на их языке, поэтому мы до сих пор продолжаем смотреть старые советские фильмы и сказки. О том, какие отечественные и зарубежные фильмы можно сегодня смотреть с детьми, рассказывает священник Дионисий ГУДЗЬ.
Работа в летние каникулы: что перетрут терпенье и труд? В летние каникулы некоторые подростки решают попробовать себя в трудовой деятельности. Но у родителей в связи с этим возникает немало вопросов — полезно ли чаду в 14-16 лет начинать работать? Что, если ребенка обманут и у него на всю жизнь останется негативный опыт? Первая зарплата подростка — его личные деньги или он должен внести их в семейный бюджет? И не захочет ли чадо, вкусив «материальной независимости», бросить учебу и начать зарабатывать?
Переходный возраст: что делать, когда ребенок огрызается Когда наш старший ребенок в 12 лет начал «огрызаться», мы с мужем не были к этому готовы. Понятно, что переходный возраст, но как правильно пресекать недопустимое? Мой муж по натуре жесткий человек, да еще и начальник, привык, чтобы его слушались, плюс у нас православная семья, и мы всегда считали, что послушание — это важно. Как не ошибиться, выстраивая свою линию отношений с сыном? Наталья.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.