На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность 11 (82)'2012

Зачем уважать учителя?


Версия для печати
19.11.12, 10:09

Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана

Римма ГАЛЕЕВА, психолог школы «Интеллектуал»:
— Ситуации, когда ребенок ругает учителя, самые разные. Сколько лет ребенку? В какой школе учится? Как у него складываются отношения с мамой? Как он относится к предмету? Когда знаешь все это, легче понять, что произошло и как реагировать. Конечно, маме стоит не давать сразу оценку тому, что ребенок сказал, а спросить, что произошло, каковы факты. В идеале, при доверительных отношениях, родители не сомневаются в том, что ребенок говорит правду: я допускаю, что ты прав, но не торопись делать выводы, стоит узнать аргументы другой стороны.

Лучше всего родителям самим прийти в школу и посмотреть, в чем дело. «Учительница — дура» может значить что угодно: и что ребенок сомневается в ее умственных способностях, и что она ему по-человечески не нравится, и, наконец, что он так оценивает ее с нравственной точки зрения, — и вот в этом случае непременно надо разбираться.

Если ребенок в самом деле не считает педагога умным — это, как ни странно, даже менее тревожно, чем все остальное: да, в школе встречаются непрофессиональные люди. Если вы сами считаете учителя не только непрофессиональным, но и неприятным человеком, то вряд ли сможете скрыть это от ребенка — он все поймет на невербальном уровне, а вас заподозрит в лицемерии. Поэтому до разговора с ребенком попробуйте разобраться сами. Недостаток профессионализма может быть кажущимся. Возможно, и вы, и ваш ребенок недостаточно компетентны, чтобы делать такие выводы. Во всяком случае, не сомневаются в своих суждениях только незрелые умы. Можно поговорить об этом с ребенком.

Тем не менее вы убеждены, что учитель плох. Но почему? Возможно, это временно: он молод и неопытен. Или стар и болен, а работу не бросает из-за заработка, от одиночества и т. д. Это тоже можно обсудить: опыт сочувствия нашим детям очень полезен. Если ребенок не прав — надо разговаривать о том, где он ошибся и почему. Если не прав учитель — разбираться с тем, что конкретно он сделал: учителя в самом деле могут сделать что-то неприемлемое, даже вплоть до уголовщины. И тут надо действовать — с необходимой степенью резкости и в рамках правовой сферы.

А вот если ребенок маленький, надо задуматься, все ли с ним в порядке. У маленьких детей обычно действует некая презумпция мудрости взрослого: для него учитель по умолчанию умный и хороший. И до ребенка надо донести, что о любом человеке, не только взрослом, лучше отзываться взвешенно. В нашей традиции взрослые вправе рассчитывать на уважение детей. В нашем детстве еще считалось, что мы должны слушаться взрослых просто потому, что они взрослые; с учителем не надо спорить, его надо слушаться. Сейчас времена поменялись. Взрослый уже не может рассчитывать на уважение только потому, что он старше, — однако он достоин уважения, как любой человек. Сейчас ученик может не соглашаться со взрослым и спорить с ним; более того, есть школы, для которых право ученика самостоятельно думать и не соглашаться с учителем — это базовая ценность. А если ребенок одаренный, он вообще может сопротивляться любому готовому знанию: он должен его сам добыть, а не принимать на веру; не каждый учитель к этому готов.

В школе у ученика и учителя есть определенные функции: один приходит учиться, другой учить, между ними существует договор и ясные формальные отношения. Когда ребенок ставит под вопрос прямую функцию учителя — учить, мешает ему выполнять его работу, с ним обязательно надо разговаривать о том, что учеба — это совместный труд учителя и ученика, и успех возможен только при согласованности усилий, готовности к сотрудничеству.

К сожалению, дети воспроизводят то, что им транслируют взрослые. Мы стали свидетелями процесса «десакрализации» Учителя. В нашей стране учителя никогда не получали больших зарплат, но их труд долгое время воспринимался и ими самими, и обществом как миссия. Сейчас учителям предлагают роль наемных работников, предоставляющих образовательные услуги. А учителя, что бы там ни говорили, не только учат, но и воспитывают наших детей. Ребенок зачастую проводит с ними больше времени, чем с родителями.

Когда родители, а вслед за ними дети относятся к учителю как к обслуге и учитель чувствует себя униженным, это влечет за собой некоторые последствия. Во-первых, учитель в таких условиях будет постоянно испытывать соблазн использовать власть над ребенком для моральной компенсации, для самоутверждения. Поэтому родители, отказывая в должном уважении учителю, подставляют собственного ребенка. Во-вторых, любое обучение невозможно без элементов принуждения. Если учитель не требователен к ученикам, то пользы от такой учебы никакой. Естественным правом на такое принуждение в глазах ученика может обладать только авторитетный для него человек. Наконец, обесценивается само знание, ради которого дети идут в школу. Ведь носитель этого знания не достоин уважения в глазах ребенка.

Родители и учителя — естественные союзники. Только если они будут с должным уважением относиться друг к другу и к ребенку, можно рассчитывать на успех.

Подготовила Ирина ЛУКЬЯНОВА

Версия для печати

Тэги: Семья  Личность  Дети  Родители  Воспитание  Школа  Подростки 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.