Два года обсуждался проект нового закона об образовании. Общественность прислала к нему двадцать тысяч поправок. 10 ноября на митинг в защиту образования от коммерциализации, которую предполагает новый закон, пришло около 500 человек. Какие подводные камни есть в проекте закона и чем вызван протест, рассказывает участник митинга публицист Ирина ЛУКЬЯНОВА
Фото: Людмила Баркова/ Грани.Ру
Перевалим бремя на семью
С одной стороны, закон нужный, потому что старый закон, штопаный-перештопаный, уже стало невозможно править, только переписать заново. С другой стороны, среди массы хороших слов притаились такие хитрые нормы, что едва ли не все эксперты, у которых хватило силы духа и силы интеллекта прочитать весь этот огромный текст, не сговариваясь, откомментировали его одной и той же фразой: «Дьявол прячется в деталях». Главная опасность этого законопроекта – неумолимое сокращение государственных гарантий. Сам закон никак не регламентирует финансовые вопросы, это должно делаться при помощи подзаконных актов, а подзаконные акты – слишком ненадежная штука. Самые мрачные новшества закона касаются прежде всего семьи, на чьих плечах и так лежит бремя обучения детей. Мы не только платим налоги, из которых финансируется бесплатное образование, но и, ликвидируя недоработки этого образования, оплачиваем услуги платных центров и репетиторов; некоторые родители целиком оплачивают обучение своих детей в негосударственных учреждениях.
Теперь у семьи отнимаются возможности устроить своего ребенка в детский сад. Образование в детсаду жестко делится на обучение и уход и присмотр; государство гарантирует только бесплатное обучение, а за уход и присмотр муниципалитет теперь имеет право взять не 20% платы, как было раньше, а всю плату; по оценкам разных экспертов, она может составить 10-20 тысяч рублей в месяц, а то и больше. Кроме того, муниципалитет теперь имеет право не дать семье места в детсаду потому, что мест нет. Фактически это приводит к тому, что матери не могут работать и вынуждены сидеть дома с детьми; для семей, в которых материнская зарплата имеет решающее значение для выживания (например, неполные семьи) – это настоящая катастрофа.
Кроме того, новый закон сокращает число бюджетных мест в вузах (предположительно на 180 тысяч) и фактически ликвидирует бесплатную магистратуру. Это означает, что семьям, которые хотят выучить своих детей, придется приложить значительно больше усилий для преодоления барьера между школой и вузом (закон, кстати, на этом этапе вовсе не гарантирует никакой преемственности программ – а это значит, что гарантированного государством школьного образования может быть недостаточно, чтобы поступить в вуз и учиться в нем).
Школа еще сохраняет свою бесплатность, хотя все чаще ведутся разговоры о введении платных услуг во всем, что выходит за рамки Федерального стандарта образования. Но за детсад и вуз родителям, похоже, придется раскошелиться по полной программе.
Сокращение гарантий бесплатного обучения – это крайне безответственная государственная политика. Когда государство заботится о своем будущем, оно, наоборот, старается обеспечить всем детям то, чего им могут не додавать родители; дать всем равные возможности, равный старт, ликвидировать отставание одного социального слоя от другого. Государство, которое заботится о своем будущем, понимает, что высшее образование – это не только набор непонятных знаний для специальности, по которой давно никто не работает, но и очень важный инструмент социализации гражданина: люди с высшим образованием меньше пьют, больше зарабатывают, имеют меньше проблем с законом и дольше живут – это статистика. Все меры по переводу дошкольного, дополнительного, высшего образования на коммерческую основу фактически служат одной цели: сократить слой высокообразованных, грамотных, высокооплачиваемых профессионалов за счет малообразованных граждан с низкой квалификацией и низкими доходами, сократить доступ к разным формам образования для всех низкодоходных групп населения. То есть – максимально способствовать дальнейшему расслоению общества.
Нет хлеба – ешьте пирожные
Есть в этом законопроекте обидные нормы, касающиеся учителей и вузовских преподавателей, но не об этом сейчас речь. Новый закон до такой степени ужимает права семьи и нарушает право детей на общедоступное бесплатное образование, что, по логике вещей, следовало бы ждать массовых манифестаций – ну хотя бы в том же объеме, в котором общественность бунтовала против ювенальной юстиции.
Новый закон, однако, как выяснилось, мало кого волнует до такой степени, чтобы в холодный субботний день приехать на площадь с плакатом и выразить протест против происходящего. 10 ноября на Площади Революции прошел митинг в защиту образования от коммерциализации. На него, по разным оценкам, пришли от 300 до 500 человек. Кажется, люди, ну ведь вам же повысят плату за детсад тысяч до пятнадцати, в полном соответствии с законом – ну что вы тогда делать будете? Нет, не пришли.
Почему, спросила я своих друзей. Большинство не знали о митинге; другие не верят, что митинги вообще что-то изменят. Третьи категорически не согласны выступать вместе с коммунистами, антиклерикалами, Удальцовым, оппозицией (нужное подчеркнуть).
Четвертые вообще считают, что бесплатное школьное и вузовское образование настолько плохого качества, что спасать тут нечего – только отменить вообще все и совсем, и пусть выкарабкивается кто может и как может. «Нет хлеба – ешьте пирожные»: ведь в качестве альтернативы государственному образованию можно оформить семейное обучение или отправить детей учиться за границу. И неважно, что все это могут себе позволить только образованные и состоятельные граждане.
Впрочем, для образованных и состоятельных возможности тоже перекрываются: они обычно стараются отдать детей в так называемые «хорошие школы» - гимназии, лицеи, спецшколы; теперь все эти учебные заведения теряют свой особый статус и льготы в финансировании: ну да, все честно, почему на обучение детей в простой районной школе должно выделяться меньше денег? А на поверку – вместо того, чтобы привести в порядок массовую школу, теперь планируется разгром всех этих спецшкол и лицеев: вслед за утратой статуса и финансирования неизбежно придет снижение качества образования. Обучение талантливых детей - это был конек советской системы, лучшее, что она умела делать, хоть она и не умела учить массы как следует. Это лучшее как-то пережило эпоху больших перемен, но теперь могут ликвидировать и его.
Зарплатный?
На митинге нас было мало, но учительско-родительско-преподавательский хвост довольно долго тянулся через милицейские рамки. Часть коллег была из независимого профсоюза «Учитель», часть из других школ, учреждений дополнительного образования, из вузов, пришли даже несколько особо активных родителей. Для тех, кто не успел заготовить плакат дома, на каменном парапете площади лежали листы формата А3, фломастеры и мелки. «Я хочу разговаривать с детьми языком Пушкина, а не языком чиновников», — написала коллега Дарья Вильямовна. А многдетная мама из Давыдкова сделала себе плакат «Качественное образование – для всех».
Мы встали со своими плакатами на ступеньках площади, так что ораторов было довольно плохо слышно. Зато было хорошо видно фотокорреспондентов и Удальцова, когда он пришел. Никакие плакаты, никакие речи так не занимали журналистов, как Удальцов. Нет, нашего мнения тоже спрашивали – например, нас с коллегой Татьяной Александровной допрашивали, сколько мы получаем. А потом на сайте НТВ появилась новость о том, что «прошел зарплатный митинг учителей». Это даже не обидно – это злит: можно подумать, учитель только ради своей зарплаты способен выйти на улицу. А ведь вопрос зарплаты – это прежде всего региональный вопрос: зарплаты жестко привязаны к местной экономике. Попытка вписать в закон норму о том, что учителя не могут получать за свой труд меньше, чем в среднем по стране, провалилась, Минфин вычеркнул. Вычеркнул и норму «не меньше, чем в среднем по региону» - по которой учителя в провинции получали за ту же работу в разы меньше, чем их коллеги в Москве, но местные власти хотя бы не могли просто взять и урезать им зарплату. В регионах, однако, массовых протестов не наблюдается: скажем, в Новосибирске на акцию против принятия закона вышли 10 человек.
Но вопрос зарплат на митинге был главным только с точки зрения НТВ; на самом деле главным вопросом было сохранение доступности бесплатного образования.
Закон напрямую касается каждой семьи, где подрастают дети. Закон закрывает для них двери детсадов, дворцов творчества и вузов. Скорей всего, родители проглотят и это: ведь протестовать бессмысленно, школа все равно не нужна, и вообще рядом с Удальцовым протестовать неохота. Рассмотрение закона в Госдуме перенесено на декабрь, говорят, в связи с массовыми обращениями граждан.
Пока еще есть возможность влиять на принятие этого закона – голосовать против, отправлять поправки – правда, электронная приемная не справилась с потоком и зависла; активисты нашли выход из положения и лично отнесли свои обращения и предложенные поправки в Госдуму. Главное сейчас, наверное, объяснить каждому родителю, сколько мы теряем с принятием этого закона и что от наших действий пока еще может что-то зависеть, и что голос любого родителя, даже если он не выйдет на улицу – это не голос пресловутого агрессивно-послушного большинства.
Ирина ЛУКЬЯНОВА, публицист, преподаватель литературы школы «Интеллектуал».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
ЕГЭ: Смухлюй, или проиграешь Второй акт экзаменационной драмы продолжается. 1-2 июня в сети появились материалы экзамена ЕГЭ по математике, который прошел 3 июня. Как и на экзамен по русскому языку, школьники пришли вооруженными до зубов
Реформа школы: ГТО и форма В сфере образования проводятся реформы. Одна из последних - школе предложили возродить нормативы ГТО и вернуть единую форму.
Молитвенные комнаты: изменится ли светский статус школы Стоит ли переживать по поводу новых поправок в закон об образовании? Чем они продиктованы? Рассуждают руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) инокиня Ксения (Чернега), член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков и публицист Дмитрий Быков
Пикет против поправок, запрещающих усыновление российских детей американцами 19 декабря, нижняя палата российского парламента во втором чтении рассматривает поправки к "закону Димы Яковлева", запрещающие американским гражданам усыновлять российских детей. Противники закона устроили серию одиночных пикетов перед зданием Государственной Думы, десять человек задержаны. ФОТОРЕПОРТАЖ
«Ябеда-корябеда», или Мифы о стукачестве в России Принято считать, что российские граждане не любят «стучать» - в отличие от граждан западных стран, где информирование государственных органов о несоблюдении законов и правил считается исполнением гражданского долга. Мы осуждаем эту практику, противопоставляя закону нравственные нормы, жалуясь при этом на собственное равнодушие и отсутствие в стране порядка.
Безопасность подростка в городе: инструкция по выживанию Как научить наших детей подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь, но не воспитать в них агрессивность? Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря КАСТЮКЕВИЧА – исполнительного директора Национального совета айкидо России, автора книги о безопасности в мегаполисе
Социальное расслоение: принцы и нищие в школе Как объяснить ребенку, что не стоит завидовать тем, кто богаче? Как соблюсти золотую середину, чтобы ребенок не стал ни стяжателем материальных благ, ни закомплексованным «нищебродом»?
ЕГЭ: Взрослый слив и дети-стрелочники Скандал с утечкой материалов ЕГЭ начался 27 мая: во время экзамена по русскому языку в интернет попали контрольно-измерительные материалы экзамена. 3 июня выпускники сдают математику, в социальных сетях уже сейчас можно купить готовые ответы.
Как детям выбрать будущую профессию «Раскачавшись» после начала учебного года, школьники и их родители начинают задумываться о будущем — выбирать вузы, определяться с ЕГЭ, которые предстоит сдавать, искать репетиторов. Но нашим детям сейчас очень трудно делать выбор.
Война, которую учитель проиграл? В потоке политических новостей с особой горечью воспринимаются известия о том, что именно учителей фактически заставляли на избирательных участках творить всякие волшебства по указанию сверху. И большинство соглашалось. О том, что происходит с ролью учителя в нашем обществе – Андрей ДЕСНИЦКИЙ
ОПК на старте: Как в школах выбирали религию С сентября 2012 года во всех школах России появится новый обязательный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). В мае школы определялись с выбором модулей. Какую же религию предпочитают россияне и почему?
«Я не ставил себе задачу рассказать о Боге» Почему такой цели не ставил себе автор учебника по ОПК диакон Андрей КУРАЕВ, какие — ставил и удалось ли в результате решить хитрую задачу «культурологического подхода к вере»?
Светская этика в светской школе: «за» и «против» Способен ли «научить морали» нынешний курс школьный курс «Основ религиозных культур и светской этики», поможет ли он ученикам ориентироваться в отношениях между религиозными общинами, не путают ли его порой родители с курсом этикета, рассуждает иеродиакон ЛАВРЕНТИЙ (Полешкевич), заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного Университета
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
Язычество в Абхазии не станет государственной религией Поправки к Закону о религии, которые должны были уравнять язычество, ислам и православие не будут приняты абхазским парламентом. Закон, еще не поступивший на его рассмотрение, оставит республику светским государством, хотя и подчеркнет в преамбуле особую роль Православия в ее истории
Чем грозит закон о волонтерах добровольческому движению? Совсем недавно, в сети была опубликована концепция нового закона о волонтерах, содержащая рад положений, таких как введение обязательной регистрации добровольцев и обязательное заключение письменных контрактов между волонтерами и добровольческими организациями. Эти предложения мгновенно вызвали шквал критики: Почему? Это мы спросили у сотрудников волонтерских организаций
Наступает новый порядок Рассказали кому-нибудь об акции против ювенальной юстиции или абортов? Если на акции потопчут газон, то с вас от 10 до 20 тысяч рублей. А если во время акции испортят имущество (например, замажут краской рекламу) – до 300 тысяч. Даже если на саму акцию вы не пришли. Корреспондент НС попытался применить новый закон о митингах к крестным ходам и выступлениям православной общественности
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.