На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 9 (80)'2012

В Татарстане ни основ Ислама, ни ОПК в этом году не будет


Версия для печати
04.09.12, 07:15

Курс ОРК (Основы мировых религиозных культур) будет преподаваться исключительно на гуманистической основе — так решили в Министерстве образования республики. Представители Ислама с таким решением совершенно согласны.


«Наш народ не готов к углубленному изучению религии»

Вместо четырех предметов (Православия, Ислама, Иудаизма, Буддизма) — два: Курс мировых религиозных культур плюс светская этика — таков региональный ответ на предстоящий год Министерства образования Республики Татарстан Министерству образования России. По мнению представителей образования и духовенства Татарстана, со своей религией ребенок должен знакомиться в семье и храме.

Роза Салахова, руководитель информационно-методического центра городского отдела образования, г. Зеленодольск, Республика Татарстан: «С сентября 2012 года в соответствии с новым приказом Министерства образования РТ “Об утверждении базисного учебного плана на 2011/12 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования”, в программы начального общего образования в четвертых классах вводится предмет “Основы религиозной культуры и светской этики”. Ни основы Ислама, ни основы Православия, а также Буддизма и Иудаизма в школах Татарстана, по крайней мере в ближайшем учебном году, преподаваться не будут. Будут преподаваться светская этика и курс мировых религий исключительно на гуманистической основе».

Абсолютно не против такого решения имам-мухтасиб города Зеленодольска Габдельхамит хазрат Зинатуллин: «За многие годы общения с прихожанами мечетей, посетителями медресе и просто своими знакомыми я сделал вывод: наш народ еще не готов к углубленному изучению религии. А от невежества часто возникают недопонимание, конфликты, неверные толкования. В данной ситуации я полностью поддерживаю решение Министерства образования Татарстана — ввести во всех школах изучение курса “Основы религиозной культуры и светской этики”. Это необходимый ознакомительный минимум, который подготовит детей к более глубокому изучению религий, если у них и у родителей будет такая потребность. Этот курс призван показать общие нравственные ценности человечества, хранимые религиозными традициями, и своеобразие множества человеческих культур. Если поспешить с разделением учеников по религиозному признаку, мы можем получить страшные последствия в виде разногласий и школьных конфликтов на религиозной почве».

С необходимостью знакомства в школе с мировыми религиозными культурами в Татарстане согласны и учителя, и директора школ, и имамы. Школе здесь отводится место площадки для вступительного, а главное религиозно нейтрального введения в курс. А углубленное знакомство с вопросами веры большинство советует продолжать факультативно, либо в пределах храмов и мечетей.

«Самое оптимальное дополнение к новому курсу, на мой взгляд, — создание факультативных курсов по основам религий на основании заявок родителей и самих учеников. — считает Габдельхамит хазрат Зинатуллин. — Особенно актуальными эти факультативы могут оказаться в деревнях: в русской деревне большинство родителей и бабушек могут выступить за углубленное изучение Православия, а в татарском селении дети с большим рвением и с поддержкой старших будут изучать Ислам. Городское же население, “дозревшее” до того, чтобы впустить религию в свою жизнь, также имеет немало возможностей. Например, в нашем медресе бесплатно обучаются мусульмане в возрасте от девяти до семидесяти лет, а при мечетях для желающих действуют воскресные школы».

Рустем Сайхутдинов директор общеобразовательной школы № 16 г. Зеленодольска, Татарстан: «По образованию я историк, и в девяностые годы по собственной инициативе вел в школе факультатив по истории мировых религий. В то время остро ощущался дефицит подобного знания, и я сам жадно глотал любую книгу на тему религии. Чувствовался и отклик учеников. Кому-то, возможно, эти лекции помогли открыть более глубокое измерение духовной культуры человека, кому-то — просто расширить кругозор. Я считаю, что сегодня об истории религий вполне можно рассказать в курсе истории: на истории родного края мы рассказываем об Исламе, в курс истории России вплетается история Православия, ну а когда речь идет о мировой истории, то необходимо коснуться других религий мира».

По мнению Светланы Сунцовой, учителя истории гимназии № 3 г. Зеленодольска, курс по основам мировых религий может подготовить ребенка к осознанному восприятию своей веры: «Несколько лет назад я в составе группы учителей проходила сертификационный семинар-тренинг, организованный обществом “Ватан” (общество “Ватан” — “Родина” — занимается связями с соотечественниками за рубежом, укреплением национального единства, созданием и развитием национальных образовательных программ, в частности по изучению татарского языка и культуры. — Прим. ред. ). Семинар был посвящен укреплению патриотического компонента в образовании и воспитании подрастающего поколения. С нами встречались священники Православной Церкви и имамы. После этого тренинга я поняла, что священнослужитель — это и психолог, и педагог, и воспитатель. Наверное, именно воспитание детей сильнее всего сближает общеобразовательную школу и религиозные институты. Как историк, я много лет веду в старших классах Основы обществознания. Разумеется, касаюсь и сведений о мировых религиях. Но это больше справочная информация, хотя, возможно, и она обладает педагогической ценностью. По крайней мере, я считаю, что вводимый курс Основ религиозной культуры и светской этики дает шанс ребенку осознанно заинтересоваться верой своих предков. Это гораздо лучше, чем принудительное вождение ребенка в церковь или мечеть».

«Не все еще поняли, что верить в Бога можно»

Среди верующих родителей мнения об оставлении изучения своей веры за скобками школьного образования не столь едины. Многие совсем не против, чтобы конфессиональное религиозное образование и воспитание продолжилось в школах.

Рафкат Зиятдинов, инженер, отец двух дочерей: «Одна из моих дочерей соблюдает все каноны Ислама, ходит в мусульманской одежде, регулярно читает молитвы. Я поддерживаю ее в этом, однако сам не посещаю мечеть. Мне в последние годы ближе православные храмы. Я несколько лет проработал дворником в казанском Зилантовом монастыре и считаю это очень ценным опытом.

Я слышал о результатах опросов населения — в некоторых областях ноль процентов родителей голосуют за преподавание Ислама. Почему так происходит? Да потому, что родители водят своих детей в воскресные школы при мечетях, и они просто не нуждаются в дополнительном курсе основ Ислама в общеобразовательной школе. Однако, на мой взгляд, это может иметь и отрицательные последствия. Я считаю, что именно сближение исламских и православных активистов могло бы помочь стране. Например, недавно я наблюдал митинг протеста православной молодежи против абортов. Вот к ним бы и присоединиться молодежи мусульманской! Пора Исламу и Православию переходить от мирного сосуществования к сотрудничеству. А помочь такому сближению может именно грамотное религиозное образование в школах».

Альбина Алишева, мусульманка, стоматолог, мать двоих детей, г. Нижнекамск: «Я считаю, что прививать основы религиозной грамотности должны родители. Потом ребенок сам сможет выбрать, что ему изучать в школе — светскую или религиозную этику. Мой муж, преподаватель математики, учился в татарско-турецком лицее, и я считаю, что это прекрасно повлияло на его нравственные качества. И мне жаль, что в школах не будут пока преподавать Ислам. Что ж, остается надеяться на помощь Всевышнего и обучать детей нравственности дома».

Нурислам Абдрахманов, системный администратор: «Я не против ввода предметов изучения религии в школах, с одним “но”: предмет по соответствующей религии должен вести человек, сам ее исповедующий, который придерживается канонов своей религии. Плюс чтобы материал был написан также верующими людьми. Я не против, чтобы мои будущие (дай Аллах) дети изучали Ислам в школе. Мы с супругой считаем, что такое образование, конечно, не заменит воскресные школы, но при отсутствии возможности водить детей в мечеть станет хорошим подспорьем родителям в нелегком труде воспитания».

Матушка Лия (Мирганиева), Петропавловская церковь, г. Зеленодольск: «По национальности мы с мужем, отцом Святославом, татары. Родители наши мусульмане, хотя и неревностные. Но мой муж двадцать с лишним лет назад не стал советоваться с ними, когда принял твердое решение креститься, а потом и рукоположиться в священники. Тогда мы оба мечтали об искусстве: я училась в Казанском институте культуры и искусств, а мой сосед по двору и друг детства Ирек Мирганиев окончил Казанское художественное училище. Промыслительно случилось так, что оба мы разными путями пришли в Петропавловскую церковь: я — на клирос, а он — как художник-реставратор. Общение с единомышленниками, возможность обращаться с любой нуждой, проблемой, вопросом к священникам сыграли огромную роль в нашей судьбе. Мы органично влились в культуру и традиции Православия, и я не могу сказать, что наша национальность нам как-то мешала. Ирек стал отцом Святославом и уже более двадцати лет служит во славу Божию. Несколько лет назад архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) назначил его благочинным, и возможно, именно национальность помогает ему находить общий язык с прихожанами. Ведь он знает специфику местных обычаев, особенности взаимодействия двух культур — русской и татарской.
Мне в свое время приходилось помогать в организации праздников в детском саду. Мы приглашали и священников, и мусульманских мулл. Для детей такие праздники были большим событием, приобщением к родительским традициям. Однако в определенный момент нам запретили приглашать представителей религиозных конфессий. Видимо, сказалась советская атеистическая пропаганда. Не все еще поняли, что верить в Бога уже можно. Дай Бог, чтобы поняли скорее. С этого года я по приглашению директора одной из школ города буду читать факультативный курс по Основам православной культуры. Несмотря на то что это факультатив, я уверена, что на него придет немало детей. Я лично знакома со многими родителями, в том числе и мусульманами, и знаю, что настоящая вера никогда не несет в себе конфликт и агрессию».

Свободный выбор подтверждаем

В Казанской епархии подтвердили, что решение Минообразования Татарстана основано на свободном выборе народа, однако не предложили своей версии, объясняющей такой выбор. Комментирует руководитель отдела религиозного образования и катехизации Казанской епархии иерей Сергий ШКУРО:
— Министр образования и науки Республики Татарстан Альберт Харисович Гильмутдинов в ответ на нашу просьбу разъяснить позицию Министерства по ситуации в нашем регионе с выбором модулей ОРКиСЭ, и заверил в том, что процедура выбора прошла законно (нам привели официальную статистику и документы).

В мае прошла неофициальная встреча представителей трех конфессий (христианство, ислам, иудаизм) с министром образования РТ А. Х. Гильмутдиновым; было решено активизировать работу Координационного межконфессионального совета по введению в госшколах Татарстана курса ОРКиСЭ. Достигнуто соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Татарстана и Казанской епархией в сфере образования и воспитания детей и молодежи: представители епархии уже участвуют в подготовке кадров для госшкол Татарстана по преподаванию ОПК, проводят круглые столы с участием учителей и родителей, где разъясняется тематика Основ православной культуры. От каждой школы были направлены учителя на курсы повышения квалификации в Институт непрерывного образования (в очной или дистанционной форме обучения). Поэтому я уверен, что в самые ближайшие годы появится адекватная возможность ввести в школах Татарстана преподавание Основ православной культуры.

Лилия ЕГОРОВА

Версия для печати

Тэги: Воспитание  Школа  Образование 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.