На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность 5 (64)'2011

Родителям, боящимся учителей


Версия для печати
03.06.11, 18:32

Мой сын учится в пятом классе, и у него много трудностей с учебой из-за серьезных проблем со здоровьем - а я очень боюсь разговоров с учителями. Каждый раз, когда нужно идти в школу, я переживаю, я боюсь ходить на родительские собрания: сейчас опять услышу, что сын отстает от всех, плохо себя ведет и т. п. Я боюсь учителей. Наверное, нужно выработать какой-то стиль общения с ними - я понимаю, что они, наверное, хотят нам только добра, но все-таки… Как научится нам, родителям «трудных детей», общаться с учителями? Юлия

Нина ГОЛУБ, президент организации родителей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью «Импульс»:
- Некоторые мамы часто боятся школы, потому что из-за особенностей их детей - а мама, задающая вопрос, похоже, относится к одной из них - они выслушивают от педагогов множество претензий. Обычно диалог между такими родителями и учителями сводится к поиску виновных. Родители воспринимают замечания учителя как обвинение в личной несостоятельности и защищаются: доказывают, что виноват учитель или ребенок. Ребенка наказывают, а на учителя пишут жалобы. Некоторые, напротив, проникаются чувством «я плохая мать», но от этой позиции пользы тоже мало.
Цель вашего общения с учителем - не искать крайнего, а выяснить, что мешает вашему ребенку хорошо учиться и нормально себя вести и вместе помочь ему; перевести ситуацию из конфликтной в конструктивную. Ученик, родитель и учитель здесь - партнеры, а не ревизор и ревизуемые. Каждая ошибка ребенка - это возможность чему-то научиться. Лучший исход дела, если сделана ошибка, не наказать виновного, а помочь ему исправить ее и извлечь для себя урок.
Важно разделять себя и ребенка. Если вы еще «мыкаете» («нам поставили двойку», «мы плохо себя ведем»), если всякая детская обида причиняет вам острую боль и желание отомстить - то в этом конфликте вы не взрослый, а ребенок. Важно понять, что родитель в этой ситуации - не пострадавший. Он - помощник ребенка.
Помните, что в конфликте страдают обе стороны: плохо не только вам и ребенку, но и учителю. Разговор с ним вообще имеет смысл начать с того, что вы понимаете, как ему трудно.
Первое, что надо сделать, точно сформулировать проблему: описать ее, а не дать оценку. Не «бездельничает», а «не пишет классную работу», не «плохо соображает», а «не умеет составлять уравнения». Задавайте наводящие вопросы, просите учителя приводить конкретные примеры, уточняйте факты, выясняйте причины поступков: «шумит и скачет на географии по вторникам, поскольку не успевает успокоиться после долгой перемены». Не бросайтесь в контратаку, не дослушав. Не реагируйте гневно, если учитель некорректен, держите в уме цель общения: ваша задача - помочь ребенку, а не доказать, что вы лучше.
Следующий шаг - определить, что для решения проблемы могут сделать родители, школа и сам ребенок (например, регулярно созваниваться; отправлять его в начале урока географии мыть тряпку и стирать с доски; решать по пять задач каждую неделю). Если учитель отказывается идти навстречу - просите его предложить свои варианты; в некоторых случаях придется обратиться к завучу или директору. К ним лучше идти не с жалобой (если учитель не нарушает своих должностных обязанностей), а с просьбой дать совет, помочь договориться с учителем.
Когда вы договорились, стоит повторить вслух и даже записать, к чему вы пришли: что должны сделать родители, ребенок, учитель, к какому сроку; договориться, что будет считаться решением проблемы, как будет оцениваться прогресс, когда вы в следующий раз встречаетесь или созваниваетесь по этой теме.
Предлагайте свои решения. Спрашивайте: может быть, попробуем всю следующую неделю делать то-то и посмотрим, как пойдет?
Если договориться не удалось из-за негибкой позиции учителя - следующим шагом может стать жалоба директору или в управление образования. Иногда, наоборот, стоит поговорить с ребенком и убедиться, что на проблему легче махнуть рукой (дотерпеть до конца года придирки учителя рисования). А иногда бывает нужно уже менять школу - особенно если попытки наладить диалог упираются в равнодушие педагогов, а проблема требует срочного решения (например, в ситуации травли ребенка в классе).
Не стоит пытаться разжалобить учителя и ссылаться на диагнозы ребенка. Даже если диагнозы и есть - учителю важно знать другое: как работать с таким учеником в условиях массовой школы. Опишите трудности ребенка (не выносит шума, нетерпелив, легко смущается, нуждается в дополнительном времени для ответа и т. п.), расскажите, что вам помогает дома, попросите о помощи в конкретных ситуациях (позволить отвечать устно, отправить умываться, если начинается истерика и т. п.), спросите, что посоветует педагог. Непременно спросите, какие сильные стороны есть у вашего ребенка, в чем он успешен.
Иногда поведение ребенка действительно выходит за рамки обычных проблем: угрожает самоубийством, бросается на одноклассника с циркулем, на уроках ползает под партами и хохочет - это все примеры из жизни. Такой ребенок и сам не учится, и всему классу не дает, и создает угрозу для безопасности других детей; здесь уходить от диалога со школой - безответственно. Родителям обязательно надо искать причину такого поведения, а школе - предложить семье обсудить другие возможные формы обучения (семейное, надомное, по индивидуальному учебному плану).
В общем, не бояться учителя не так уж трудно. Надо научиться видеть в нем человека и своего союзника - и наладить конструктивный диалог.

Подготовила Ирина ЛУКЬЯНОВА



Версия для печати

Тэги: Родители  Школа 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Родителям, боящимся учителей

Мой сын учится в пятом классе, и у него много трудностей с учебой из-за серьезных проблем со здоровьем - а я очень боюсь разговоров с учителями. Каждый раз, когда нужно идти в школу, я переживаю, я боюсь ходить на родительские собрания: сейчас опять услышу, что сын отстает от всех, плохо себя ведет и т. п. Я боюсь учителей. Наверное, нужно выработать какой-то стиль общения с ними - я понимаю, что они, наверное, хотят нам только добра, но все-таки… Как научится нам, родителям «трудных детей», общаться с учителями? Юлия

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.