«Раскачавшись» после начала учебного года, школьники и их родители начинают задумываться о будущем — выбирать вузы, определяться с ЕГЭ, которые предстоит сдавать, искать репетиторов. Но нашим детям сейчас очень трудно делать выбор.
Бизнысмены и бизнысвуманы
Третьекурсница Таня учится на культуролога. Она только сейчас поняла, что ее интересует архитектура, что она хотела бы заниматься промышленным дизайном, но перевестись из вуза в вуз нельзя из-за разницы программ. На второе высшее у семьи денег нет, а сама она, молодой специалист, не заработает. Приходится оканчивать вуз, уже сейчас понимая, что образование, на которое уходят годы, неадекватно. Вузовской системе образования остро не хватает гибкости, возможности менять образовательную траекторию и надстраивать ее модулями-кирпичиками — но вряд ли решение найдется скоро.
«Сейчас вместо простых и понятных профессий на рынке появились тысячи непростых и непонятных, скажем, мерчандайзер, дистрибьютор, логист, — говорит психолог Евгения Пайсон. — Дети о них не знают, и узнать им неоткуда. Система профориентации рухнула — и наши дети оказались перед выбором, который не в состоянии сделать осознанно».
Родители все чаще обращаются к психологам с просьбой как можно раньше определить, к чему ребенок способен. «Сейчас самый ранний возраст для профориентации — это пятый класс, — рассказывает Виталий Алтухов, руководитель научно-методического отдела центра тестирования и развития “Гуманитарные технологии”. — Уже в этом возрасте можно сделать грубый набросок склонностей: этот ребенок — скорее гуманитарий, у этого выражены творческие наклонности, технические, экономические».
Дети не знают толком ни рынка труда, ни самих себя. Некогда я опрашивала младших школьников для газетной колонки на тему «Кем вы хотите стать». Четко и определенно сказал «хочу водить поезда по Филевской линии» только один мальчик. Остальные предполагали что-то туманное — вроде «бизнысвуман». Но для того, чтобы стать «бизнысвуман», надо иметь в себе определенные задатки, без которых лучше оставаться наемным работником. А как понять, к чему у тебя есть склонности?
Есть организации, которые могут помочь ребенку определиться с этим. Например, с помощью деловых игр. «У нас есть программа из пяти игр, которые дают подростку представление о том, как работает бизнес, — рассказывает руководитель компании PROekt PRO «Пропуск в профессию» Юлия Пасс. — Игры основаны на реальных бизнес-моделях, в игре дети учатся выбирать стратегии, ставить долгосрочные цели, принимать решения, лучше осознают свои сильные и слабые стороны, картина мира становится более объемной, а представления о бизнесе — более реалистичными. Одни делают вывод о том, что да, бизнес — это мое. Другие приходят к выводу, что собственный бизнес не для них, что они не могут рисковать, им тяжело принимать решения. Но каждый, оказывается, может что-то делать классно.
А самое интересное в PROekt PRO — это экскурсии в настоящие компании. Желающих быть дизайнерами здесь водят в студию Артемия Лебедева. Будущих журналистов — в «Коммерсант» и на «Эхо Москвы». «Если человек хочет быть врачом — мы ведем его в Бакулевский центр. Здесь можно почувствовать, что такое работа врача, например, увидеть настоящую операцию на большом экране: все как есть на самом деле. Иногда кому-то становится нехорошо, бывает, — замечает Юлия Пасс. — Но пусть ребенок лучше сейчас постоит у окошка, зато точно будет знать, что профессия врача не для него».
Пусть потянет лямку
Сейчас мало кто готов после школы отправить своего недоросля, как Петрушу Гринева, тянуть лямку и нюхать порох, да еще где-нибудь в степной глуши. После школы в вуз, желательно на бюджетное отделение — это золотой стандарт для современной российской семьи. Но среди нынешних подростков появляется все больше практиков, которые решают сразу пойти работать (а учиться потом, когда станет понятно, чего хочется) или пойти получать не высшее, а среднее профессиональное образование.
Володя, с малолетства обожавший машины, еще в девятом классе сказал маме, что собирается быть автослесарем. «Через мой труп», — ответила мама, кандидат наук и убежденный сторонник университетского образования. Но через два года сын все равно отправился в автоколледж. Затем отслужил в армии в гараже — рукастые ремонтники и там нужны; окончил колледж, зарабатывает больше мамы. Говорит: «Если пойму, что мне это надо, пойду в МАДИ». Таких упертых много: в этом году в московский колледж автомобильного транспорта подали чуть не в полтора раза больше заявлений, чем в колледже мест, причем именно на автомехаников и организацию перевозок, а не на популярные некогда экономику и бухучет.
Но даже если ребенок однозначно уверен, что хочет в вуз, промахнуться с выбором очень легко. Консультанты дружно говорят: школьники обычно начинают определяться, когда надо выбирать экзамены для сдачи ЕГЭ, и это довольно поздно — лучше начинать задумываться об этом если не с пятого, то хотя бы с восьмого-девятого класса. Но даже если времени почти не осталось, лучше все-таки получить консультацию по профориентации, чем самоопределяться наобум. Консультация — это обычно тестирование и разговор со специалистом. Конечно, тестирование нелбязательно откроет истину в последней инстанции, но оно позволяет узнать о человеке довольно много; оценивает не только интересы и склонности, но и словарный запас, внимание, эрудицию, логику, эмоциональную стабильность. Знаю случай, когда у мальчика без особых склонностей тестирование обнаружило превосходное пространственное мышление. Парень озадачился, стал заниматься с репетитором… сейчас оканчивает МАРХИ.
«Для удачного будущего выбора профессии нужно как можно раньше дать ребенку почувствовать вкус настоящего дела: например, перепоручать ему части своей работы под своим контролем, — советует Евгения Пайсон. — Или подыскивать для него летние лагеря — математические, программистские, биологические. Не специализированные школы, а именно лагеря, где ребенок может попробовать себя в каком-то деле и встретиться со взрослыми, которые им по-настоящему увлечены». Некоторые школы возят своих учеников в археологические или биологические экспедиции, в трудовые лагеря (скажем, школа № 548 традиционно организует трудовые лагеря в музее-заповеднике «Михайловское»). Не стоит, правда, путать с этим «городские трудовые лагеря» с унылой уборкой школы и подклеиванием книг в библиотеке.
Главный ключ к успешной профориентации — живой интерес. Его, конечно, можно подстегивать и пробуждать при помощи специальных методик — но лучше выращивать: разнообразием жизни, опыта, занятий. И собственным человеческим примером.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
ЕГЭ: Смухлюй, или проиграешь Второй акт экзаменационной драмы продолжается. 1-2 июня в сети появились материалы экзамена ЕГЭ по математике, который прошел 3 июня. Как и на экзамен по русскому языку, школьники пришли вооруженными до зубов
Реформа школы: ГТО и форма В сфере образования проводятся реформы. Одна из последних - школе предложили возродить нормативы ГТО и вернуть единую форму.
Возвращение в ч/б К сожалению, часто мы замечаем в работах ребят «руку» руководителя: И это беда многих фотокружков и студий, увы. Буквально доходит до прямого указания: стань здесь, сними это, а потом эта работа подписывается – Миша Иванов…, 15 лет
ОПК на старте: Как в школах выбирали религию С сентября 2012 года во всех школах России появится новый обязательный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). В мае школы определялись с выбором модулей. Какую же религию предпочитают россияне и почему?
«Я не ставил себе задачу рассказать о Боге» Почему такой цели не ставил себе автор учебника по ОПК диакон Андрей КУРАЕВ, какие — ставил и удалось ли в результате решить хитрую задачу «культурологического подхода к вере»?
«Ябеда-корябеда», или Мифы о стукачестве в России Принято считать, что российские граждане не любят «стучать» - в отличие от граждан западных стран, где информирование государственных органов о несоблюдении законов и правил считается исполнением гражданского долга. Мы осуждаем эту практику, противопоставляя закону нравственные нормы, жалуясь при этом на собственное равнодушие и отсутствие в стране порядка.
Закон об образовании: Учите сами, как хотите? Два года обсуждался проект нового закона об образовании. Общественность прислала к нему двадцать тысяч поправок. 10 ноября на митинг в защиту образования от коммерциализации, которую предполагает новый закон, пришло около 500 человек. Какие подводные камни есть в проекте закона и чем вызван протест, рассказывает участник митинга публицист Ирина ЛУКЬЯНОВА
Елена Шичалина: ЕГЭ хорош лишь для средних Если собрать все положительные отзывы о ЕГЭ, то и это будет каплей в море критики, которая обрушивается на единый и обязательный экзамен. Сейчас, в разгар набора абитуриентов, споры о достоверности результатов тестирования разгораются с новой силой. О том, насколько легко дается ЕГЭ ученикам сильных школ, мы беседуем с Еленой Федоровной ШИЧАЛИНОЙ, директором школы-гимназии при греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина.
Сентябрьский номер «Нескучного сада»: тема – религия в школе За введение курса Основ религиозных культур и светской этики во всех школах страны проголосовало 53% россиян. С сентября 2012 года в школах дети будут изучать религию. Решит ли этот курс все проблемы религиозного воспитания в стране? Шесть модулей по количеству основных религий в России — есть из чего выбрать. Так почему многие верующие родители предпочитают ограничить знания своих детей светской этикой?
В Татарстане ни основ Ислама, ни ОПК в этом году не будет Курс ОРК (Основы мировых религиозных культур) будет преподаваться исключительно на гуманистической основе — так решили в Министерстве образования республики. Представители Ислама с таким решением совершенно согласны.
Светская этика в светской школе: «за» и «против» Способен ли «научить морали» нынешний курс школьный курс «Основ религиозных культур и светской этики», поможет ли он ученикам ориентироваться в отношениях между религиозными общинами, не путают ли его порой родители с курсом этикета, рассуждает иеродиакон ЛАВРЕНТИЙ (Полешкевич), заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного Университета
Революция в школе Ни одна из реформ последнего десятилетия не вызывала и не вызывает такого количества споров и разногласий, не порождает такого количества мифов и слухов и не объединяет против себя чуть ли не все слои общества, как реформа образования. «НС» решил разобраться, в чем же суть предлагаемой реформы и почему общество так сильно боится перемен
ОПК планируют преподавать со 2 по 10 классы 30 часов в 4 классе – сегодняшняя норма не дает возможности раскрыть перед школьниками глубину православной культуры. Ее стоит пересмотреть, отмечают участники первого форума московских преподавателей ОПК, прошедшего 16 апреля. Открытым остается вопрос: повышение квалификации самих учителей
Среднее частное Частные школы в России не смогли стать заметной силой в изменении образования в стране, не решили назревших вопросов в подготовке детей к современной жизни. Государство по-разному относится к частным и государственным школам, предоставляя последним режим наибольшего благоприятствования, а общество не предъявляет заметного спроса на их услуги, несмотря на их большой потенциал
Зачем нужны философы? В РГГУ радикально сокращают прием студентов на бюджетные места на гуманитарных факультетах. А на философском факультете этого ведущего гуманитарного вуза в этом году бюджетных мест не предусмотрено вообще. Нужны ли сегодняшнему обществу философы и кто по преимуществу философ в современном мире – «любитель мудрости» или «торговец знаниями»?
Пропаганда секса и зона подростковой безопасности Московский парламент планирует разработать городской закон о запрете пропаганды сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кто и как будет определять, что такое пропаганда, от чего нужно защищать детей и какими методами?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.