На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 9 (80)'2012

Религия в школах Германии: без учебника и идеологии


Версия для печати
03.09.12, 10:04

Как построено религиозное образование в школах Германии, где и как готовят учителей, а главное, становится ли жизнь немецких школьников более христианской? За информацией мы обратились к Варваре БАЗАНОВОЙ, преподавателю Православия в церковно-приходской школе им. А.С. Пушкина при кафедральном соборе святых новомученников и исповедников Российских в Мюнхене, и иерею Владимиру ЕГОРОВУ, клирику храма пророка Илии города Штутгарта Берлинской епархии (Московский Патриархат).СПРАВКА:

Варвара БАЗАНОВА родилась в 1982 году в Мюнхене в семье священника РПЦЗ. В 2005 году окончила Сорбонну, в 2008 году — Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана (славистика, православное богословие). Прихожанка кафедрального собора Святых Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене. Замужем, одна дочь.

Иерей Владимир ЕГОРОВ родился в 1966 году в Обнинске в семье физиков. Окончил Полтавскую семинарию, Московский институт национальных и региональных отношений; кандидат философских наук. Работал в России в системе РОНО, учителем истории, химии. Женат, две дочери.

В государственных школах Баварии католицизм изучает 61% учащихся (общее число католиков в школах 62,9%), протестантизм — 23,6% (на 23,8% протестантов). Оставшаяся часть приходится на общины, признанные на государственном уровне как «корпорации общественного права», среди которых и Православие — 0,2% .

Самый древний предмет

Варвара Базанова: Говоря о Германии, надо учитывать, что это очень разнородная страна, и законы ее федеральных земель (субъектов федерации) сильно различаются. Но преподавание религии в школах Германии — давняя традиция, которая никогда не прерывалась, первые школы здесь возникали при монастырях. Конечно, светский дух коснулся и Германии. Во времена Веймарской республики (1919-1933) появлялись дискуссии на тему: нужна ли религия в школе, можно ли создавать школы, где бы этот предмет не преподавался. Но в итоге на общегосударственном уровне было принято решение религию в школе оставить. Сегодня изучение религии закреплено в Конституции Германии, гарантирующей ее гражданам «свободу совести и нерушимость религиозных прав» (ст. 4). Это штатный предмет (Religion), оценка за который идет в аттестат. Лишь в некоторых землях Германии Religion преподают факультативно.

Для преподавания религии государство предоставляет школу и учителя (образование которого оно оплачивает на теологических факультетах университетов или в педагогических институтах, а в школе платит ему зарплату). За содержание уроков и учебники отвечает Церковь.

Отношение к религии в Германии определено отношениями государства и Церкви, построенными на принципах конкордата: Церковь и государство рассматриваются в качестве самостоятельных, равноправных партнеров; они отделены друг от друга и имеют свои собственные задачи и зоны влияния, но и сферы взаимного сотрудничества.

Как преподают Religion?

Варвара Базанова: Я расскажу о преподавании религии на примере Баварии, крупнейшей из федеральных земель Германии. Religion преподается здесь с первого класса до выпускного (при обучении в гимназии школьник изучает предмет с 6 до 18-19 лет). Предмет представлен двумя обязательными модулями: это католицизм и протестантизм. В качестве альтернативы — курс светской этики. С 2009 года в некоторых школах Германии в формате эксперимента пробуют вводить уроки ислама.

Выбор — что именно будет изучать ребенок — делают родители. Лишь в последнем классе гимназии (в 18 лет) он может изменить это решение (изучать религию другой конфессии, или другую религию, или светскую этику).

На Religion отведено два учебных часа в неделю. Обычно класс делится на католическую и протестантскую группы, остальные идут на светскую этику. Если в группе количество учеников меньше пяти, школы договариваются между собой и объединяют учеников в одну группу.

Бывает и так, что конфессия берет на себя религиозное образование и предмет изучается в христианских общинах. Но аттестацию по нему школьник должен все равно получить в школе.

В Баварии все школьные каникулы (кроме летних) установлены в прямой зависимости от христианских праздников.

Кто преподает?

Варвара Базанова: Преподавателем Religion могут быть как священники, так и светские лица. Главное требование — обязательное высшее богословское образование, полученное либо в конфессиональном учебном заведении (семинарии), либо на теологическом факультете университета или в педагогических институтах по специальности «преподаватель Религии». По определению и априори учитель религии в школе должен быть верующим. Ведь у нас религию изучают не культурологически, а как Закон Божий, здесь нет дистанции, взгляда «извне».

К преподавателям других конфессий или религий, например иудаизма, ислама, требования те же: высшее богословское образование плюс хороший немецкий, а также опыт преподавания.

Иерей Владимир Егоров: На теологическом факультете будущий преподаватель религии в школе изучает древнееврейский, древнегреческий, латынь — чтобы свободно работать с древними текстами, читать и переводить Священное Писание, Платона, Аристотеля, Гомера и проч. Изучают основное богословие, всю мировую религиозную философию, Новый Завет, историю Церкви — это только общие предметы, потом начинается специализация.

Что преподают

Иерей Владимир Егоров: Уроки религии, конечно, дают информационный багаж по христианскому вероучению, Священной истории, Священному Писанию, жизни и правилах Церкви. Но не только. Важная цель — интеграция веры в жизнь. В младших классах проходят основы веры, в более старших изучают то, как эти основы прилагаются к жизни, во взаимоотношениях между людьми, между народами, в семье, в отношениях к ближнему, слабому, сильному и т. д. Разбираются с христианской точки зрения конфликты, рассматривается весь спектр жизненных ситуаций.

Варвара Базанова: Все эти задачи актуализируются в разных классах по-разному, в зависимости от запросов, психологии ребенка: например, когда у подростка появляется множество вопросов к себе и ближним, применяется «биографический» подход — им предлагают помощь в понимании своего «я», в ответах на вопросы «откуда я?», «зачем я пришел?», в правильном выстраивании отношений с другими, с миром, в вырабатывании своей позиции в этических вопросах.

Примерно к восьмому классу у школьников возникает критическое отношение к Священному Писанию — как к «бабушкиным сказкам». И здесь важно предложить иное, духовное измерение, которое материалистическому анализу не поддается. То есть на Religion учат в том числе и аргументированному контркритическому мышлению по отношению к чистому материализму.

Иерей Владимир Егоров: Решается это с помощью принципа межпредметных связей: например, если по биологии проходят зарождение жизни, на Religion обсуждаются различные теории эволюции в христианском дискурсе, те же вопросы, в своих аспектах, обсуждаются на физике и химии. Так у ученика возникает знакомство с теориями из разных областей знаний и умение с ними работать.

Варвара Базанова: Уроки католиков и протестантов также проходят в согласовке: например, в шестом классе все конфессии знакомятся с Евангелием, в седьмом — с другими вероисповеданиями и т. д.

Иерей Владимир Егоров: В двух последних классах школы (это уже гимназический курс) подготовка по Religion очень серьезная. Могут даже учить древнегреческий, латынь. В сравнении с нашей образовательной системой два класса гимназии в Германии по религии — это два первых курса семинарии или богословского института. И если школьник подходил к учебе серьезно, то с ним после окончания гимназии можно говорить очень серьезно о началах богословия.

Религия без учебника

Варвара Базанова: С учебниками по религии в Баварии совершенно особая ситуация. Единого рекомендованнного для общего пользования учебника попросту нет. Есть разные учебники (католические и протестантские), которые учитель может рассматривать как некий ориентир.

Есть единый учебный план, где выложены темы для изучения. Но как будет раскрыта тема, например, Заповеди блаженств — дело учителя. Есть множество методических разработок, составленных нередко совместно министерством просвещения и разными конфессиями, во всяком случае скоординированных. Но их статус также необязательный, ориентирующий. Более того, такую методичку может написать любой дипломированный учитель, допущенный министерством просвещения к преподаванию религии, и, если она одобрена Церковью, вести по ней свой урок. Творческий подход, поиск новых форм и идей только приветствуются. А при приеме учителя на работу у него обязательно спросят: какова ваша методика преподавания?

Еще шире творческие возможности у учителя светской этики, так как ему не требуется церковное одобрение. Здесь также нет единого учебника, лишь разные пособия, и от учителя требуются свои идеи и программы, способность организовывать и вести дискуссии, проявлять адекватную толерантность или, наоборот, принципиальность.

Религия без идеологии

Иерей Владимир Егоров: Немецкий школьник изучает просто религию, а не религию в государственно-идеологическом контексте. В государственных школах связь религии и идеологии исключена: во времена нацизма в Церкви были общины, лояльные к нацистскому режиму, были и те, кто открыто выступал против и кого уничтожали за антифашистские взгляды. Поэтому после Второй мировой войны к любой идеологии немцы относятся с огромной осторожностью. Этим они отличаются, например, от России. У нас сегодня разговор о Православии в школах нередко строится по принципу: «Сергий Радонежский основал свой монастырь, чтобы заложить основы культуры и величия русского народа». Еще не всем понятно, что преподобный Сергий основ культуры не закладывал — это духовная культура русского народа сложилась под влиянием того, что сделал он и его ученики-последователи. Есть опасение, что христианские ценности в школьном курсе ОПК могут отрабатываться в контексте государственно-церковной идеологии: «Москва — третий Рим». Такая идеология по вкусу даже атеистам: когда я защищал диссертацию по философии (специальность — «философия политики и права») уже будучи священником, профессора в совете говорили мне: «Батюшка, ты нас извини, мы в Бога не верим, но мы все православные». Большинство из них воспринимают Православие не как мировоззренческую, а как общественно-политическую систему, в которой Христу порой не оставляют места.

Урок Православия

Варвара Базанова: Впервые право на преподавание Православия в школах Германии было получено Русской Зарубежной Церковью в 1956 году в Баварии (сегодня такое право есть не в каждой федеральной земле Германии). С притоком «гастарбайтеров» это право получили также греки и сербы. С тех пор католики по закону не могут преподавать русским православным детям католицизм, если они не получили разрешение от епархии РПЦЗ. Аналогичная ситуация в греческой и сербской Церквях. Правда, это право нарушается, но лишь потому, что православных учеников гораздо меньше, чем католиков и протестантов, и многие школы, впервые сталкиваясь с появлением православного ученика, не знают, как себя с ним вести. Тут требуется решимость родителей отстаивать свои права, а такой решимости часто нет. Если же у ребенка нет физической возможности посещать Закон Божий (например, он проживает в баварской глубинке, где нет прихода и священника с правом преподавания), Православная церковь разрешает детям посещать уроки католицизма или протестантизма, оговаривая, чтобы им не предлагали участвовать в таинствах.

В государственных школах преподавание Закона Божия ведется на немецком, но, поскольку на такие уроки ходят русские, мы стараемся объяснять в министерстве просвещения, как важен нам и русский, и церковнославянский язык, на котором ведется наше богослужение, и в министерстве на такую замену языка смотрят с пониманием. Лишь в двух последних классах гимназии мы ведем преподавание по-немецки, но это делается уже в интересах самих детей, которые обязаны сдать экзамен по Православию на немецком языке.

«Главных» учебников у нас также нет. За ориентир мы берем старый и прекрасный учебник отца Серафима Слободского, а в остальном каждый преподаватель ищет свой материал и методику.

Светская этика на христианских началах

Варвара Базанова: Светскую этику в Германии выбирают в основном некрещеные дети неверующих родителей. Но есть и верующие, которые не крестят своих детей в детстве, считая, что они должны свободно выбрать себе веру. Такие родители нередко посылают ребенка изучать «не свою» религию, например, католики записывают ребенка в протестантский класс, и наоборот. Или на курс светской этики. Но для этого нужно специальное разрешение: если верующая семья, соотносящая себя с какой-либо религией (эти данные указываются в анкете, потому что немцы платят налог на Церковь), принимает решение о том, чтобы ребенок ходил не «на свою» религию или курс светской этики, им нужно сделать мотивированный запрос в свою епархию и получить разрешение.

Иерей Владимир Егоров: На светской этике проходят практически то же самое, что и в этике религиозной, только там не дается религиозного обоснования каких-то максим поведения, нет корня этики. Но можно сказать, что светская этика в Германии — это христианство без Христа.

«Вера — от слышания»

Варвара Базанова: По статистике, почти 80 процентов школьников Баварии ходят на уроки Religion. Конечно, не все они — практикующие христиане. Но когда я вспоминаю детей, которые, придя к нам на урок, о Церкви и понятия не имели, а потом, не сразу, стали появляться на службах, приступать к таинствам, я понимаю, что нельзя уходить от своей ответственности перед Богом и не пользоваться теми возможностями, которые дает закон. Помню некрещеную девочку, которой в порядке исключения разрешили ходить на наш урок (ради русского языка, как хотела ее мама). У меня в классе она была активнее всех и скоро сказала о желании креститься. Мама была не против, но вела себя пассивно. Девочка же добилась, чтобы мама договорилась с батюшкой, и очень осознанно приняла крещение. В храме ее, правда, видно нечасто, ведь трудно десятилетнему ребенку из нецерковной семьи заставить родителей регулярно участвовать в богослужениях. Но на занятия она ходит всегда.

Иерей Владимир Егоров: В государственных школах Германии не занимаются воспитанием в том смысле, как это понимают у нас. Предмет «Религия» дает набор знаний и навыки к их применению, чтобы человек пришел в свою религиозную общину уже подготовленным (я не говорю об уроках Православия). Эти знания могут быть востребованы, а могут — нет.
Однако любая информация влияет на наше сознание. Если эта информация осмыслена, правильно подана, исключает идеологическую корысть, она самим своим содержанием будет влиять на нравственность. Ведь сказал же апостол Павел: «...вера от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10: 17). Ну а дальше остается та свобода, которую дал Христос: принять Его или отвергнуть. Но предмет «Религия» позволяет этот выбор сделать ответственно — с пониманием того, что человек выбирает или что отвергает, без мифов, иллюзий, безграмотности «ой, а я и не знал».

Версия для печати

Тэги: Школа  Образование 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Религия в школах Германии: без учебника и идеологии

Как построено религиозное образование в школах Германии, где и как готовят учителей, а главное, становится ли жизнь немецких школьников более христианской? За информацией мы обратились к Варваре БАЗАНОВОЙ, преподавателю Православия в церковно-приходской школе им. А.С. Пушкина при кафедральном соборе святых новомученников и исповедников Российских в Мюнхене, и иерею Владимиру ЕГОРОВУ, клирику храма пророка Илии города Штутгарта Берлинской епархии (Московский Патриархат).

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.