Существуют планы по перестройке и расширению знаменитого «Уголка дедушки Дурова». Предполагается построить конюшню с манежем, комплекс зданий «Храм детства», многофункциональный деловой центр с офисами, апартаментами, торговыми помещениями. Предлагаемое эссе Алины ВОЛЫНСКОЙ о том, что значит для Москвы и москвичей этот «уголок».
На пересечении дорог
В 2012 году «Уголок дедушки Дурова» отпраздновал свое столетие. Внушительная дата навевает легкий поэтический флер: в особняке, на пересечении трех дорог, пересекаются истории... история династии, истории зверей (в рамках «Уголка» — вполне устоявшийся жанр), истории знаменитых людей, посещавших этот дом... истории детей, которые уже давно выросли...
В XIX веке на этом месте была больница Московского почтамта. Затем одна половина участка попала к торговцу бельем Мандлю, а вторая — к Иоганне Вебер, муж которой, известный архитектор Август Вебер, в 1894 году построил на ней особняк. В 1912-м его купил Владимир Леонидович Дуров, основатель династии, цирковой артист, клоун, дрессировщик, зоолог, гипнотизер — нынче известный как дедушка Дуров.
Во времена Дурова «Уголок» был одним из центров культурной жизни. В нем бывали знаменитые ученые, режиссеры, писатели, певцы. Здесь работали естественнонаучный музей и зоопсихологическая лаборатория, устраивались научные конференции и даже издавался журнал.
Но к 1970-м годам вся научная деятельность прекратилась, а культурная — существенно трансформировалась. «Уголок» окончательно превратился в детский театр.
Ни одной прямой
Автором архитектурного проекта «Уголка Дурова» был Григорий Саевич. Мой дедушка в 1980-е годы работал вместе с Саевичем и даже имел с ним вполне концептуальный спор о сборном железобетоне, который тогда проектировал. Дедушка отстаивал преимущества готовых форм (в основном связанные со скоростью строительства) и говорил, что они отнюдь не препятствуют полету архитектурной фантазии. Саевич отвечал, что для реализации его идей готовых форм недостаточно.
Быть может, мы вправе считать, что «Уголок Дурова» стал реализацией именно этих идей Саевича, и рассматривать его как антитезу серой и сборной архитектуре 1970-х. Новый комплекс театра включает большой и малый залы, слоновник, зверинец с бассейном, вольеры и прочие административно-жилые постройки. В историческом здании «Уголка» расположились музей Дурова и администрация.
Саевич спроектировал здания в форме барабанов и соединил все постройки крытыми полукруглыми переходами. Изогнутые поверхности контрастируют с геометричными и стандартизованными готовыми формами.
Получилась многоплановая и многофигурная композиция, в которой нет ни одной прямой линии (за исключением старого особняка постройки Вебера).
«Уголок» построен и расположен так, что не удается схватить объект целиком, понять, как он устроен. За каждым поворотом — новый ракурс и новое понимание целого (а сейчас из-за стройки оно и вовсе остается загадкой). Такой герменевтический круг. Причем кривизна и закругленность работают как по горизонтальной оси, так и по вертикальной: здания приземляются на множество закругленных объемов, плавно переходят в полукружия клумб.
Саевич спроектировал принципиально игровое пространство — тут возникают самые разные аллюзии: цирк, арена, шатры, шапито, надувные цирки, ярмарки... Мотив гротеска и карнавальности, конечно, возникает и за счет скульптур животных. Не вполне понятно, какая идея лежит в основе их расположения. Такое ощущение, что все эти слоны и птички сами прилетели и так там и остались — забронзовели. Что вполне отражает суть: все смешалось — кони, люди...
Проект Саевича традиционно критикуют за его небольшие размеры. В путеводителях 1980-х говорилось, что «Уголок дедушки Дурова» «выгодно подчеркивает лаконизм и масштабность новой застройки Олимпийского проспекта». Что это означает на практике, не вполне ясно: конечно, по сравнению с монументальным Театром Советской армии и гигантским «Олимпийским» здания «Уголка» кажутся совсем маленькими. А сейчас, когда напротив возник стеклянный бизнес-центр (прозванный «унитазом»), «Уголок» совсем потерялся. Зато, несмотря на несоразмерность окружающей застройке, он вполне удачно вписывается в тему «округлости», разные вариации которой представлены на пересечении улицы Дурова и Олимпийского проспекта («Олимпийский», новый бизнес-центр, гостиница «Олимпик-Пента», главная мечеть).
Пусть здания «Уголка» и несоразмерны окружающей застройке — зато они соразмерны старому особняку Вебера, который Саевич аккуратно и бережно включил в свой комплекс. Думаю, это получилось именно за счет усложненности форм — острые углы особняка нисколько не противоречат кругам новых зданий.
И что самое главное, «Уголок» соразмерен своему предназначению. Саевич спроектировал «детский мир», который, кажется, противостоит традиционной советской архитектуре второй половины 1960-1970-х. В отличие от большинства домов пионеров «Уголок дедушки Дурова» приближен к детям уже своим масштабом.
Проекту Саевича присуща какая-то специфическая наивность, которая сейчас выглядит уже почти ностальгической. Здания не просто намекают на карнавальность и детство, они воплощают их буквально — любому сразу понятно, чему служит это здание. Но вместе с тем, кажется, это была очень значимая манифестация — подчеркнуто маленький протест против привычной геометричности форм и серости зданий.
Призрак дедушки
На входе в «Уголок Дурова» висит объявление: «Билет требуется каждому лицу старше одного года». И вот мы с лицами незначительно старше года, их мамами и бабушками пошли на экскурсию.
В вестибюле, со смущением поглядывая на посетителей, медленно разоблачался клоун — снимал с себя нос с париком. Мимо пробегали русские народные красавицы с ослами, собаками и прочей живностью. Это, конечно, к вопросу о функциональности здания... Вместе с тем это вполне закономерное продолжение темы карнавальности, которая задана проектом Саевича... это продолжающаяся фантасмагория, которая уводит функциональность на второй план.
Сейчас в «Уголке» намешано всего понемногу: тут тебе и дух прошлого, и индустрия развлечений, и животные, и их чучела, и фотография Путина, и «призрак» дедушки Дурова.
За каждым экспонатом (в основном это чучела животных-артистов) стоит история его чудес. Есть в этой слегка настораживающей тенденции к музеефикации какая-то специфическая наивность. «Искусство» животных всегда мимолетно и ограничено их жизнью — животные не учат свое потомство руководить железной дорогой, считать, петь и стоять на задних лапках. Попытка Дурова очеловечить того или иного зверя и сделать из его тела музейный экспонат как-то перекликается с мавзолеем другого дедушки.
Фото Дианы Романовской
Вместе с тем «Уголок» прочно стоит на позиции гуманности по отношению к животным. В экскурсии незримо присутствовала моральная нотка про то, что животные — лучшие друзья человека. Открытый Дуровым метод дрессировки без хлыста, палки и прочих садистских приспособлений стал почти мифом, лег в основу современного девиза и нравственной позиции «Уголка» — позволил ему стать «ведущим воспитательным центром».
Кстати, в ходе экскурсии особо потрясает нарумяненный «призрак» самого дедушки Дурова, выплывающий из соответствующего кабинета. Дети радовались, а мне стало как-то не по себе. Его ведь, по сути, так же мумифицировали — словом, увековечили, как и его зверей-артистов.
Слониха Пунчи не фашист
«Уголок Дурова» прочно вошел в культуру: начиная от чеховской «Каштанки» (прототипом которой послужила история собаки Запятайки) до фильма, посвященного одному дню жизни театра. Он содержит в себе целый культурный пласт, связанный с образами зверей и детства (который, кажется, совсем не артикулирован и не изучен). А это ведь должен быть абсолютный объект ностальгии. Конечно, дореволюционного духа по понятным причинам совсем не осталось. Особняк Вебера вполне вписался в сказочно-детскую парадигму Саевича. Зато советское прошлое представлено исключительно подробно.
У доброй половины москвичей есть воспоминания о том, как в детстве их водили смотреть на мышиную железную дорогу. Остались и фотографии главного культурного героя СССР — Юрия Гагарина, посещающего «Уголок дедушки Дурова».
Соответствующие ЖЖ-сообщества пестрят воспоминаниями о дрессировщике К. Створа и слонихе Пунчи. После войны в «Уголок Дурова» завезли трофейных немецких животных, среди которых была слониха Пунчи, с которой в Москву приехал ее дрессировщик Карел Створа. Местные мальчишки заклеймили слониху и ее дрессировщика как фашистов, пролезли через некую дырку в заборе и начали кидать в них камни. Дрессировщик и слониха трогательно друг друга защищали. Такой почти библейский сюжет получается... Потом выяснилось, что К. Створа потерял всех родных при бомбежке, жил в ужасной нищете и тратил все средства на корм для Пунчи. Узнав об этом, мальчишки потратили все свои карманные деньги на овощи для слонихи. А Карел Створа, правда с другой слонихой, Дженни, потом появился в фильме «Городской романс»...
Должен быть маленьким
«Уголок Дурова» так и не превратился в правильно организованную и четко выстроенную (читай: бездушную) систему. Возможно, это связано с его обитателями, возможно — с его посетителями, возможно — с тем зданием, в котором он существует. Есть в нем какая-то специфическая наивность, детскость, которая провоцирует на ностальгию.
В этой наивной и чуть-чуть учительской системе вкупе с карнавальным зданием для самых маленьких и есть сейчас главная прелесть этого места — по крайней мере, для взрослых.
Сейчас строятся планы по экспансии и расширению «Уголка». Предполагается построить конюшню с манежем, комплекс зданий «Храм детства», многофункциональный деловой центр с офисами, апартаментами, торговыми помещениями.
На официальном сайте «Уголка сказано», что «”Страна чудес дедушки Дурова” признана национальной ценностью, одним из ведущих воспитательных центров России, несущих подрастающему поколению духовность и нравственность». Происхождение этой риторики не вполне понятно: то ли она еще советская, то ли современная. Но ясно одно: она не сочетается ни с самим видом здания, ни с его аурой, ни собственно с детством.
Взаимодействие детей и животных — это не задача вселенских масштабов. Все-таки живой уголок и должен быть маленьким — это же не Большой театр или цирк с конями. Заведение под названием «Храм детства», независимо от своего архитектурного облика, априори ни к зверям, ни к детям никакого отношения не имеет...
За свою столетнюю историю «Уголок Дурова» проделал длинный путь, вполне отраженный в архитектуре: от особняка Вебера к детскому зданию Саевича, а оттуда прямиком к храму детства и обсуждению судьбы семейного наследства в незабвенной программе «Пусть говорят».
Дальнейшее направление поисков пока не вполне ясно... но некоторые признаки настораживают.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Святыни Европы: древнейший монастырь Самый древний монастырь Западной Европы, история которого к тому же никогда не прерывалась, находится в Швейцарии, в городе Сен-Мориц. Это монастырь святого Маврикия (IV век). По древности он не уступает монастырю святой Екатерины на Синае
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Джонатан Свифт: священник-сатирик 19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «истово верующий археолог, да еще палеолитчик – феномен парадоксальный, потому что археология палеолита – одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС»
Прогулки по Москве: Фабрика, площадь и Страдивари Несмотря на все позднейшие перестройки городского центра, до сих пор многие московские районы сохраняют свой архитектурный колорит, часто обозначающий определенную сословную (религиозную или даже узкопрофессиональную) принадлежность того или иного уголка Первопрестольной. Мы отправляемся гулять как раз по такому заповедному московскому уголку — по бывшей Алексеевской слободе
Отечественная война 1812 года. Начало войны В этом году мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года, странной войны России с Наполеоном, в которой непобедимый полководец в сопровождении 200 тысяч человек впустую проехал от берегов Немана до Москвы-реки, так и не сумев по-настоящему реализовать свои полководческие дарования. Мы начинаем публикацию серии эссе об Отечественной войне 1812 года. Первое из них, разумеется, посвящено началу войны
Тайна святого Кирилла: кто придумал Глаголицу? Проповедь Евангелия славянам на их родном языке началась с создания святым Кириллом первой славянской азбуки, кириллицы. Но кириллица не единственная древняя славянская азбука. О происхождении другой азбуки, глаголицы, не утихают споры
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Масонские следы: секреты тайного общества или секрет Полишинеля? Свойство любой сенсации — взорваться, увлечь, взбудоражить людей и умереть. Но есть темы, которые вяло тлеют веками, сколько бы их ни кормили информацией или разоблачениями. Речь про масонов. Что же такое масонство — действительно страшная секрет тайного общества или секрет Полишинеля?
Ведь были ж схватки боевые: Бородинская панорама К юбилею победы в Отечественной войне 1812 года в Москве отреставрировали полотно Франца Рубо «Бородинская битва», подготовили экспозицию «Честь Бородинского дня» и интерактивные программы, воссоздали обстановку и атмосферу совета в Филях
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени Известный критик Павел Басинский, несколько лет назад выпустивший замечательную биографию «великого писателя земли русской» «Лев Толстой: Бегство из рая», продолжает свои толстовские штудии. Его новая книга, «Святой против Льва», представляет собой сравнительное — по плутарховскому образцу — жизнеописание Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Буквально, или о чем может рассказать глаголица Шрифты, написание букв — мы каждый день читаем книги, рекламные тексты и вывески. Обычно мы не обращаем внимания на то, как выглядит, как написана буква, каким шрифтом набрана книга, — а зря. Зря, потому что в истории шрифтов, в этих овалах, засечках и вертикальных черточках видна не только история одного языка или письменности, но история всей мировой культуры. В том, как выглядит и влияет текст на человека, еще много неизученного и даже таинственного
Музей забытого вкуса В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус — это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства
Хроники 1812-го. Ровно 200 лет назад: один день войны Что мы знаем об Отечественной войне 1812 года? Образ этой войны в массовом сознании застрял где-то на полпути от романа Л.Н. Толстого «Война и мир» к кинофильму «Гусарская баллада» режиссера Э. Рязанова: салонные разговоры, балы, красавцы-офицеры, соревнующиеся в благородстве, гениальные полководцы, красочные батальные сцены в стиле фильмов С. Бондарчука. Это представление абсолютно романическое, олитературенное
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев? Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.