На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура 2 (85)'2013

Страна чудес дедушки Дурова


Версия для печати
28.02.13, 07:19

Существуют планы по перестройке и расширению знаменитого «Уголка дедушки Дурова». Предполагается построить конюшню с манежем, комплекс зданий «Храм детства», многофункциональный деловой центр с офисами, апартаментами, торговыми помещениями. Предлагаемое эссе Алины ВОЛЫНСКОЙ о том, что значит для Москвы и москвичей этот «уголок».
Уголок дедушки Дурова

На пересечении дорог
В 2012 году «Уголок дедушки Дурова» отпраздновал свое столетие. Внушительная дата навевает легкий поэтический флер: в особняке, на пересечении трех дорог, пересекаются истории... история династии, истории зверей (в рамках «Уголка» — вполне устоявшийся жанр), истории знаменитых людей, посещавших этот дом... истории детей, которые уже давно выросли...

В XIX веке на этом месте была больница Московского почтамта. Затем одна половина участка попала к торговцу бельем Мандлю, а вторая — к Иоганне Вебер, муж которой, известный архитектор Август Вебер, в 1894 году построил на ней особняк. В 1912-м его купил Владимир Леонидович Дуров, основатель династии, цирковой артист, клоун, дрессировщик, зоолог, гипнотизер — нынче известный как дедушка Дуров.

Во времена Дурова «Уголок» был одним из центров культурной жизни. В нем бывали знаменитые ученые, режиссеры, писатели, певцы. Здесь работали естественнонаучный музей и зоопсихологическая лаборатория, устраивались научные конференции и даже издавался журнал.

Но к 1970-м годам вся научная деятельность прекратилась, а культурная — существенно трансформировалась. «Уголок» окончательно превратился в детский театр.

Ни одной прямой
Автором архитектурного проекта «Уголка Дурова» был Григорий Саевич. Мой дедушка в 1980-е годы работал вместе с Саевичем и даже имел с ним вполне концептуальный спор о сборном железобетоне, который тогда проектировал. Дедушка отстаивал преимущества готовых форм (в основном связанные со скоростью строительства) и говорил, что они отнюдь не препятствуют полету архитектурной фантазии. Саевич отвечал, что для реализации его идей готовых форм недостаточно.

Быть может, мы вправе считать, что «Уголок Дурова» стал реализацией именно этих идей Саевича, и рассматривать его как антитезу серой и сборной архитектуре 1970-х. Новый комплекс театра включает большой и малый залы, слоновник, зверинец с бассейном, вольеры и прочие административно-жилые постройки. В историческом здании «Уголка» расположились музей Дурова и администрация.

Саевич спроектировал здания в форме барабанов и соединил все постройки крытыми полукруглыми переходами. Изогнутые поверхности контрастируют с геометричными и стандартизованными готовыми формами.

Получилась многоплановая и многофигурная композиция, в которой нет ни одной прямой линии (за исключением старого особняка постройки Вебера).

«Уголок» построен и расположен так, что не удается схватить объект целиком, понять, как он устроен. За каждым поворотом — новый ракурс и новое понимание целого (а сейчас из-за стройки оно и вовсе остается загадкой). Такой герменевтический круг. Причем кривизна и закругленность работают как по горизонтальной оси, так и по вертикальной: здания приземляются на множество закругленных объемов, плавно переходят в полукружия клумб.

Саевич спроектировал принципиально игровое пространство — тут возникают самые разные аллюзии: цирк, арена, шатры, шапито, надувные цирки, ярмарки... Мотив гротеска и карнавальности, конечно, возникает и за счет скульптур животных. Не вполне понятно, какая идея лежит в основе их расположения. Такое ощущение, что все эти слоны и птички сами прилетели и так там и остались — забронзовели. Что вполне отражает суть: все смешалось — кони, люди...

Проект Саевича традиционно критикуют за его небольшие размеры. В путеводителях 1980-х говорилось, что «Уголок дедушки Дурова» «выгодно подчеркивает лаконизм и масштабность новой застройки Олимпийского проспекта». Что это означает на практике, не вполне ясно: конечно, по сравнению с монументальным Театром Советской армии и гигантским «Олимпийским» здания «Уголка» кажутся совсем маленькими. А сейчас, когда напротив возник стеклянный бизнес-центр (прозванный «унитазом»), «Уголок» совсем потерялся. Зато, несмотря на несоразмерность окружающей застройке, он вполне удачно вписывается в тему «округлости», разные вариации которой представлены на пересечении улицы Дурова и Олимпийского проспекта («Олимпийский», новый бизнес-центр, гостиница «Олимпик-Пента», главная мечеть).

Пусть здания «Уголка» и несоразмерны окружающей застройке — зато они соразмерны старому особняку Вебера, который Саевич аккуратно и бережно включил в свой комплекс. Думаю, это получилось именно за счет усложненности форм — острые углы особняка нисколько не противоречат кругам новых зданий.

И что самое главное, «Уголок» соразмерен своему предназначению. Саевич спроектировал «детский мир», который, кажется, противостоит традиционной советской архитектуре второй половины 1960-1970-х. В отличие от большинства домов пионеров «Уголок дедушки Дурова» приближен к детям уже своим масштабом.

Проекту Саевича присуща какая-то специфическая наивность, которая сейчас выглядит уже почти ностальгической. Здания не просто намекают на карнавальность и детство, они воплощают их буквально — любому сразу понятно, чему служит это здание. Но вместе с тем, кажется, это была очень значимая манифестация — подчеркнуто маленький протест против привычной геометричности форм и серости зданий.

Призрак дедушки
На входе в «Уголок Дурова» висит объявление: «Билет требуется каждому лицу старше одного года». И вот мы с лицами незначительно старше года, их мамами и бабушками пошли на экскурсию.

В вестибюле, со смущением поглядывая на посетителей, медленно разоблачался клоун — снимал с себя нос с париком. Мимо пробегали русские народные красавицы с ослами, собаками и прочей живностью. Это, конечно, к вопросу о функциональности здания... Вместе с тем это вполне закономерное продолжение темы карнавальности, которая задана проектом Саевича... это продолжающаяся фантасмагория, которая уводит функциональность на второй план.

Сейчас в «Уголке» намешано всего понемногу: тут тебе и дух прошлого, и индустрия развлечений, и животные, и их чучела, и фотография Путина, и «призрак» дедушки Дурова.

За каждым экспонатом (в основном это чучела животных-артистов) стоит история его чудес. Есть в этой слегка настораживающей тенденции к музеефикации какая-то специфическая наивность. «Искусство» животных всегда мимолетно и ограничено их жизнью — животные не учат свое потомство руководить железной дорогой, считать, петь и стоять на задних лапках. Попытка Дурова очеловечить того или иного зверя и сделать из его тела музейный экспонат как-то перекликается с мавзолеем другого дедушки.
Уголок дедушки Дурова
Фото Дианы Романовской

Вместе с тем «Уголок» прочно стоит на позиции гуманности по отношению к животным. В экскурсии незримо присутствовала моральная нотка про то, что животные — лучшие друзья человека. Открытый Дуровым метод дрессировки без хлыста, палки и прочих садистских приспособлений стал почти мифом, лег в основу современного девиза и нравственной позиции «Уголка» — позволил ему стать «ведущим воспитательным центром».

Кстати, в ходе экскурсии особо потрясает нарумяненный «призрак» самого дедушки Дурова, выплывающий из соответствующего кабинета. Дети радовались, а мне стало как-то не по себе. Его ведь, по сути, так же мумифицировали — словом, увековечили, как и его зверей-артистов.

Слониха Пунчи не фашист
«Уголок Дурова» прочно вошел в культуру: начиная от чеховской «Каштанки» (прототипом которой послужила история собаки Запятайки) до фильма, посвященного одному дню жизни театра. Он содержит в себе целый культурный пласт, связанный с образами зверей и детства (который, кажется, совсем не артикулирован и не изучен). А это ведь должен быть абсолютный объект ностальгии. Конечно, дореволюционного духа по понятным причинам совсем не осталось. Особняк Вебера вполне вписался в сказочно-детскую парадигму Саевича. Зато советское прошлое представлено исключительно подробно.

У доброй половины москвичей есть воспоминания о том, как в детстве их водили смотреть на мышиную железную дорогу. Остались и фотографии главного культурного героя СССР — Юрия Гагарина, посещающего «Уголок дедушки Дурова».
Уголок дедушки Дурова
Соответствующие ЖЖ-сообщества пестрят воспоминаниями о дрессировщике К. Створа и слонихе Пунчи. После войны в «Уголок Дурова» завезли трофейных немецких животных, среди которых была слониха Пунчи, с которой в Москву приехал ее дрессировщик Карел Створа. Местные мальчишки заклеймили слониху и ее дрессировщика как фашистов, пролезли через некую дырку в заборе и начали кидать в них камни. Дрессировщик и слониха трогательно друг друга защищали. Такой почти библейский сюжет получается... Потом выяснилось, что К. Створа потерял всех родных при бомбежке, жил в ужасной нищете и тратил все средства на корм для Пунчи. Узнав об этом, мальчишки потратили все свои карманные деньги на овощи для слонихи. А Карел Створа, правда с другой слонихой, Дженни, потом появился в фильме «Городской романс»...

Должен быть маленьким
«Уголок Дурова» так и не превратился в правильно организованную и четко выстроенную (читай: бездушную) систему. Возможно, это связано с его обитателями, возможно — с его посетителями, возможно — с тем зданием, в котором он существует. Есть в нем какая-то специфическая наивность, детскость, которая провоцирует на ностальгию.

В этой наивной и чуть-чуть учительской системе вкупе с карнавальным зданием для самых маленьких и есть сейчас главная прелесть этого места — по крайней мере, для взрослых.

Сейчас строятся планы по экспансии и расширению «Уголка». Предполагается построить конюшню с манежем, комплекс зданий «Храм детства», многофункциональный деловой центр с офисами, апартаментами, торговыми помещениями.

На официальном сайте «Уголка сказано», что «”Страна чудес дедушки Дурова” признана национальной ценностью, одним из ведущих воспитательных центров России, несущих подрастающему поколению духовность и нравственность». Происхождение этой риторики не вполне понятно: то ли она еще советская, то ли современная. Но ясно одно: она не сочетается ни с самим видом здания, ни с его аурой, ни собственно с детством.

Взаимодействие детей и животных — это не задача вселенских масштабов. Все-таки живой уголок и должен быть маленьким — это же не Большой театр или цирк с конями. Заведение под названием «Храм детства», независимо от своего архитектурного облика, априори ни к зверям, ни к детям никакого отношения не имеет...

За свою столетнюю историю «Уголок Дурова» проделал длинный путь, вполне отраженный в архитектуре: от особняка Вебера к детскому зданию Саевича, а оттуда прямиком к храму детства и обсуждению судьбы семейного наследства в незабвенной программе «Пусть говорят».

Дальнейшее направление поисков пока не вполне ясно... но некоторые признаки настораживают.

Текст: Алина ВОЛЫНСКАЯ. Фото: диакон Анрей РАДКЕВИЧ

Версия для печати

Тэги: Культура  Театр  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.